Союз "За химическую Безопасность"
экология и права человека
Об издании
Содержание и поиск
Последний выпуск
Предыдущий выпуск
журнал Индекс
Index
Выпуск 375, 21 мая 2001
                                  Право на общественную активность

    В ОДЕССЕ ЗАЩИЩАЮТ НЕ ТОЛЬКО БОЛОТА
    (предыдущее сообщение см. ECO-HR.369)

    ХРОНИКА СОБЫТИЙ

    Сегодня, 14 мая 2001, представители 6 общественных организаций
Украины организовали пикет у 51 км автотрассы Одесса-Рени (бывшая
союзная дорога Ростов-Рени):
 * Фонд"Природное наследие"
 * Одесский Социально-экологический союз
 * Украинское общество охраны птиц
 * Экологический центр "Дельта Днестра"
 * Мама-86
 * Экоклуб "Зеленый дом"

    Мы собрались в 7 30 утра.
Никаких механизмов не было до 10 часов. За это время мы развесили
все информационные плакаты. Приехали тележурналисты.
    В 10-10 мы (5 человек) уехали на 60 км  той же автотрассы. Там стройка
не велась. Однако за эти пару праздничных дней отсыпано около 50 м шикарных
плавней. Здесь масса тростниковых птиц. Рядом, словно как на пикете
выстроились 40 больших белых цапель, десяток рыжих цапель у кромки тростника
и 15 караваек. Недалеко два экскаватора были на отстое.
    На выезде с этого места мы остановились у прохожего местного жителя и
выяснили, что пока мы осматривали этот участок пустые Кразы уехали на 51 км.
    Мы не теряя ни секунды рванули на 51 км. Приехав туда мы увидили как
наши молодые друзья из экоцентра "Дельта Днестра" и Украинского общества
охраны птиц перегородили спуск груженным КРАЗам. В это время еще подъезжали
КРАЗы. Они стали нас упрашивать разрешить отсыпку, так как они понимают, что
сегодня опять не удастся работать, ну а везти щебень обратно в карьер
накладно. Это около 35 км. Мы шутя согласились на отсыпку  только проезжей
части существующей автотрассы. Только тогда власти смогли бы оперативно
отреагировать.
    Не получив согласия "стрелочник", как назвал себя прораб, дал команду
монстрам "на базу". И они рванули. В это время плавни содрогались от рева.
Сотни и сотни водно-болотных птиц покинули свои места кормежек. И только
стайка караваек дружелюбно осталась возле нас, вероятно, понимая, что мы
что-то можем сделать для них.
    Уезжая нам сообщили, что сегодня Кабинет министров выдаст спец
разрешение на строительство, тем самым пугая нас и вынуждая оставить столь
неприятное для них дело. Что это за спецбумажка? Очень интересно ее увидеть.
Если удастся - обязательно поделимся.
    Через некоторое время подъехал наряд пограничников во главе с майором
Осатаненко. Четыре пограничника внимательно выслушали нас и мы полагаем,
стали нашими негласными союзниками, хотя и запретили сделать фото.
    Мы находились до 15 часов на объекте. За это время, выгрузив щебень, на
базу уехало 13 КРАЗов.

    Выводы:
 1.Если бы нас сегодня не было на месте пойменный луг был бы засыпан по
   нашим подсчетам 130-150 машинами щебня.
 2.Около 3000 водно-болотных птиц потеряли бы на день любимые места
   кормежки.
 3.Сотни тысяч гидробионтов, амфибий, рептилий погибли бы или были бы
   распуганы КРАЗами
 4.Мы добились второй маленькой победы, заставив КРАЗы убраться с
   территории.
 5.Сил для поддержки "обороны" у нас пока не много.
 6.Завтра в Одессе президент Украины и возможно в этот день строительства
   не будет (хотя пост наш будет работать).
 7.Власти обратились за официальной бумагой в Одесский нацуниверситет с
   просьбой срочно выдать справку о сроках сезона тишины в плавнях,
   поскольку мое экспертное заявление о том, что сезон тишины заканчивается,
   как минимум в конце июля, их не устроил. Я просил доктора А.И.Корзюкова
   из биофака поработать с профессурой и ни в коем случае не поддаваться
   на уговоры властей "ужать" срок тишины до 1 июня (странная психология -
   им надо, чтобы сезон тишины закончился по их требованию). Надеюсь, что
   уважаемые люди из университета сделают все по совести.

