Союз "За химическую Безопасность"
экология и права человека
Об издании
Содержание и поиск
Последний выпуск
Предыдущий выпуск
журнал Индекс
Index
Выпуск 551, 24 ноября 2001
                                          Право на экологичный ВПК

                ГРАЖДАНСКИЙ ФОРУМ: ВПК И ЭКОЛОГИЯ

    На прошедшем Гражданском форуме в Москве (21-22 ноября) случилось
очень редкое событие - предметом общественного обсуждения стали
вопросы экологических аспектов деятельности армии и ВПК. Эту тему
обсуждали трижды - на дискуссии, на круглом столе и на переговорной
площадке. А еще об этом шла речь на подготовительной встрече экологов
до начала форума (20 ноября 2001 года).

    ДИСКУССИЯ
    Участники общеэкологической дискуссии "Здоровье населения и
окружающая среда", которая состоялась 21 ноября, среди прочего, выслушали
постановку проблемы "ВПК и армия". Докладывал Л.А.Федоров. Основной смысл:
при подготовке к многочисленным войнам - ядерной, химической, ракетной,
биологической - Советский Союз расплатился жизнями и здоровьем миллионов
людей, а также экологическим состоянием многочисленных территорий. Однако
до сих пор никто не хочет ни расплатиться с выжившими людьми за ущерб, ни
реабилитировать загубленные земли.
    При разоружении это не должно повториться. Разоружение должно быть
поставлено на строго правовую основу и все имеющиеся законы (темы: право
на информацию, на экологическую экспертизу, на референдум, на
благоприятную окружающую среду и др.) должны начать, наконец, работать, а
отсутствующие правовые акты должны быть приняты.
    Оппонентом выступил глава экологической службы Российской армии
генерал Б.Н.Алексеев. Остальные возможные оппоненты (главы Минатома,
Росбоеприпасов и Росавиакосмоса) на приглашение не откликнулись.

    КРУГЛЫЙ СТОЛ
    Заседание круглого стола "Экологические последствия деятельности
военно-промышленного комплекса в России и их социально приемлемое
преодоление" состоялось 22 ноября. Его вели двое: от общественности
Л.А.Федоров, от МПР - В.В.Куценко. Число участников - около 30.
    Были обсуждены многочисленные примеры того, как подготовка
военно-промышленного комплекса Советского Союза к войнам с применением
оружия массового поражения проводилась за счет людей и природы. Было
выражено убеждение, что Россия не должна этого повторить и что все
процессы разоружения должны осуществляться строго в правовых рамках.
Все права граждан - право на информацию, право на референдум, право на
экологическую экспертизу, право пострадавших на безусловную и полную
социальную защиту, право на благоприятную окружающую среду - должны,
наконец, стать фундаментом деятельности государства.
     Из многочисленных тем были выбраны три наиболее "больные" для
общества. С сообщениями по экологии ядерных дел выступил В.Ф.Менщиков
(бывший работник Совета безопасности), ракетных - С.В.Кричевский
(космонавт), химических - Л.А.Федоров (президент Союза "За химическую
безопасность").
     Прозвучали многочисленные сообщения по конкретным вопросам:
В.П.Кочетов (судьба старых атомных подводных лодок на Камчатке),
Е.Б.Васильева (утилизация атомных подводных лодок и ОЯТ в Мурманской
области), О.В.Бодров (транспортировка ядерных материалов в Ленинградской
области), В.М.Пахомов (падение ступеней ракет на населенные территории
Алтайского края), Н.П.Пчелина (разделка старых жидкостных ракет в
Нижегородской области), Н.Л.Павлюкова (попытка неэкологичного
уничтожения твердотопливных ракет в Удмуртии), Г.С.Савиных (попытка
уничтожения химического оружия в Кировской области без информиации
жителей и в нарушение экологических правил), О.Т.Алексеева (игнорирование
интересов отравленных участников производства химического оружия),
Л.К.Комогорцева (социальные аспекты уничтожени химического оружия в
Брянской области), Ю.В.Вобликов (проблема старого химического оружия в
Пензенской области), Л.М.Спиридонова (применение химического оружия в
прошлом и вопросы хранения жидкого токсичного ракетного топлива). По
вопросам ядерных дел выступили также А.К.Никитин (С.-Петербург) и
А.К.Каюров (Москва).

