Index Главная страница
Оглавление

Сергей Пашин. ОБЖАЛОВАНИЕ АРЕСТОВ

VII. ЖАЛОБА АДМИНИСТРАЦИИ СЛЕДСТВЕННОГО ИЗОЛЯТОРА

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

    Жаловаться администрации следственного изолятора или прокурору, надзирающему за исполнением законов в местах содержания под стражей, то есть не тем лицам, которые осуществляют производство по уголовному делу, целесообразно только в трех случаях:

    1. если имеется постановление органа дознания, следователя, прокурора, судьи, определение суда об освобождении Вас из-под стражи, но Вас продолжают удерживать в СИЗО;

    2. если истек срок содержания под стражей в ходе предварительного следствия и не получена санкция соответствующего прокурора на дальнейшее продление срока содержания под стражей;

    3. если истек предельный срок содержания под стражей (полтора года, а в случае возвращения дела судом для производства предварительного расследования - год и семь месяцев), но Генеральный прокурор Российской Федерации либо какое-либо другое должностное лицо или орган власти разрешили дальнейшее содержание под стражей.

    Во всех остальных случаях жалоба будет просто направлена компетентным должностным лицам (лицу, производящему дознание, следователю, прокурору, осуществляющему надзор за исполнением законов при расследовании уголовного дела, в суд).
    Согласно ч.ч.3 и 4 ст.11 УПК РСФСР, ст.50 ФЗ от 21 июня 1995 г., начальник места содержания под стражей обязан не позднее чем за 24 часа до истечения срока содержания под стражей подозреваемого или обвиняемого уведомить об этом орган или лицо, в производстве которых находится уголовное дело, а также прокурора. Если по истечении установленного законом срока задержания или заключения под стражу в качестве меры пресечения соответствующее решение об освобождении подозреваемого или обвиняемого либо о продлении срока содержания его под стражей в качестве меры пресечения или сообщение об этом решении не поступило, начальник места содержания под стражей освобождает его своим постановлением. Такое же постановление вправе вынести прокурор, надзирающий за исполнением законов в местах содержания под стражей (ст. 49 ФЗ от 21 июня 1995 г.).
    Законами не установлен специальный срок, в течение которого администрация места содержания под стражей должна рассмотреть жалобу заключенного, однако, очевидно, он не может быть менее общего для всех заявителей срока рассмотрения их жалоб. При этом надо иметь в виду, что освобождение лица, содержащегося сверх установленного срока под стражей, - обязанность начальника места содержания под стражей и прокурора (ст.11 УПК РСФСР) вне зависимости от наличия Вашей жалобы.

ТИПИЧНЫЕ НАРУШЕНИЯ

    1. Неисполнение требования закона о немедленном освобождении лиц, срок содержания которых под стражей истек, из боязни повредить ходу расследования уголовного дела.

    2. Уклонение от принятия жалоб на незаконное, сверх установленных сроков, содержание обвиняемых (подозреваемых) под стражей.

РЕКОМЕНДАЦИИ

    1. Если заключение под стражу отменяется на основании судебного решения, требуйте, чтобы Вас выпустили из "клетки", установленной в зале суда, и немедленно освободили. Это избавит Вас от необходимости возвращаться под конвоем в следственный изолятор и вести переговоры об освобождении с должностными лицами СИЗО.

    2. Жалоба должна быть очень краткой и содержать ссылку именно на истечение законного срока содержания Вас под стражей. Приведение других обстоятельств в данном случае излишне и может замедлить рассмотрение жалобы.

    3. Направляйте жалобу одновременно начальнику места содержания под стражей и прокурору.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ЖАЛОБЫ

    Поскольку речь идет о применении нового законодательства, точно оценить сегодня его эффективность невозможно. Существует гипотеза, основанная на знании прежней практики, которой придерживалось руководство следственных изоляторов: администрация мест содержания под стражей будет во многих случаях умышленно задерживать под разными предлогами рассмотрение законных жалоб, покрывая огрехи следственной работы и ожидая, когда все-таки придет документ о продлении срока содержания под стражей. Не исключено, что в этих целях используют имеющуюся в законе двусмысленность и будут отказывать человеку в освобождении на основании того, что якобы поступило упомянутое в ч.3 ст.50 ФЗ от 21 июня 1995 г. "сообщение" о решении, продляющем срок содержания лица под стражей (допустим, телефонограмма от следователя), но не само это решение. Можно предположить также, что начальники мест содержания под стражей будут избегать принятия решений об освобождении арестованных своей властью и станут перелагать эту обязанность на прокуроров.
    Тем не менее, есть обоснованная надежда, что спустя 2-3 года применения указанного закона правомерные жалобы будут удовлетворяться в большинстве случаев.

Дальше