Союз "За химическую Безопасность"
экология и права человека
Об издании
Содержание и поиск
Последний выпуск
Предыдущий выпуск
журнал Индекс
Index
Выпуск 496, 27 сентября 2001
                                                 Судимся со стеной

     ПЕНСИОНЕРКА И КАСЬЯНОВ: ЧЬЯ ВОЗЬМЕТ

     ПОПЕРЕК ДОРОГИ
     Пенсионерка Гордиенко против премьера Касьянова

     Про то, что Верховный суд признал недействительным
распоряжение премьер-министра РФ о начале строительства питерской
кольцевой автодороги (КАД), местные газеты сообщили скороговоркой.
Дескать, возник "рабочий момент", ни одна большая стройка не
обходится без судов, а вечно недовольные бабушки ничего не
добьются: 300-летие, президент, премьер, губернатор...

     ОДИН В ПОЛЕ ВОИН

     В минувшую пятницу в Смольном заседал транспортный штаб -
говорили о чем угодно, только не о решении суда. О желании одной
фирмы оснастить восточное полукольцо КАД автоматизированной
системой управления движения. О намерении открыть первый участок
ко Дню работника дорожного хозяйства (приедут высокие гости из
Москвы и российских регионов)... А Егор Тратников, директор ГУ
"Дирекция по строительству транспортного обхода вокруг Петербурга"
Минтранса РФ, вообще объявил, что никаких проблем, кроме
финансирования, у КАД нет. Есть лишь "попытки отдельных граждан,
представляющих незначительную часть населения... решить свои
личные вопросы" за счет строительства.
     Стройка продолжается, и никто не верит, что она будет
остановлена. Но ведь еще неделю назад никто не верил  и в
возможность ТАКОГО решения Верховного суда.
     Вера Петровна Гордиенко и сама не верила. Ей отказали все
адвокаты, к которым она обращалась. Платные и бесплатные, знакомые
и незнакомые, опытные и безусые - все отмахивались, как только
слышали, что предстоит обжаловать распоряжение ь305-р от 6 марта,
подписанное самим Михаилом Касьяновым и положившее начало работам
на КАД. Так и поехала в Москву одна, хотя иск к правительству
подавали пять граждан. И на процессе в течение двух дней Вера
Петровна сама была и за истца, и за адвоката.
     Временами, когда Гордиенко отклонялась от процессуальных норм,
судья гражданской коллегии ВС РФ Владимир Зайцев восстанавливал
букву закона. Но если кто-то в Питере полагал, что не имеющая
юридического образования пожилая женщина стушуется, не сможет внятно
объяснить суть своих претензий, а главное - документально их обосновать,
он просчитался. Кандидат физико-математических наук, много лет
проработавшая в НИИ электрофизической аппаратуры, недаром возглавляет
одну из групп "Ижорского зеленого движения". Ей не впервой противостоять
властям в суде. Правда до Верховного суда прежде не доходила, но раз уж
жалобы на распоряжения правительства рассматривает только эта инстанция...
     Спасовали все. Лесхозы, в которых строители кольцевой валили
деревья без соответствующих лицензий. Владельцы песчаных карьеров,
откуда таскали песок для дороги без должного оформления документов.
Энергетики с газовиками (торопливые работники КАД повреждали их
магистрали). Самой сильной оказалась пенсионерка из поселка
Металлострой.

     ПРЕМЬЕР И ЗАКОН

     Жалоба Веры Петровны в Верховный суд, датируемая 16 апреля, стала,
по сути, лишь окончательной редакцией Обращения общественной организации
"Ижорское зеленое движение", с которым Гордиенко пыталась искать правду
прежде - у губернатора, в городском Законодательном собрании и т.п. Но в
Обращении было слишком много эмоций. Новый документ сухо перечисляет
статьи законов, нарушенные (по мнению истцов) правительством.
     Любая стройка должна предваряться несколькими видами экспертиз -
экономической, экологической и т.п. Процесс небыстрый, а восточное кольцо
КАД очень хотелось закончить к маю 2003-го. Поэтому премьер Касьянов
разрешил начать работы до утверждения технико-экономического обоснования.
У правительства вроде бы есть соответствующие полномочия:
Градостроительный кодекс предусматривает возможность "особого регулирования
градостроительной деятельности" в субъектах Федерации. Но вот незадача -
распоряжение Касьянова не является нормативным правовым актом. Замминистра
транспорта Скворцов сам признал это, сообщив в письме Верховному суду, что
сие распоряжение есть "не нормативный акт, а всего лишь установление
порядка особого регулирования". Юристы, консультировавшие г-на Скворцова
(правительство поручило Минтрансу выступать в роли ответчика), упустили из
виду, что порядок действий в какой-либо области определяет именно
нормативный акт. Иными словами, прежде чем издавать распоряжение 305-р,
правительству следовало издать документ по установлению этого самого
"особого порядка регулирования". Причем новый нормативный акт должен
пройти надлежащие экспертизы и быть опубликованным в открытой печати.

