Союз "За химическую Безопасность"
экология и права человека
Об издании
Содержание и поиск
Последний выпуск
Предыдущий выпуск
журнал Индекс
Index
Выпуск 494, 25 сентября 2001
                                              Гражданское общество

    РОССИЯ: СТРОИТЕЛЬСТВО ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА ПРОДОЛЖАЕТСЯ

    Руководителям общественных независимых организаций России

    Уважаемые коллеги !
    Обеспокоенные тем, что в процессе подготовки к инициированному
Президентом России Гражданскому форуму (Москва, ноябрь 2001 г.) все
отчетливее делаются попытки превратить это собрание в официальное
"мероприятие по одобрению" действий властей, руководители ряда
неправительственных общественных организаций сформулировали свое
видение основных задач и проблем гражданского общества в России в виде
прилагаемого Заявления "О СТАНОВЛЕНИИ И РАЗВИТИИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
В РОССИИ".
    Мы обращаемся к Вам с просьбой высказать свои предложения по содержанию
и форме этого проекта и вместе с нами подписать это Заявление.
    На предстоящем Форуме это Заявление могло бы быть представлено в
качестве проекта основного документа Форума.
    На 23 сентября принципиальное согласие подписать Заявление дали (в
алфавитном порядке):
 Председатель фонда "Гласность" С.И.Григорьянц,
 Сопредседатель Социально-Экологического Союза С.И.Забелин,
 Руководитель "Фонда экологического возрождения" В.Ф.Меньщиков,
 Президент МОО "Центр Общественного Здоровья" Н.М.Рагозина,
 Президент Фонда защиты гласности А.К.Симонов,
 Генеральный директор ассоциации "Голос" Т.Тройнова,
 Президент Союза "За химическую безопасность" Л.А.Федоров,
 Директор Российского отделения Всемирного фонда дикой природы И.Честин,
 Президент Центра экологической политики России А.В.Яблоков.
    Замечания и предложения по тексту проекта Заявления, а также согласие
подписать документ просьба направлять в Центр экологической политики России
по электронной почте YABLOKOV@ONLINE.RU, или факсу (095) 952 80 19.
 При создании документа учтены тексты, замечания и предложения:
А.В.Яблокова (Москва), И.Честина (Москва), А.К.Симонова (Москва),
В.Н.Шалимова и И.С.Резниковой (Волгодонск), Э.И.Черного (Москва), Ю.И.Вдовина
(Санкт-Петербург), Д.С.Рыбакова (Петрозаводск), В.П.Захарова (Москва),
В.Симонова (Кострома), Н.И.Мироновой (Челябинск), А.Решетникова (Лондон),
Л.Романюк (Санкт-Петербург), В.А.Челышева (Москва), А.К.Веселова (Уфа).
                                  Алексей Владимирович Яблоков

                                       ПРОЕКТ (вариант на 24 сентября)

       "О СТАНОВЛЕНИИ И РАЗВИТИИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ"

    В настоящее время и без того не быстрое становление гражданского
общества в России замедлилось, а в отдельных секторах прекратилось и даже
пошло вспять. Вместо демократической системы, построенной на основе
институтов гражданского общества, в России создается система "управляемой
демократии", в которой граждане все больше отстраняются от непосредственного
принятия решений, прямо затрагивающих их интересы, а общество в целом
исключается из системы контроля за деятельностью власти. Насаждается
советская модель, когда не власть служит обществу и подотчетна ему, а
общество во все большей степени ставится на службу власти.

    ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ СЛОЖИВШЕГОСЯ ПОЛОЖЕНИЯ НАМ ВИДЯТСЯ В СЛЕДУЮЩЕМ:

