Главная страница

Неволя

НЕВОЛЯ

<Оглавление номера>>

Зоя Светова

Тетюшская фабрика пыток

По материалам Фонда "Общественный вердикт".

"Спасите наших детей!"

Маленький татарский городок Тетюши расположен в 150 километрах от Казани. В последнее время он превратился в настоящий полигон для беспредела милиции. Безнаказанность сотрудников РОВД, действия которых покрывает местная прокуратура, заставляет жителей Тетюшей прятать и увозить из города своих детей-подростков. Родители отчаялись искать управу на местных милиционеров в республиканской прокуратуре Татарстана и в генеральной прокуратуре.

Передо мной большая папка, в которой собраны письма пострадавших от милиции молодых людей и их родителей. То, что написано в них, нельзя выдумать. Конечно, нечто похожее происходит и в других районных отделениях милиции российских городов и деревень. Но, похоже, ситуация в Тетюшах относится к разряду самых безнадежных.

Несколько лет назад правозащитная организация "Международная Амнистия" представила доклад "Ад, придуманный людьми". Жертвы пыток рассказали правозащитникам, какие методы и изощренные способы применяют сотрудники милиции для получения признательных показаний. Так всему миру стали известны названия пыточного арсенала милицейских беспредельщиков: "слоник", "ласточка", "цыпленок табака", "смерть Бонивура", "распятие Христа". С тех пор ситуация с применением пыток в России мало изменилась. Разве что заплечных дел мастера научились работать аккуратно, так, чтобы не оставлять на теле своих жертв следов, которые потом могут послужить причиной для возбуждения против них уголовных дел по факту "использования незаконных методов ведения следствия" или "превышения должностных полномочий". Кстати, понятие "пытка" долгое время вообще не фигурировало в российском Уголовном кодексе. Только 8 декабря 2003 года это понятие было введено в УК РФ. (ст. 117, ч. 2, п. "д" - "Истязание с применением пытки").

Правда, для того, чтобы добиться привлечения к уголовной ответственности сотрудников милиции, которые используют пытки, нужны поистине титанические усилия родителей жертв произвола, их адвокатов, правозащитников. А в такой "особенной" республике, как Татарстан, и этих усилий может оказаться недостаточно. Кажется, добиться здесь справедливости и найти управу на действия сотрудников МВД практически невозможно.

Поэтому удивительно, что среди жителей Тетюшей нашлись бесстрашные люди, которые осмелились пожаловаться на сотрудников местного РОВД. Они прекрасно знают, что рискуют. Ведь, защищая одного сына, они ставят под удар другого сына или дочь, которых также могут арестовать и пропустить через фабрику пыток, на конвейере которой их наверняка заставят признаться в чужих преступлениях.

"Придумать" виновного

"Молодых ребят сначала задерживают за административное правонарушение, - рассказывает Александр Сенин, чей сын вынужден скрываться от милиции из-за сфабрикованного обвинения в убийстве. - Потом их везут к мировому судье, который выносит решение о задержании на трое суток. Придумывается незначительный повод - состояние опьянения, нецензурная брань в общественном месте. Моего сына Сергея, например, обвинили в краже телевизора. Его продержали в РОВД несколько часов. Били, пытали. Потом отпустили. Он был так напуган, что пролежал дома трое суток, а к врачу не пошел. Боялся. В милиции его припугнули, что если расскажет о том, как его избивали, то окажется в тюрьме".

Когда через три месяца в ночь с 12 на 13 июля 2003 года в городе произошло громкое преступление ( неизвестные убийцы расстреляли двух охранников и пытались вынести сейф), Александр Сенин посоветовал Сергею срочно уехать из города. И правильно сделал...

Служба сотрудников милиции и сотрудников уголовного розыска в Тетюшах мало отличается от службы их коллег из других российских городов. Раскрывать убийства и бандитские нападения по горячим следам им удается не всегда. А так как начальство требует выполнения плана по раскрытию преступлений, приходится выкручиваться. "Придумывать" виновных. Благо технология выбивания признательных показаний здесь, судя по всему, хорошо отработана...

"Он бил меня по всему телу..."

