Журнал "Индекс/Досье на цензуру"
ВЫПУСК
18
27 ноября 2000 г
Законотворческий процесс
в Государственной Думе
Предыдущий выпуск
Последний выпуск
Другие:

Обзор подготовил Лев Левинсон
Проект осуществляется при поддержке правозащитного центра "Мемориал" и Института прав человека.
Распространяется по электронной почте. levlev@rinet.ru
См. также "Общество и власть в документах"


В выпуске:
принят закон об административных судах
о пленарных заседаниях 15, 17, 22, 23 и 24 ноября

СПЕЦПРАВОСУДИЕ ДЛЯ ПРЕЗИДЕНТА

22 ноября принят в первом чтении проект федерального конституционного закона "О федеральных административных судах в Российской Федерации", внесенный Верховным Судом РФ. Старания Председателя Лебедева увенчались успехом - против не выступила ни одна из фракций.
Одобренная редакция проекта, существенно отличающаяся от внесенной двумя неделями ранее, была утверждена Пленумом Верховного Суда 31 октября. С учетом первой ноябрьской каникулярной недели обкатка текста в Думе не составила и 10 дней - такая скорость развивается только по особому заказу. Многие законы, и весьма нужные (людям, но не власти), пылятся в Думе годами. Здесь же - без обсуждений, без парламентских слушаний. Очевидно, что лоббистских усилий судебного руководства для столь головокружительного полета было недостаточно - ветер в паруса дул из Кремля.
Что же получает власть?
В ближайшей перспективе, если закон окончательно будет принят, она получит спецсостав Верховного Суда по делам особой государственной важности. Для Кремля это уже немало. Дела об обжаловании актов и решений Президента и Правительства будут рассматриваться тогда не любым судьей Верховного Суда, коих множество и над подбором которых при ельцинской вседозволенности был ослаблен контроль, а лишь десятью специально отобранными "лучшими" судьями. Что гарантирует Кремль от судебных неожиданностей.
В субъектах же Федерации будет еще лучше: там спецсоставы "на первом этапе" будут сформированы из трех судей - они и только они будут рассматривать все жалобы на региональную власть. Один состав будет - "тройка" на все случаи, так что не обойдешь их и не объедешь.
Это называется (у Лебедева и в газетах) сделать суд более независимым.
В пояснительной записке говорится откровеннее: по некоторым делам "в свете осуществляемой реформы государственной власти" должны приниматься "правильные" решения. Иными словами, нужен управляемый суд по таким делам. Остальные - ладно, как получится, так и решайте, можно и "неправильно".
То, что говорится при этом о якобы имеющих явиться вскоре окружных судах, которые и разорвут, дескать, связку судебной и местной власти - то писано вилами на воде. Принятый в первом чтении законопроект сам по себе ни к чему такому не приведет, так как окружные и межрайонные суды создаваться будут по другим федеральным законам. Будут ли такие законы и когда - неизвестно. Пока же спецпроизводство начнется в тех судах, какие есть.
Это будет судебная элита. Искать у этих судей справедливости не придется.
Кремлевские аналитики ломали головы - как сделать суд еще послушнее и соблюсти при этом видимость законности и даже назвать все это судебной реформой. Придумали.
Никто в зале заседаний не спросил Лебедева, докладывавшего законопроект, а что это собственно такое - административное судопроизводство? По словам Лебедева, сказанным незадолго до того и без прессы, ни один из уважаемых академических институтов не смог выдать Верховному Суду приемлемого определения административной юстиции. Так уж сложилось исторически, что под административным всегда понимали производство по делам об административных правонарушениях. Придется теперь переучиваться нашим ученым На сей же раз обошлись и без определения - уж больно закон нужен. Создадим суды - а там разберемся зачем.
Лишь три депутата высказались при обсуждении против - Екатерина Лахова (ОВР), Александр Баранников и Владимир Семенов (Единство). Проголосовали же "против" четверо - названные, плюс Владимир Коптев-Дворников из того же Единства (все трое представляют в Единстве движение Поколение Свободы). Десять членов СПС не голосовало (все - Выбор России). Не голосовала и значительная часть "Российских регионов". Виктор Похмелкин (СПС), горячо возражавший в кулуарах против законопроекта, выступил таким образом, что ко второму чтению многое нужно улучшить и нажал на кнопку "воздержался".
При все при том, протестуя против принятия законопроекта, не остается ничего другого как постараться максимально улучшить его (или хотя бы нейтрализовать) поправками. Если не удастся как-нибудь замотать эту инициативу.
Законопроект таков, что переписать придется практически все.
1. определение административного судопроизводства и перечень административных дел (в первом чтении к таковым отнесены и дела, "связанные с государственной тайной", и дела о ликвидации общественных объединений, и дела по налоговому законодательству);
2. разграничение компетенции создаваемых административных судов с арбитражными судами (об их существовании авторы проекта "забыли", хотя сегодня часть дел такого рода рассматривается именно арбитражем);
3. установление подсудности таким образом, чтобы Верховный Суд не был столь удобно избавлен, в случае учреждения окружных судов, от рассмотрения жалоб на федеральные органы власти (принятый текст относит обжалование актов и решений федеральных министерств и ведомств к юрисдикции окружных судов, оставляя Верховному Суду только президентские и правительственные акты и решения) и таким образом, чтобы исключить распределение подсудности по конкретным делам Верховным Судом по собственному усмотрению, а не законом;
3. порядок назначения судей административных судов (проект предусматривает назначение судей административных судов Президентом по представлению Председателя Верховного Суда РФ без согласования кандидатур с законодательным органом субъекта Федерации);
4. территориальность окружных и межрайонных административных судов (об их количестве и местонахождении проект умалчивает);
5. правила административного судопроизводства, которое должно строго соответствовать Закону РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" и главой 24-1 ГПК РСФСР. В принятой редакции определяется, что в межрайонных административных судах производство по жалобам осуществляется профессиональными судьями единолично. Однако согласно ст. 239-6. ч. 1 ГПК РСФСР жалобы на действия государственных органов и должностных лиц, нарушающие права и свободы граждан, могут быть рассмотрены судьей единолично только с согласия лица, подавшего такую жалобу. При отсутствии такого согласия дело рассматривается с участием народных заседателей. Сокращение общественного представительства в судебном процессе противоречит статье 32 (части 5) Конституции и не будет способствовать независимому рассмотрению жалоб граждан на действия должностных лиц.