    ПЕРЕГОВОРЫ
    Переговоры состоялись 22 ноября. От общественных органзаций в них
участвовало 7 человек: Л.А.Федоров (Москва), С.В.Кричевский (Звездный
городок), В.П.Кочетов (Камчатка), Е.Б.Васильева (Мурманск), О.Т.Алексеева
(Чувашия), Л.К.Комогорцева (Брянская область), Н.Л.Павлюкова (Удмуртия).
    Представители общественных организаций пригласили на переговорную
площадку по экологическим аспектам разоружения ответственных руководителей
четырех ведомств, отвечающих за ликвидацию экологических последствий
подготовки к ядерной (Минатом), химической (Росбоеприпасы), ракетной
(Росавиакосмос) войнам, а также руководителя экологической службы
Министерства обороны (общие вопросы экологии военной деятельности).
    Во время переговоров с руководством Минатома (созыв; другие участники
со стороны власти - армия и Госатомнадзор) и Росбоеприпасов (созыв; другие
участники со стороны власти - армия и Минздрав) была достигнута
договоренность о создании в центре и в регионах специальных рабочих групп
с общественностью на паритетной основе, с тем чтобы была обеспечена
максимальная открытость в деле ядерного и химического разоружения, с тем
чтобы разоружение было осуществлено государством вместе с населением
страны, а не за его счет.
    Руководители Росавиакосмоса и экологической службы Минобороны на
переговоры не прибыли, поэтому вопрос об образовании еще двух рабочих
групп пока остался открытым.