"13 июля 2003 года около 11 часов вечера, когда я вместе с другом вышел из дискотеки "Открытая танцплощадка", к нам подошел дознаватель Тетюшского РОВД Александр Адриянов. Он стал расспрашивать меня про убийство и про то, где я находился прошлой ночью, - рассказывает Ринат Салахутдинов. - Потом меня доставили в Тетюшское РОВД, где Адриянов начал меня избивать. Он бил руками и ногами по ногам, по затылку, по почкам, по всему телу. Заставлял признаться, где я был в ночь с 12 на 13 июля, когда в доме Горюновых произошло убийство. Я рассказал, что провел вечер с друзьями. Это Адриянова, по-видимому, не устроило, и он продолжал меня избивать."

На следующее утро Рината отвезли в районный Тетюшский суд. Мировой судья Сурков зачитал материалы дела, из которых следовало, что задержали Салахутдинова 12 июля на автовокзале, где он, в стельку пьяный, ругался матом, пугая прохожих и сотрудников милиции. Мать Рината привела на суд его приятеля, который рассказал, что был в тот день вместе с Салахутдиновым совсем в другом месте. Почувствовав, что судья засомневался, сотрудники Тетюшского РОВД быстро отвезли задержанного к другому мировому судье - Вахромову, родному брату начальника Тетюшского РОВД.

И этот судья ничтоже сумняшеся вынес решение об административном аресте Рината Салахутдинова на 10 суток. Молодого парня отвезли к брату мирового судьи и начальнику Тетюшского РУВД Вахромову, известному своей жестокостью. "Он заставил меня взять на себя всю вину за убийство, - продолжает Салахутдинов. - Говорил, что, если я буду рассказывать не то, что им нужно, то меня будут бить по голове. Угрожал, что моим родителям житья не дадут, оставят их без средств к существованию. Когда же Вахромов понял, что угрозы на меня не действуют, он стал исполнять обещанное: начал бить меня руками по затылку. После этого ударил по половым органам, по животу. А потом в дело пошел электрошок". В результате всех этих мучений Салахутдинов признался, что стоял "на стреме", пока его приятели Хайруллин, Сенин и Гатауллин грабили и убивали Горюнова и Пономарева. Добившись от Салахутдинова нужных показаний, его отпустили домой.

Ильнар Хайруллин отказался подтверждать показания Салахутдинова. Его избивали так, что у него лопнули барабанные перепонки. Испугавшись, что перегнули палку, мучители выпустили парня на волю и постарались дело замять.

"Я скрываюсь от преследования милиции..."

После выбивания признательных показаний от Салахутдинова объявили в розыск Радика Гатауллина и Сергея Сенина как особо опасных преступников. Почти целый год они не появлялись в родном городе.

"Я скрываюсь от преследования. Меня хотят обвинить в преступлении, которого я не совершал. 13 июля 2003 года в городе Тетюши произошло убийство. Я в это время был в баре. До самого его закрытия в 24 часа 15 минут. После этого вместе с Сениным и Козловым мы поехали в Южный микрорайон..." - пишет о своем алиби Радик Гатауллин в заявлении в Правозащитный центр города Казани.

Сегодня его мать не может себя простить, что позволила сыну вернуться домой. Радика задержали вечером 4 июня 2004 года, когда он приехал навестить родителей. Скорее всего кто-то из соседей следил за домом Гатауллиных и сообщил в милицию о приезде "опасного преступника".

Задержание Радика было произведено незаконно. Не только не было санкции суда на проведение обыска в доме Гатауллиных, но и в нарушение закона обвинение задержанному было предъявлено в присутствии дежурного защитника, хотя следователю было прекрасно известно, что родители Гатауллина заключили договор с адвокатом. Напрасно адвокат предлагал судье допросить свидетелей, которые могли бы подтвердить алиби Гатауллина. Не обращая внимания на доводы защиты, на то, что в момент задержания Радик Гатауллин пытался вскрыть себе вены, служитель тетюшской Фемиды подмахнул решение о его взятии под стражу. Подобные решения суда здесь принимались не раз...

Жертва Черного озера

Из суда Радика Гатауллина повезли в Тетюшское РОВД, где держали 10 дней. Сначала местные мучители пытались заставить его отказаться от алиби и признаться в убийстве. Не добившись успеха, через месяц после задержания его доставили в изолятор временного содержания МВД Республики Татарстан, который находится в столице республики на Черном озере. "Это страшное место. ИВС на Чернушке - настоящая пыточная тюрьма, - рассказывали мне местные жители, которые просили не называть их имен. - Там работают настоящие заплечных дел мастера. Они выбивают признательные показания, не оставляя следов на теле у тех, кого они пытают".