ЗАСЕДАНИЯ ДУМЫ 15 - 24 НОЯБРЯ

17 ноября в первом чтении принят проект закона "О внесении изменений и дополнений в статью 60 Жилищного кодекса РСФСР". Проект внесен Правительством еще в марте 1997 года и предусматривает сохранение жилого помещения за осужденными к лишению свободы в течение всего срока отбывания наказания.
В старой формулировке п. 8 ст. 60 ЖК сохранение жилого помещения за осужденным на срок свыше 6 месяцев не допускалось. Однако еще 23 июня 1995 года Постановлением Конституционного Суда РФ данная норма была признана не соответствующей Конституции и утратила силу. Изменить данную новеллу законодателю надлежало еще 5 лет назад. Сделано же это было (да и то пока в первом чтении) не только с опозданием, но и формально, так как внесение только этой поправки ничего сегодня не меняет: Постановление Конституционного Суда действует с момента принятия, жилище за осужденными сохраняется. Задачей же законодателя должно было стать решение сложных правовых вопросов, возникающих в связи с защитой права осужденного на жилище: использования жилого фонда в случае, если осужденный проживал один, гарантии прав осужденного в случае приватизации жилья, сноса, переселения семьи, реализации этой нормы в отношении осужденных к пожизненному лишению свободы (которые также имеют шанс выйти на свободу). Правительство же предложило Думе подтвердить установленное Конституционным Судом, не озаботившись всем комплексом связанных с этим проблем.

