Index Журнал "Индекс" | Единое право

Интервью с архиепископом Туту: "Трибуналы по военным преступлениям могут положить конец безнаказанности, но они не могут излечить ненависть"

архиепископ Дезмонд ТутуВопрос: Южная Африка сумела исцелить ненависть и достигнуть справедливости после падения режима апартеида благодаря Комиссии по выяснению истины и по примирению, которую Вы возглавляли. Такого рода комиссии лучше служат достижению справедливости, чем военные трибуналы, как, например, по Балканам в Гааге или в Аруше по геноциду в Руанде?

Архиепископ Туту: Эти процессы в трибуналах ООН являются шагами на пути учреждения Международного уголовного суда. У меня же есть опасения, что такой подход чреват нарушением тех хрупких ситуаций, которые складываются при переходе от репрессий и конфликтов к более демократическим формам жизни.

Статут учреждаемого Международного уголовного суда, имея в виду эту угрозу, предполагает, что его юрисдикция будет применяться только в тех случаях, когда сама страна не смогла эффективно разобраться с соответствующими делами в собственном прошлом. Сторонники учреждения МУСа озабочены, в основном, ответственностью за нарушения прав человека и тем, чтобы положить конец такого рода преступлениям. Они утверждают, что МУС не будет вмешиваться, когда, как в случае Чили, его вмешательство могло бы нарушить процесс примирения, но при условии, что ответственность за преступления будет установлена.

Относительно же трибунала в Аруше я боюсь, что хуту скажут: пусть даже их вина была установлена на открытом процессе, сам процесс был инспирирован тутси. Эти процессы не только не прервут бесконечную спираль взаимной ненависти между хуту и тутси, мщения и насилия, а напротив, подбавят масла в огонь и положат начало новому витку вражды.

Вопрос: Иначе говоря, международные трибуналы могут повредить примирению, а не способствовать ему?

Архиепископ Туту: Такие трибуналы могут обеспечить установление ответственности и продемонстрировать, что с безнаказанностью покончено. Само по себе это хорошо. Но для исцеления нужно нечто иное, чем карательное правосудие. Судебный процесс как таковой уравнивает стороны. И не может эффективно служить примирению общества, раздираемого ненавистью.

В нашей Комиссии по выяснению истины и по примирению мы обнаружили, какое огромное терапевтическое и очищающее значение имеет для жертв возможность высказаться. В судебном процессе вы должны доказывать вину преступника посредством особых процедур с перекрестной оценкой улик. Суд обязан быть объективным и, говоря юридически, в равной мере враждебным и к жертве, и к преступнику. В нашей Комиссии сочувствие и уважение к достоинству жертвы предполагались, как нечто само собой разумеющееся. А преступник не ждал, чтобы его вина была безусловно и скрупулезно доказана, для получения амнистии ему нужно было принести покаяние. И это было не концом, а только началом процесса примирения. Рассказы жертв и признания преступников сделали явным, открытым все, что происходило во времена апартеида. А только при полной ясности люди могут двигаться дальше.

Вопрос: Процесс примирения в Южной Африке и мирный изральско-палестинский процесс начались одновременно. У вас получилось, но на Ближнем Востоке мирный процесс полностью провалился.

Вы говорили, что "нет будущего без прощения", имея в виду, что ветхозаветная вражда на Ближнем Востоке нуждается хотя бы в толике новозаветного духа, то есть в прощении, а не в мщении - "око за око, зуб за зуб".

Архиепископ Туту: Мир и стабильность не могут прийти на Ближний Восток путями мщения. Это так. И давайте не будем забывать, что христианское понятие прощения восходит к иудео-христианской традиции. В книге пророка Осии Бог повелевает ему взять в жены блудницу. Этот пример показывает, что Бог не покидает даже не верящих в него, но хранит их и очищает их. Идея прощения - центральная в библейской вере.

На Ближнем Востоке существует одна проблема, которой не было у нас - что и позволило нам преуспеть - это личные качества лидеров. Наши лидеры сумели пойти на непопулярные компромиссы, даже против своих убеждений, поскольку им хватило мудрости понять, что только так можно все-таки достичь мира.

Де Клерк выказал много мужества, проводя свои реформы, но, кроме того, ему был дарован не мстительный и неуступчивый партнер, а почти святой в своем великодушии Нельсон Мандела. Белые не желали уступать ни пяди, а освободительное движение настаивало на том, чтобы чуть ли не все они прошли через процессы, аналогичные нюрнберскому. Оба лидера не вняли их требованиям.

Кто мог возразить Нельсону Манделе, когда он, после двадцати семи лет тюрьмы, сказал: "Давайте простим их." И он, и де Клерк видели в противнике человека, видели его боль. И если этого нет, любой мирный процесс обречен на провал.

И де Клерк, и Мандела понимали, что нельзя получить все, чего хочешь. Без компромиссов было не обойтись. Если нет уступок, нет и переговоров. А так и происходит на Ближнем Востоке. Да, израильтянам нужна безопасность, но они должны покинуть свои поселения на оккупированных территориях и предоставить палестинцам государственность.

И, в конце концов, великодушие - свойство сильного, а отнюдь не слабого.

Вопрос: Вас не беспокоит, что Соединенные Штаты могут оказаться в одиночестве, ведя войну против терроризма?

Архиепископ Туту: То, что произошло в Нью-Йорке, это не война, это преступление против всего международного сообщества. И потому я твердо убежден, что ответная акция будет делом не одной страны, а ООН. Именно она должна разыскать подозреваемых и привлечь к суду на глазах всего мирового сообщества - это и есть дело для Международного уголовного суда (хотя Соединенные Штаты пока не считают нужным его учреждение).

Чудовищные жертвы среди мирных жителей в Нью-Йорке и Вашингтоне не должны повлечь за собой столь же чудовищные убийства мирных жителей ни в Афганистане и ни в какой другой стране. И очень хотелось бы надеяться, что одна из составляющих величия Америки, а именно ее уважение к закону, не будет забыто в страхе, и все подозреваемые будут рассматриваться как невиновные до того момента, когда их вина не будет окончательно доказана.

Нет никаких сомнений в том, что истоком терроризма является огромный разрыв между имущими и неимущими. И войну против терроризма нам не выиграть, пока богатство не будет распределяться иначе, чем сейчас, а бедность и невежество не будут искоренены.

Интервью с архиепископом Англиканской Церкви Туту, возглавлявшим Комиссию по выяснению истины и примирению в ЮАР, было опубликовано 19 февраля 2002 г. в журнале "Нью Перспективз Квотерли".

Перевод Н.Малыхиной

См. также Владимир Абаринов. Комиссия Туту: наджеды и реальность на сайте Института прав человека.

Журнал "Индекс" | рубрика "Единое право"