На пятый день содержания в ИВС МВД РТ Радик Гатауллин отказался от своего адвоката Виля Камалова, которого наняли его родители, и взял всю вину за двойное убийство в доме Горюновых на себя.

Нет сомнения, что отказаться от адвоката, известного жалобами на нарушения прав своих подзащитных, Гатауллина заставили на Черном озере. Дело в том, что уже 9 июня 2004 года - через пять дней после того, как Радик оказался в ИВС, - адвокат Камалов обратился в прокуратуру с жалобой на применение в отношении Радика "незаконных методов ведения следствия". Он не побоялся написать, что его подзащитного бьют и оказывают на него психологическое давление. Такой адвокат был не нужен следствию. Поэтому было сделано все, чтобы выбить его из дела. Если Гатауллин не передумает, в суде его защищать будет назначенный следствием адвокат, который построит защиту в соответствии с интересами тетюшских мучителей.

"Убить" "дракона"?

"Как жаль, что Гатауллин взял все убийство на себя. Несмотря на то, что у него есть хорошее алиби. Самое обидное, что есть несколько свидетелей, которые пока готовы подтвердить, что в час убийства Радик, Сенин и еще один парень находились совсем в другом месте, около магазина "24 часа". Но следователь их до сих пор не допросил. И вряд ли допросит. Их показания развалят все обвинение", - рассказал мне один из друзей Гатауллина.

"Самое ужасное, что истинные преступники гуляют на свободе, - говорит Александр Сенин.- А мы вынуждены прятать нашего сына Сергея. И ничем не можем помочь Радику. Наших детей называют отморозками, преступниками. Где нам искать защиту?"

В предъявленном Радику Гатауллину обвинении говорится, что он "по предварительному сговору с Сениным проник в дом Горюнова И.А., откуда они оба пытались похитить закрытый металлический ящик с деньгами в сумме 15 000 рублей... Гатауллин произвел выстрел из не установленного следствием пистолета..." Друзья Радика и Сергея Сенина уверены, что ребята не могли совершить это преступление. Один из убитых охранников был родственником Сенина. Излишне говорить, что в деле нет никаких вещественных доказательств. Ни оружия, ни денег никто нигде не нашел. Обвинительная база основывается лишь на признательных показаниях Гатауллина и на оговоре Салахутдинова. И те и другие выбиты под пытками.

Возможно, в ближайшее время дело по двойному убийству в доме Горюновых будет слушаться в Верховном Суде Татарстана. А этот судебный орган в оправдательных приговорах не очень-то замечен. Поэтому есть все основания полагать, что Гатауллин получит большой срок за убийство, которого он не совершал. А сотрудники Тетюшского РОВД будут продолжать работать так, как они умеют.

"Они учатся этому ремеслу у сотрудников Управления уголовного розыска МВД Республики Татарстан, - говорит один из казанских адвокатов. - В центральном аппарате работают настоящие пыточные асы. Пытают так, что на теле не остается никаких следов. Особенно когда пытают электротоком. Я видел у одного из моих подзащитных на шее две маленькие точки. Но как доказать, что это следы от проводов? Ведь врачи редко соглашаются давать медицинские заключения по факту нанесения телесных повреждений. Особенно если подследственных в больницу привозят сами милиционеры".

Помните пьесу Евгения Шварца "Дракон"? Ее герои четыреста лет страдали от дракона, которому они были вынуждены отдавать своих дочерей на растерзание. Это продолжалось до тех пор, пока не появился смельчак Ланцелот, убивший дракона и освободивший город от его власти.

Сегодня жители Тетюшей прячут своих детей, которым грозит смертельная опасность. Боюсь только, что милицейский "дракон" из Тетюшей может быть в чем-то даже пострашней, чем дракон из пьесы Шварца.

Этот "дракон" ничего не боится. Почему? А потому, что даже когда он встречает сопротивление со стороны своих жертв, он абсолютно уверен в своей полной безнаказанности. Наверное, потому, что не одинок, потому что ощущает, что он - часть системы, которая пользуется поддержкой на многих ступенях власти. Поэтому-то ему практически нечего бояться.

Можно, конечно, надеяться на чудо. На то, что родители жертв пыток объединятся и смогут противопоставить милицейскому беспределу свою родительскую солидарность. Ведь так в свое время, не желая, чтобы их дети гибли в Чечне, объединились солдатские матери. Если этого не произойдет, фабрика пыток не остановится. Слишком много народу заинтересовано в ее страшной работе...

<Содержание номераОглавление номера>>
Главная страницу