    ДОКУМЕНТ
    Заседание круглого стола завершилось документом "Принципы
взаимодействия властей и населения при решении оборонно-промышленных
вопросов", в котором говорится:
    Участники круглого стола Гражданского форума "Экологические последствия
деятельности Военно-промышленного комплекса (ВПК) в России и их социально
приемлемое преодоление" рассмотрели некоторые из многочисленных проблем,
связанных с экологическими и медицинскими последствиями активной
деятельности ВПК и милитаризацией в прошлые годы промышленности и других
сторон жизни страны.
    Было констатировано, что органы власти Советского Союза, как правило,
решали оборонно-промышленные вопросы, мало связывая интенсивную деятельность
вооруженных сил и вообще ВПК со все возрастающим ущербом для здоровья
населения и природной среды. В результате значительная часть территории
страны была превращена в зону экологического неблагополучия.
    Так, создание ядерного щита страны обернулось множеством бед для людей
и природы в немалом числе регионов страны. Решая оборонно-производственные
вопросы, ВПК мало заботился о будущем, в результате чего возникли такие
тяжелейшие проблемы, как утилизация ядерных подводных лодок, традиционные
загрязнения в местах производства и испытания ядерного оружия и многие
другие. А территория возле ряда закрытых от общества территорий, в
частности Челябинск-65, Томск-7 и Красноярск-26, признанно рассматриваются
специалистами как крупнейшие радиационные свалки планеты.
    При создании довоенных, военных и послевоенных запасов химического
оружия пострадали все участники этих работ, причем подавляющее число их не
получило от государства никакой компенсации за утраченное здоровье. А
общество в свою очередь не получило от армии отчета о судьбе тех довоенных
и военных запасов химического оружия, которые были уничтожены
антиэкологическим образом и возвращение к судьбе которых является
обязательством России по Конвенции о химическом оружии.
    Население и природная среда многих регионов страны (Республики
Саха-Якутия и Коми, Алтайский край, Архангельская, Камчатская,
Оренбургская области и многие другие) в течение десятилетий страдали и
продолжают страдать от экологических последствий активности ВПК в связи
с испытаниями, производством и использованием различного рода ракет -
стратегических, морских, противовоздушных, космических. Даже в наши дни
продолжающаяся ракетная активность, хотя и затрагивает интересы больших
групп населения, так и не получила полного правового разрешения, в
особенности в связи с применением токсичных топлив.
    Общество не получило от ВПК исчерпывающего отчета об экологических и
медицинских последствиях многолетней подготовки к биологической войне,
осуществлявшейся вопреки подписанной Советским Союзом Конвенции о
запрещении биологического оружия. Вследствие этого по-прежнему остается
реальной опасность возникновения массовых эпидемий из-за выхода из-под
контроля накопленных боевых штаммов возбудителей особо опасных инфекций,
а также запасов токсинов.
    Эта браконьерская политика привела в целом к колоссальному ущербу
здоровью нескольких поколений жителей страны, мощнейшему и в ряде случаев
необратимому загрязнению окружающей среды в бассейне Волги, на Урале и в
других территориальных комплексах. Стало правилом, что при создании
оборонной продукции власти по существу не ориентировались на нужды и
жизненные интересы населения, игнорировали правовые пути решения
возникающих экологических, медицинских, социальных проблем. Как следствие,
появлялись и продолжают возникать многочисленные очаги социальной
напряженности, провоцируются конфликты.
    Однако вместо того, чтобы обеспечить нужды сограждан в чистом воздухе
и чистой воде, пострадавшие в результате активности ВПК и, в частности,
вооруженных сил, государственные органы часто скатываются на путь
преследования протестующих, в том числе судебного преследования тех, кто
выражает неудовлетворение общей экологической ситуацией в стране и
отсутствием объективной информации.
    Участники круглого стола обсудили многочисленные примеры реальных
экологических и медицинских последствий бездумной активности оборонных
предприятий и вооруженных сил. Среди прочего, были рассмотрены такие
вопросы, как отказ от выполнения международной Конвенции о химическом
оружии в части, касающейся старого химического оружия, оставшегося
закопанным в сотнях мест страны; осуществление многолетней практики сброса
ступеней ракет на населенные районы и особо охраняемые территории,
нерешенность вопросов компенсации ущерба населению и природе; реализация
опасных проектов (подъем атомной подводной лодки "Курск", развертывание
нового ракетно-космического полигона Свободный) и целых программ
(уничтожение запасов химического оружия) без проведения обязательной
государственной экологической экспертизы.
    Участники выявили факторы, препятствующие эффективному взаимодействию
властей и населения по оборонно-промышленной проблематике. Были намечены
возможные механизмы постоянного взаимодействия общественных организаций и
власти в решении оборонно-промышленных вопросов без ущерба для людей и
природы.
    Участники круглого стола согласились в том, что для обеспечения
экологической и социальной безопасности при деятельности вооруженных сил
и ВПК должна проводиться совокупность мероприятий, среди прочего,
предусматривающих:
  1. создание механизма информационной открытости при решении вопросов
разоружения, сопровождающихся экологическими последствиями и затрагивающих
интересы населения;
  2. создание федеральных и региональных рабочих групп с участием органов
власти и общественных организаций для выработки решений по ключевым вопросам
обеспечения экологической и социальной безопасности при решении вопросов
разоружения, а также по вопросам деятельности вооруженных сил,
затрагивающей экологические интересы общества;
  3. создание правовых механизмов, обеспечивающих безусловную защиту
экологических интересов населения, окружающей среды при деятельности
вооруженных сил, Росбоеприпасов, Росавиакосмоса и других промышленных
ведомств ВПК;
  4. обеспечение безусловного государственного и общественного контроля
за экологической и социальной безопасностью деятельности вооруженных сил,
Роскомбоеприпасов, Росавиакосмоса и других промышленных ведомств ВПК;
  5. создание в рамках ведомств, обеспечивающих безопасность личности,
общества и государства, специализированных экологических подразделений для
осуществления непрерывного экологического мониторинга, предотвращения и
пресечения действий, наносящей ущерб здоровью населения, окружающей среде
и природным ресурсам страны в процессе деятельности вооруженных сил и
оборонной активности ВПК;
  6. обеспечение ведомствами ВПК работ по ликвидация ущерба, в том числе
всех видов загрязнений и заражения, который был нанесен территориям в ходе
предыдущей ракетной деятельности, в процессе функционирования предприятий
ядерно-оружейного комплекса, при проведении ядерных испытаний, в процессе
производства, испытания, хранения и уничтожения химического и оружия, в
процессе подготовки к наступательной биологической войне;
  7. создание государственного механизма безусловной компенсации ущерба
здоровью населения, окружающей среде, понесенных при авариях и катастрофах,
связанных с оборонной деятельностью ВПК и при решении проблем разоружения;
  8. осуществление деятельности в области разоружения только после
обязательного проведения государственных и общественных экологических
экспертиз всех государственных программ и конкретных проектов;
  9. обеспечение приоритетного учета интересов и безопасности населения и
окружающей среды при решении вопросов уничтожения химического оружия, сносе
цехов по выпуску химического оружия, решении проблемы старого химического
оружия, обеспечении безусловной и полной компенсации за утраченное здоровье
всем участникам прежних работ с химическим оружием, а также ликвидации иных
экологических и медицинских последствий, связанных с прежними работами по
химическому оружию;
  10. обеспечение приоритетного учета интересов и безопасности населения и
окружающей среды при решении вопросов пуска ракет, а также уничтожения
ракет, ракетного топлива, пусковых установок и другого военного имущества,
связанного с ракетной деятельностью любого рода;
  11. обеспечение приоритетного учета интересов и безопасности населения и
окружающей среды при решении вопросов утилизации ядерных зарядов и
выведенных из строя атомных подводных лодок и других судов с ядерными
энергетическими установками.

Перейти к началу страницы