Намеченные рассмотрением на 22 ноября законопроекты, легализующие ввоз в Россию облученного ядерного топлива, были исключены из повестки дня по предложению авторов и перенесены на более поздний срок.
Проект федерального закона "О внесении дополнения в статью 50 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды" разрешает ввоз на территорию РФ облученных тепловыделяющих сборок из иностранных государств в целях временного хранения и(или) переработки.
Проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об использовании атомной энергии" предусматривает возможность осуществления лизинга тепловыделяющих сборок ядерных реакторов.
Проект федерального закона "О специальных экологических программах реабилитации радиационно загрязненных регионов Российской Федерации, финансируемых за счет поступлений от внешнеторговых операций с облученным ядерным топливом" предлагает "выбивать клин клином" - реабилитировать загрязненные регионы за счет средств, получаемых от дополнительного загрязнения.
Проекты, лоббируемые Минатомом, вносятся руками депутатов, достойных быть названными: В.П.Войтенко (Народный депутат), С.Н.Гвоздева (Единство), М.И.Гришанков (Народный депутат), К.Б.Зайцев (Регионы России), В.Д.Кадочников (КПРФ), В.В.Каретников (Единство), Е.К.Лигачев (КПРФ), г.К.Леонтьев (Народный депутат), Р.И.Нигматулин ((Регионы России), В.С.Опекунов (ОВР), А.Г.Пузановский (Народный депутат) и членами Совета Федерации Н.А.Ганзой и С.Н.Рябухиным.
Мощный десант Минатома и "независимых академиков", высадившийся в Думе накануне рассмотрения, видимо, не довел дело до конца - неуверенные в победе, загрязнители отложили рассмотрение проектов.
Если уговоры не подействовали, в ход, наверное, пойдут деньги - слишком жирный кусок разыгрывается.
Минатом и его агентура утверждают, что потенциальный риск для людей и природы при ввозе "не более 20 000 тонн" ядерных отходов "не только не возрастет, но и существенно уменьшится" за счет появления денег, необходимых для реабилитации загрязненных территорий. Голосуя же на референдуме против ввоза отходов, "житель России", оказывается, "нанесет вред себе, но главное - своим детям и внукам. И вред непоправимый: внешний рынок ждать не будет". Похоже, речь здесь идет о детях и внуках господ Адамова и Велихова.
Комитет по экологии во главе с В.А.Грачевым (Единство) проект одобрил, тогда как в прошлой Думе попытка протащить поправку в ст. 50 закона "Об охране окружающей природной среды" не увенчалось успехом в первую очередь благодаря сопротивлению Комитета по экологии, руководимого тогда Татьяной Злотниковой (Яблоко).
Против проектов выступает не только вся независимая экологическая общественность, но и Госатомнадзор России. "Деньги проедят или украдут, - говорит председатель Госатомнадзора Юрий Вишневский. - Не верьте ни одному слову Адамова."
Учитывая временное отложение законопроектов, общественные организации и активисты должны оказать максимальное давление на депутатов, прежде всего избранных по одномандатным округам, призвав их не поддерживать ввоз в страну ядерных отходов.

23 ноября принят в первом чтении внесенный Президентом проект закона "О внесении изменений и дополнений в статью 34 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"".
Законопроект изменяет порядок комплектования Вооруженных сил на контрактной основе, закрепляя право заключать контракты с военнослужащими, прослужившими в армии по призыву всего 6 месяцев, а не 12, как того требует действующая редакция закона. Это, конечно, небольшой, черепаший, но все-таки шаг на пути к контрактной армии. Альтернативный проект фракции СПС (Э.А.Воробьева, И.М.Хакамады, С.Н.Юшенкова), содержавший более радикальный подход - вообще исключить испытательный срок, и, следовательно, допустить возможность заключения контракта на 3 года с желающим того призывником, в ходе пленарного заседания был снят авторами с рассмотрения в пользу президентского.