    Государство не имеет поддержки широких слоев населения в осуществлении
внутренней политики;
    Отсутствует вертикальное единство государственной власти, сепаратизм
разъедает основы государственности России, вследствие этого государство не
в состоянии реально обеспечивать права и свободы граждан;
    Законодательная и исполнительная власть не являются самостоятельными
ветвями государственной власти, выражая, в основном, интересы крупных
финансово-промышленных групп и олигархов;
    Слабая и зависимая от исполнительной власти судебная власть в большей
степени защищает корпоративные интересы силовых структур и органов
исполнительной власти, нежели закон, права и свободы человека, общественные
институты и общегосударственные интересы;
    Коррупция и криминализация страны разъедает основы общества и государства,
повышая зависимость граждан от чиновников; скомпрометировавшие себя лица,
как ни в чем ни бывало, продолжают работать в органах власти;
    Все больше ограничивается доступ общественности к информации,
ограничиваются свобода слова и гласности, растет официальная секретность,
расширяется практика нарушения спецслужбами фундаментальных гражданских
прав и свобод; распространяется практика фабрикации "шпионских" дел,
нагнетается шпиономания;
    Несовершенное избирательное законодательство (в т.ч. отсутствие
механизмов обеспечения независимости членов избирательных комиссий,
казуистические сложности сбора подписей в поддержку проведения референдумов)
не обеспечивает проведения истинно свободных выборов и организации
референдумов, не препятствует фальсификации их результатов, не позволяет
досрочно прекращать полномочия не оправдавших доверия избранных
представителей власти, и, тем самым, не обеспечивает конституционное право
граждан на участие в управлении делами государства;
    Средства массовой информации, в том числе принадлежащие различным
финансово-промышленным группам, хотя и далеко не в полной мере,
представляющие разные точки зрения, оказались зависимы от исполнительной
власти, что привело к унификации представляемой информации и оценок;
манипулирование общественным мнением посредством ангажированных средств
массовой информации приобретает опасные масштабы;
    Фактически разрушенным оказался механизм диалога общества и власти;
на смену диалогу с реальным гражданским обществом пришли ритуальные встречи
власти с назначенной ею же "общественностью"; органы власти поощряют или
провоцируют разногласия внутри "третьего сектора", и препятствуют
формированию общих позиций по вопросам развития страны;
    Существенную поддержку в стране (с помощью обработки массового
сознания СМИ) приобрели идеи возвращения к авторитаризму и вождизму; идет
опасная милитаризация высшего государственного управления; обществу
предлагают "свободу" по стандартам ФСБ;
    Развитие среднего и малого бизнеса - основа любой рыночной экономики -
поддерживается недостаточно, что подталкивает значительную часть населения
к работе в теневой экономике; замедлилось формирование среднего класса;
    Не создано правовых и экономических условий для развития общественных
организаций, что приводит к сокращению их числа, объемов выполняемых ими
социально значимых работ, либо к финансовой зависимости от спонсоров;
обозначились попытки замены существующих неправительственных организаций их
лояльными власти псевдо-аналогами; неугодные властным структурам
общественные организации не регистрируются, предпринимаются попытки их
ликвидации; осуществляется курс на вытеснение наиболее активных и
пользующихся поддержкой населения;
    Не встречает должного отпора и распространяется фашистская и
националистическая идеология, антисемитизм, открыто проповедуется
насилие и антиобщественные действия;
    Размывается принцип отделения церкви от государства, такая тенденция
поддерживается на государственном уровне и РПЦ во все большей степени
становится политической силой;
    Под видом "антитеррористической операции" в стране ведутся военные
действия, уносящие тысячи жизней, причиняющие страдания сотням тысяч
людей, отравляющие нравственное здоровье всего общества (Примечание:
большинство работавших над текстом Заявления считает необходимым упоминание
чеченской войны, но есть и противники. Этот пункт, по-видимому, о требует
какой-то переформулировки - А.Я.).

    БЕЗ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
    ДВИЖЕНИЕ СТРАНЫ ПО ДЕМОКРАТИЧЕСКОМУ ПУТИ
    И ОРГАНИЧНОЕ ВХОЖДЕНИЕ В МИРОВОЕ СООБЩЕСТВО НЕВОЗМОЖНО.

    РАЗВИТИЕ В РОССИИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА ОЗНАЧАЕТ:

    Демократически избранная власть осуществляет политику, поддерживаемую
большинством населения страны, при этом учитываются интересы всех групп
населения, запрещается дискриминация по расовым, национальным, религиозным
и любым другим признакам;
    Власти служат обществу, имея своей главной задачей обеспечение
реализации прав и законных интересов граждан, как основы и смысла
государственных и национальных интересов России; общество имеет
возможность через независимые от власти общественные объединения эффективно
контролировать  деятельность властных структур; реализуется конституционное
право граждан на непосредственное участие в управлении делами государства;
    Четко разграничиваются права и обязанности собственников на
государственном (федеральном и региональном), муниципальном, коллективном
и частном уровнях; государством эффективно защищается право частной
собственности (в том числе на землю); доходы от использования
государственной, муниципальной и коллективной собственности распределяются
социально-справедливо;
    Органами власти, правоохранительными и силовыми структурами защищаются
права человека и гражданина, а не органы власти защищаются от граждан;
обеспечение прав каждого становится залогом защиты прав всех;
    Неукоснительно соблюдается законодательство о разделении властей:
представительная, исполнительная и судебная власти независимы друг от друга,
исполняют свои функции, подчиняясь лишь закону; законы выполняются не только
гражданами, но и властными структурами;
    Поддерживаются, развиваются и укрепляются органы местного самоуправления;
    Формируется мощный средний класс, поддерживается  предпринимательство и
общественные гражданские инициативы; государство не занимается бизнесом;
    Природные ресурсы страны используются гласно (открыто), с учетом
интересов будущих поколений.