     РАЗДВОЕНИЕ КОЛЬЦА

     Если бы все ограничилось лишь юридическим казусом, вряд ли старания
Веры Гордиенко увенчались бы успехом. Но она доказала: экспертизы, без
которых затеялась КАД, установили бы, что выбранный вариант строительства
с точки зрения охраны здоровья населения и окружающей среды не
выдерживает критики.
     Все расчеты "тертого эколога" Гордиенко основывались на сведениях,
которые она почерпнула из проектной документации. Но после первого
слушания дела обнаружилось, что данные по интенсивности потока машин,
которыми располагала она и которыми оперировал господин Скворцов,
расходились почти на треть. Вера Петровна обосновалась в "Дирекции по
строительству транспортного обхода вокруг Петербурга" и в конце концов
обнаружила, что планов строительства было два. Удаленный вариант
предполагал обогнуть Санкт-Петербург с внешней стороны, приближенный
прорезал город и кое-где захватывал участки городских улиц.
     27 февраля 2001 года губернатор Петербурга Яковлев и губернатор
Ленинградской области Сердюков единым распоряжением утвердили Акт выбора
трассы. Акт был подготовлен комиссией в составе 40 человек,
сопредседательствовали в которой от города - вице-губернатор Малышев, от
области - вице-губернатор Брахно. Один из пунктов документа гласит:
"Согласовать отвод земель трассы в приближенном варианте").
     Землеотвод, согласно Земельному кодексу, при строительстве объектов,
влияющих на окружающую среду, тоже должен производиться по результатам
санитарно-гигиенической и экологической экспертиз. Замминистра транспорта
утверждает, что такая экспертиза была, и ссылается на акт ь834 от
20.09.2000, утвержденный приказом тогда еще существовавшего Госкомэкологии
России. Вера Петровна отыскала и этот документ. Следом за словами
"утвердить решение экспертной комиссии" в нем значится - в скобках, но
черным по белому - "удаленный вариант".
     Мимо дома самой Веры Гордиенко собственно кольцевая дорога не пройдет.
Но через ее Металлострой и через расположенный неподалеку поселок
Понтонный вдоль Невы тянется дорога на Кировск. Сейчас у этого тракта
четвертая категория с интенсивностью движения в среднем 9300 машин в сутки.
Но после ввода в действие КАД это будет самая удобная трасса с северо-запада
на восток России южнее Ладожского озера. И интенсивность возрастет до
45 300 машин.
     "Зеленые" из питерского района Купчино, мимо домов которых пройдет
кольцо по приближенному варианту, еще зимой попросили Веру Гордиенко
ознакомиться с экономическим обоснованием КАД: "Ты у нас грамотная,
приезжай". Она приехала, и не подозревавшие с кем имеют дело чиновники
снисходительно выложили ей восемь могучих томов. Вера Петровна за полчаса
отыскала схему с показателями интенсивности и, сообразив, чем грозит
стройка, получила в руки самый серьезный аргумент.
     "Если бы на Кировск от КАД проложили новую дорогу, не мимо наших
домов, а по промышленной зоне Колпинского района (западнее уже
существующей. - Б. М.), я бы даже не стала никуда обращаться", - честно
призналась Вера Петровна корреспонденту "МН". Но чтобы обеспечить
бесперебойное движение 45 300 машин, из скромной двухполосной дороги
придется делать трассу категории 1Б. Расширять покрытие можно только за
счет зеленых насаждений вдоль Невы - единственной отдушины в самом
экологически неблагополучном районе Петербурга. С одной стороны - трубы
Ижорского завода, с другой - полигон Красный Бор с токсичными отходами,
да еще "поддают жару" местные предприятия, колония и военный заводик.
Содержание диоксида серы в воздухе здесь, например, уже сейчас в
2,83 раза больше ПДК.
     При чтении экономического обоснования выяснилось: вдоль кольцевой
хотя бы пару домов расселят (это запланировано), а вот расходы на
ликвидацию последствий вредных воздействий, которые возникнут вдоль
съездных путей, не предусмотрены. Хотя даже если поставить трехметровые
защитные экраны, от такого "заборчика" до одного из домов в поселке
Понтонный останется метров 5 - 10. И его расселять никто не собирается.

     НА РАЗВИЛКЕ

     Минтранс, конечно же, опротестует решение судьи Зайцева. Коллегия
Верховного суда, конечно же, может назначить пересмотр дела, и в итоге
Вере Гордиенко, конечно же, могут отказать. Она еще не решила, будет ли
искать правду дальше, хотя после вступления России в Совет Европы такая
возможность есть.
Важно, в сущности,  не это. Слишком много хорошего, связанного с
Петербургом, прежде возводилось на человеческих костях - и великолепные
дворцы, и Николаевская железная дорога... Сенсационным делом "Гордиенко
против Правительства РФ" отмечена историческая развилка, на которой
оказалось Государство Российское в канун 300-летия северной столицы. Не
европейские судьи, сидящие в Брюсселе, а только сама страна в лице ее
первых лиц должна понять, какой путь она выбирает.
     Если пойти "направо", то к маю 2003 года у родины президента Путина,
скорее всего, не будет восточного полукольца (ибо понадобятся огромные
дополнительные расходы, а эти 60 километров и так обойдутся в 24 миллиарда).
Дорога "налево" приводит прямиком в прошлое: недавнее - с его победными
реляциями, и одновременно в давнишнее - с его бесправием и костьми.

     Б.Михайличенко, "Московские новости", 25 сентября 2001 г.

Перейти к началу страницы