Index Журнал "Индекс" | Единое право

Новости о Международном уголовном суде. Апрель 2002 г.

Учреждение Международного уголовного суда приветствуют не все. Так, чилийская оппозиция выступает против ратификации Римского статута Сенатом, как они заявляют, из опасений, что Пиночет подпадет под юрисдикцию этого нового международного судебного института. При этом игнорируется факт очевидной несостоятельности данного аргумента: учрежденный Международный уголовный суд, согласно принятому уставу, не имеет обратной силы.

Австралия была в числе стран, наиболее активно поддержавших идею создания МУСа. Однако пассивность правительства привела к тому, что ратификационный процесс затягивается. Демократы выступают за его срочную активизацию. Возможно, прохождение документа начнется уже в мае и Австралия попадет в число стран, которые будут принимать первые решения по МУСу в сентябре 2002 года.

Мировые средства массовой информации вновь и вновь обращаются к вопросу, будет ли Суд иметь полномочия рассматривать действия, совершаемые в ходе сегодняшнего арабо-израильского конфликта. В статье Washington Times от 16 апреля подробно поясняется, почему Суд не имеет юрисдикции над возможными военными преступлениями, совершаемыми на Ближнем Востоке. Согласно уставу МУСа, преступления, которые будут совершены после 1 июля 2002 года (когда устав официально вступает в силу), подлежат рассмотрению Суда в трех случаях: если речь идет о стране, ратифицировавшей Статут; если Статут ратифицировала страна, на территории которой совершены преступления; если Совет безопасности ООН направляет это дело на рассмотрение Суда. Поскольку единственной страной Ближнего Востока, ратифицировавшей Статут, является Иордания и поскольку США, несомненно, воспользуются своим правом вето в Совете безопасности, если возникнет подобная тема, - МУС не получит права на рассмотрение Израильского конфликта.

Правительство Канады открыло в Интернете сайт, посвященный Международному уголовному суду. Ресурс содержит: историю МУСа, вопросы и ответы о Суде, разъяснения прав обвиняемых и жертв, права женщин и подростков и др. информацию (на английском и французском языках).

Подготовительный комитет рассмотрел на своем заседании 16 апреля вопрос о текущем финансировании МУСа. Подтверждены финансовые обязательства на половину суммы, необходимой для обеспечения первой встречи стран-участников договора по МУСу (необходимая сумма составляет 2.8 миллиона долларов). Свой вклад уже сделали Испания - 170 000 евро, Германия - внесла 23% от обещанной суммы, Швеция - 100 000 евро, Бельгия - 74 000 евро, Финляндия - 84 000 евро. Вклад Норвегии составит 784 000 евро. Некоторые страны заявили, что пока их финансовое участие будет символическим: например, Мексика. Речь на заседании шла также о создании фонда для жертв и свидетелей. Были приняты основные позиции по финансированию первого года существования Суда.

В американской прессе также активно обсуждались "пороки" суда, не позволяющие Соединенным штатам присоединиться к Римскому статуту. Звучит аргумент о возможных политически мотивированных преследованиях. Ведь лишь сам суд определяет, "адекватным" ли было национальное правосудие, принявшее то или иное решение или же вообще не принявшее случай к рассмотрению. Обвиняемый, с американской точки зрения, недостаточно защищен перед новым судом. Кроме того, предусмотрено привлечение к ответственности в случаях, весьма нечетко сформулированных, как, например, "надругательство над личным достоинством", или "нанесение серьезного ущерба психическому здоровью". Сторонники суда повторяют, что будут преследоваться наиболее вопиющие случаи и что Соединенным штатам нечего бояться. Однако можно вспомнить 1999 год, когда обвинитель Трибунала по Югославии инициировала расследование о натовских бомбежках, заявив, что они вполне могут быть квалифицированы как военные преступления, и лишь невозможность собрать достаточную документальную базу остановило выдвижение обвинений против высоких официальных лиц Америки. Поэтому опасения американских противников МУСа не беспочвенны.

На закрытии заседания Подготовительного комитета 19 апреля 2002 г. выступил Генеральный секретарь ООН Кофе Аннан, который еще раз приветствовал создание МУСа и призвал страны присоединиться к новому международному договору. Он процитировал известное высказывание Сталина о том, что "одна смерть - трагедия, миллион смертей - статистика". Процесс, свидетелями которого мы сегодня являемся, считает Кофе Аннан, означает решительный разрыв с этим циничным взглядом на мир.