24 ноября принят в первом чтении внесенный Э.А.Воробьевым, И.М.Хакамадой, С.Н.Юшенковым (СПС) проект закона "О внесении изменений и дополнений в статью 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"". Проектом закрепляется возможность заключения контракта на срок от 6 до 12 месяцев с военнослужащим, "срок военной службы по призыву которого истек и изъявившим желание поступить на военную службу по контракту" в период чрезвычайных обстоятельств.
По мнению авторов проекта, при выполнении чрезвычайных боевых задач (в настоящее время - в Чечне) "часто возникает необходимость" заключить первый контракт о прохождении военной службы с военнослужащими, завершающими службу по призыву. Однако, по закону, первый контракт может быть заключен лишь на 3 года или на срок, продолжительность которого вместе с военной службой по призыву составит 3 года. Предлагаемое же изменение позволяет заключать первый контракт на меньший срок, т.е. на период определенных действий, в которых участвует данное военное подразделение.
Этот благой посыл в действительности призван узаконить существующее уже сегодня понуждение военнослужащих в Чечне к подписанию контрактов - в условиях армейского бесправия "добровольное согласие" бывает таковым только на бумаге. Поэтому Минобороны поддержало законопроект как еще одну возможность оставить солдата в Чечне хоть на полгода и все-таки его там убить.
С правовой стороны, проект не согласуется со ст. ст. 33 - 34 того же закона, поскольку в условиях боевой обстановки ("чрезвычайных обстоятельств") невозможно выполнить действия, предусмотренные этими статьями как непременное условие поступления на контрактную службу (медицинское освидетельствование и "мероприятия по профессиональному психологическому отбору"). Формулировка "срок военной службы по призыву которого истек", содержащаяся в проекте, дает возможность использовать механизм заключения контракта с гражданином, срок службы которого истекает (например, в предпоследний - последний дни прохождения службы). Если в пункте 7 статьи 38 граждане, добровольно изъявившие желание проходить службу по контракту, именуются состоящими в запасе, то здесь формулировка иная "срок службы которых истек", т.е. в запасе эти граждане еще не состоят. Названный пункт 7 дает основания состоящим в запасе "и изъявившим желание поступить на военную службу по контракту в период чрезвычайных обстоятельств" заключить контракт на срок от 6 месяцев до 1 года, даже если этот контракт является первым. Зачем же нужны дополнения о тех, "срок службы которых истек", как ни для того, чтобы принуждать заключать контракт тех, кто еще служит по призыву, не состоит в запасе.
Таким образом, помимо предоставления генералам права задерживать уже отслуживших по призыву еще на полгода - год в армии, законопроект ничего не меняет. В заключении Комитета по обороне об этом говорится вполне откровенно: "Возникают ситуации, когда необходимо сохранить высокую боеспособность воинской части и задержать увольнение в запас квалифицированных и хорошо подготовленных специалистов для завершения выполнения поставленной задачи".
Чем меньше живых вернется домой из Чечни, тем проще.

24 ноября во втором чтении принят проект закона "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации".

24 ноября Дума приняла Постановление "О государственной политике в области телевизионного вещания и радиовещания". Постановление подготовлено большой группой депутатов (при участии народных артистов Кобзона и Говорухина) и озвучено народным артистом Губенко (КПРФ). Этот дежурный вопль души, преосуществленный в форму документа, патриотические депутаты издают не впервые. Страдания их вызваны исключительно желанием прорваться к телекормушке со своим Высшим советом по нравственности, законопроект о котором вновь внесен в Думу. Поэтому Постановление Думы эпично и абсолютно бессмысленно. Например: "Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования ведут героическую борьбу с силами международного терроризма, однако созданные на телевизионных экранах образы не прибавляют авторитета защитникам Отечества". И далее: "Такая информационная политика телевизионных и радиовещательных компаний препятствует укреплению общенационального единства, дискредитирует деятельность органов государственной власти, способствует, с одной стороны, криминализации общества, росту наркомании и алкоголизма, с другой стороны, стимулирует возникновение у граждан чувства страха, собственной беззащитности и ненаказуемости зла".