    ДЛЯ РАЗВИТИЯ В РОССИИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
    И ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА НЕОБХОДИМО:

    Повышение эффективности управления государством за счет повышения
социальной активности граждан, развития партнерства между обществом и
структурами власти, развития демократической культуры;
    Полное изъятие рентных платежей при пользовании государственными
природными ресурсами (определяющих получение сверхприбылей немногими
лицами, и углубляющих социальное неравенство) и за этот счет уменьшение
налогового пресса на труд и капитал;
    Ориентация страны на сотрудничество с развитыми демократическими
странами, и отказ от сотрудничества с тоталитарными и террористическими
режимами;
    Усиление влияния независимых общественных организаций ("третьего
сектора") на принятие решений на всех уровнях;
    Проведение реальной судебной реформы, включающей:
 - формирование независимой от других ветвей власти судебной власти;
 - обеспечение равного доступа к правосудию;
 - упразднение военных коллегий;
 - реализация судами не репрессивной функций, а поиска истины;
 - осуществление принципа состязательности сторон;
 - гуманизация пенитенциарной системы;
    Распространение заявительной, а не разрешительной формы организации
деловой активности и ограничение федеральным законом (исчерпывающим,
закрытым перечнем) случаев, когда необходимо получать какие-либо
разрешения, а также документов, требуемых для их получения;
    Облегчение доступа общества к информации:
 - установление реальной ответственности руководителей ведомств за
отнесение к государственной тайне сведений не, подлежащих засекречиванию
в соответствии с законодательством (в том числе экологической информации,
информации об угрозах безопасности и здоровью граждан, о нарушениях
гражданских прав и свобод);
 - отмена нормативных (в том числе - секретных) актов, расширяющих
определенный федеральным законом перечень сведений, составляющих
государственную тайну;
 - установление ответственности правоохранительных служб за преследование
граждан и организаций за сбор, анализ и распространение не секретной
информации и сведений, не подлежащих засекречиванию;
 - безусловное рассекречивание сведений по истечении установленного
законом срока давности;
    Прекращение чеченской войны;
    Прекращение распространения наркомании и алкоголизации населения (в
том числе эффективная защита граждан от некачественной спиртной продукции,
как основной причины преждевременной смертности мужчин работоспособного
возраста);
    Возвращение гражданских прав военнослужащим в мирное время.
    Законодательное закрепление:
 - механизмов свободного доступа к информации;
 - механизмов обеспечения независимости СМИ, в первую очередь от органов
государственной власти в центре и на местах;
 - механизма ответственности для структур и лиц, нарушающих законодательство
о доступе к информации;
 - механизмов обеспечения независимости членов избирательных комиссий;
 - усиление наказаний за нарушение избирательного законодательства;
 - уменьшение наказаний за неосторожные и впервые совершенные преступления,
и ужесточение - за повторные и многократные;
 - механизма отзыва выбранных лиц, нарушивших свои предвыборные обещания,
и потерявших доверие избирателей;
 - механизма публичного обсуждения всех принимаемых решений органами власти
на стадии подготовки с обязательным учетом результатов такого обсуждения;
 - механизма обеспечения правовых и институциональных основ эффективной
поддержки правозащитных, женских, экологических, молодежных, профессиональных
и других общественных организаций как за счет благотворительных источников,
так и социального заказа (решение социально значимых проблем общественными
организациями с использованием государственных и муниципальных средств);
 - эффективных механизмов поддержки науки, искусства и культуры;
    Осуществление военной реформы, включающей развитие альтернативной
службы и переход к профессиональной армии; отказ от использования армии
для действий против народа;
    Воссоздание независимой от природопользователей системы государственного
контроля в области использования природных ресурсов; ужесточения контроля за
использованием природных ресурсов; осуществление экологически опасных
проектов только с согласия населения соответствующей территорий;
    Резкое расширение возможностей реализации потенциала молодежи, как
главного человеческого ресурса строительства гражданского общества;
    Усиление социальной защиты пожилых людей, и граждан с ограниченной
трудоспособностью; реструктуризация внутреннего долга (пропавших сбережений
граждан по состоянию на 1991 год);
    Создание эффективной системы  общественного контроля за осуществлением
межгосударственных и международных программ на территории России; обеспечение
открытости информации о финансировании общественно-значимых программ и планов.

    МЫ ОБРАЩАЕМ ВНИМАНИЕ :

    Президента Российской Федерации, Федерального Собрания, Правительства,
органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного
самоуправления, всех политических и общественных организаций и движений,
профессиональных и творческих союзов, средств массовой информации, деятелей
науки, культуры, образования, предпринимателей НА НЕОБХОДИМОСТЬ ОБУСТРОЙСТВА
И УКРЕПЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА, КАК ГЛАВНОГО УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ СВОБОДНОЙ,
НЕЗАВИСИМОЙ И ПРОЦВЕТАЮЩЕЙ РОССИИ, ЗДОРОВЬЯ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЕЕ ГРАЖДАН.

Перейти к началу страницы