Процесс ратификации Статута происходит с разной степенью активности и в африканских государствах. Правозащитные группы в Либерии призывают правительство как можно скорее ратифицировать Статут, аргументируя свой призыв, в частности, тем, что это может помочь положить конец войне в северной Либерии. О возможной скорой ратификации заявляет Бурунди. Здесь также готовится новый закон о преступлениях геноцида, преступлениях против человечности и военных преступлениях. О намерении ратифицировать Римский статут заявляет также Кения. Она ставит ратификацию в зависимость от времени принятия - одновременно с Угандой и Танзанией - нового национального законодательства в отношении преступлений, подлежащих юрисдикции МУСа.

Министр юстиции Японии высказался с осторожностью относительно возможной ратификации Римского статута. С его точки зрения, право международного суда может оказаться вмешательством в национальный суверенитет. Свою позицию Япония должна тщательно обдумать, - заявил министр на пресс-конференции в Токио 19 апреля.

В Канаде начался процесс подбора судей - кандидатов для Международного уголовного суда. Особое внимание уделяется справедливости и открытости процесса номинирования. В расчет не должны идти какие-либо политические соображения, - настаивают независимые организации, в том числе канадская Amnesty International: в противном случае, Суд рискует не приобрести необходимый авторитет. Процесс номинирования начался в Канаде уже в марте 2002 г.

На сегодняшний день всего 3 азиатские страны ратифицировали Римский статут: Таджикистан, Камбоджа и Монголия. На Филлипинах двое депутатов инициировали резолюцию, призывающую правительство поторопиться с ратификацией и войти в число стран-участниц, которые будут принимать первые важные решения в сентябре 2002 г. К ратификации призывает и Филиппинская Коалиция в поддержку Международного уголовного суда.

В ежеквартальном издании "Новая перспектива" опубликовано интервью с известным англиканским архиепископом Туту, лауреатом Нобелевской Премии мира, присужденной ему за усилия положить конец апартеиду в Южной Африке. Туту считает, что хотя трибуналы по военным преступлениям и могут положить конец безнаказанности, они не в состоянии излечить от ненависти. Более подробно о взгляде Туту на перспективы международного правосудия можно прочитать здесь.

25 апреля в Мадриде собрались американские и европейские представители: адвокаты прав человека, комиссары по правам человека (из 30 стран), судьи, которые обсуждали вопросы отмены смертной казни и учреждения Международного уголовного суда. Собрание приветствовал король Хуан Карлос и королева София.

30 апреля на Би-Би-Си прошла передача, посвященная дискуссиям вокруг Международного уголовного суда. Среди ее участников был и заместитель официального представителя России в ООН Сергей Карев. Он не согласился с ведущим программы, который говорил о нежелании России одобрять Римский статут. Он напомнил, что Россия принимала активное участие в выработке Статута, в частности, во внесении в него статей о преступлениях агрессии. Российский министр иностранных дел выступил с официальным заявлением, приветствуя вступление Статута в силу. На прямой вопрос ведущего, когда же Государственная дума будет рассматривать вопрос о ратификации, Сергей Карев ответил: "Хороший вопрос. Откровенно говоря, этого я не знаю. С моей точки зрения, то, что происходит в Москве, можно назвать процессом осмысления этого документа. Ведь это сложный правовой инструмент, и в случае ратификации нам предстоит много работы по изменению нашего национального законодательства. Поэтому сейчас идет межведомственная работа. Однако, надеюсь, ответ будет дан до конца этого года." Ведущий поинтересовался также, не является ли проблема Чечни препятствием для ратификации Россией Статута. Сергей Карев считает, что это вряд ли играет роль. Ведь суду будут подлежать только преступления, которые будут совершены после 1 июля 2002 года. Кроме того, Устав предусматривает возможность семилетней отсрочки разбирательства по делам о военных преступлениях по требованию государства-участника. Ведущим был задан также вопрос, не является ли сам факт учреждения МУСа значимым для, скажем, поведения тех же российских военных в Чечне, поскольку они будут знать, что военные преступления подлежат теперь международной юрисдикции. Изменится ли что-то в их поведении? Сергей Карев считает, что поведение военных в Чечне уже претерпело существенные изменения в последние годы и без угрозы Международного уголовного суда. Вместе с тем он полагает, что мировые лидеры теперь будут с большей осторожностью подходить к некоторым из своих решений. Хотя одно это вряд ли способно существенно изменить ситуацию.

Вышла новая книга о Международном уголовном суде:

Leila Nadya Sadat "The International Criminal Court and the Transformation of International Law: Justice for the New Millennium (Innovation in International Law)"
Publication date: May 2002
Publisher: Transnational Publishers
ISBN: 1571051333

Обзор подготовила Е. Ознобкина

Журнал "Индекс" | рубрика "Единое право"