ПЛАН РАБОТЫ НА 29 НОЯБРЯ

В первом чтении должен быть рассмотрен внесенный Президентом проект закона "О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи".
Устанавливая уголовную и административную неприкосновенность бывшего Президента, законопроект противоречит нормам международного права (в том числе Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказания за него от 9 декабря 1948 года, Римскому статуту Международного Уголовного Суда, подписанному Россией), Конституции РФ (ст. ст. 19, 45, 47, 52, 91, 93), УК РФ (ст. 4), УПК РСФСР (ст. ст. 3, 5, 195).
При этом предмет регулирования определен неправильно: лицо, прекратившее исполнение полномочий Президента не может являться "Президентом, прекратившим исполнение своих полномочий". Институт почетного президентства не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

Другой законопроект, поставленный на пленарное заседание 29 ноября, посвящен заботе о республиканских президентах и губернаторах. В первом чтении будет рассмотрен проект закона "О внесении изменения и дополнения в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Проект внесен депутатами М.Е.Бугерой (Регионы России), С.И.Загидуллиным (Народный депутат), О.И.Ковалевым (Единство) и М.Р.Рокицким (Регионы России).
В действующей редакции закон содержит правило, согласно которому высшее должностное лицо субъекта Федерации избирается на срок не более пяти лет и не может избираться на указанную должность более двух сроков подряд. Авторы проекта предлагают разъяснить, что это положение применяется без учета завершенных до вступления в силу данного закона сроков полномочий. То есть у всех региональных руководителей текущий срок предлагается считать первым.

ВНЕСЕННЫЕ ЗАКОНОПРОЕКТЫ

Государственной Думой Томской области внесен проект закона "О дополнении Уголовного кодекса РФ статьей 321.1" об установлении уголовной ответственности за систематическое нарушение правил административного надзора. Нарушителей предлагается наказывать лишением свободы на срок до пяти лет.
Показательно, что уголовную ответственность предлагают ввести за административное нарушение. Как сказано в пояснительной записке, "административный надзор перестал реализовывать возложенную на него функцию предупреждения новых преступлений", а "органы внутренних дел утратили серьезные инструменты воздействия на нарушителей". Чтобы исправить ситуацию, органам внутренних дел предлагают установить с надзираемыми более серьезные экономические отношения, тех же, кто для таких отношений окажется непригодным, сажать на пять лет в предупредительных целях.

Депутатом П.В.Крашенинниковым (СПС) внесен проект закона "О внесении изменения в статью 27 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", предусматривающий возможность непосредственного обращения органа юстиции в суд с заявлением о признании недействительными нормативных актов субъектов РФ, противоречащих федеральному законодательству. По действующему положению протест в суд на правовой акт субъекта РФ может внести лишь прокурор, а орган юстиции может направить лишь имеющее рекомендательный характер заключение в орган, принявший данный акт. Данное законодательное предложение представляется правильным, так как упрощает процедуру обжалования региональных законов.

Депутатами Э.А.Воробьевым, В.В.Похмелкиным, С.Н.Юшенковым (СПС) внесен проект федерального конституционного закона "О военном положении".

Депутатами Б.Б.Надеждиным и Б.Е.Немцовым (СПС) внесен проект закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Гражданский процессуальный кодекс РСФСР". Проектом устанавливается, что решение по делам об отмене (аннулировании) регистрации кандидатов (списков кандидатов) принимаются в пятидневный срок, но не позднее чем за три дня до дня голосования. Необходимость проекта подтверждается печальным опытом выборов губернатора Курской области.

Депутатом А.Н.Рязановым (независимый депутат), а также Законодательной Думой Хабаровского края внесено два аналогичных законопроекта "О внесении дополнений в статью 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" о предоставлении отсрочки от призыва обучающимся по очной форме обучения в общеобразовательных учреждениях. Кировской областной Думой под тем же названием внесен проект, предусматривающий отсрочку от призыва гражданам, окончившим государственные сельскохозяйственные вузы и работающим на предприятиях сельского хозяйства, являющихся сельхозтоваропроизводителями.

Перейти к началу страницы