   Иван Русев
Фонд "Природное наследие"
Украинское общество охраны птиц
wildlife@paco.odessa.ua

    15 мая 2001 г.
    Дорогие друзья! Пишу вам после нелегкого дня.
    Сегодня утром я встретился с начальником управления экологии и
природных ресурсов в Одесской области Толопко Ю.Н. и предупредил его,
что если он не приостановит незаконное строительство немедленно, то мы
на него подаем в суд. Он начал придумывать всякие версии, что мол
строительство не ведется, оно уже приостановлено с 8 мая. Тогда я ему
показываю сегодняшнюю газету "Вечерняя Одесса", где описана ситуация за
11 и 12 мая с фотографией происходящих событий.
    Тогда он сказал, что дело сильно зашло в тупик и надо останавливать.
Он вызвал первого зама Зацерклянного М.М. и дал ему задание немедленно
выехать. Но как всегда не оказалось машины, бензина. Тогда я предложил
ехать на своих жигулях. М.М. позвонил в районную инспекцию своим
подчиненным, чтобы они приехали на место и мы уехали.
    Через час мы были у 51 км. По дороге встретили 6 пустых КРАЗов,
которые двигались в направлении карьера. Мы постояли 30 минут и поехали
на 60 км. Там во всю шла стройка. Все вокруг стояло в пыли от того, что
работали десятки КРАЗов, экскаваторы, грейдеры и т.д. Я попытался
остановить работу, но народ начал сильно возмущаться. Тогда мы стали
искать прораба. Нашли его, а он от нас стал убегать. Но народ сыпал грунт.
И тогда я им перегородил дорогу. После этого они стали упрашивать отсыпать
последние машины и уехали на обед.
    Инспектор из района так и не доехала. Нам сообщили, что груженные
машины подъезжают к 51 км и начинают отсыпку.
    Мы с М.М. едем на 51 км. там уже идет отсыпка луга. Я попросил
молдавских пастухов (до отъезда на 60 км) держать оборону, но они
испугались.
    В это время на отсыпке красовался красный джип. И тасовалось много
людей. Я стал выяснять что это за машина. Мне сообщил крутой мужик, что
это прокуратура. Я спросил откуда, не представились. Посмотрел на номера,
а они действительно прокурорские 777-22 ОА. Я им заявил, что они должны
немедленно остановить безобразие. Они никакой реакции. Я их спрашиваю: вы
получили телеграмму от многих природоохранных организаций о незаконном
строительстве. Почему вы не останавливаете. Они ответили, что мы вам
ответим всем, когда прийдет время. Я закипел, хотел сделать снимок, но мне
запретили. Какой-то мужик (Ярослав Иванович) стал мне угрожать.
    В это время машины стали заезжать на луг. я побежал перекрывать дорогу.
Водитель не тормозил. И только когда он увидел, что задел меня, остановился
и начал орать. В это время прокуратура вела свои видеосъемки. Странное
поведение. Основная трасса перекрылась КРАЗом. Сформировалась пробка. Я не
отходил от съезда к лугу. Тогда какой-то крутой мужик дал команду отъезжать.
Машины стали высыпать жерству на обочине. Прокуратура в это время нагло вела
беспрерывные переговоры по мобильному.
    Зацерклянный стоял и смотрел, что происходит. Я попросил его написать
на чистом листе бумаги предписание, он отказался. Сказал, что только на
бланке, но бланков у него не было.
    Все это продолжалось около 3 часов. Я звонил в Одессу Алле Шевчук. Она
обещала подъехать. Но я должен был везти М.М. Все разъехались.
    Но самое главное произошло за несколько минут до этого. Подъехал
начальник дорожного управления в Маяках и сообщил этим крутым, что ему с
Одессы позвонили, что только что получили факсом спецразрешение кабмина на
производство работ без документации и что завтра они будут во всю трудиться.
    Выводы:
 1.Власть показывает беспредел. Съемки, которые вела прокуратура и
   одновременно бездействовала -это невероятно.
 2.Факсовая бумажка -это уникальный случай для национального и
   международного скандала. И мы постараемся ее заполучить.
 3. Сил на пикете мало и срочно нужна подмога
 4. Если будет формальная бумага, они могут привлечь милицию для наведения
    порядка.
 5.Молдавские жители села Паланка завтра начинают инициировать переговорный
   процесс со своими властями.
 6.Каравайки несмотря на вандализм все еще держатся на лугу.
 7. Завтра будет вероятно еще один нелегкий день
     Жду всех кто понимает, что происходит на 51 км завтра с 8 часов
     Иван Русев

    May 16, 2001 11:12 PM
    Доброй ночи, друзья! Только приехал домой после нелегкого дня.
    Сегодня был час пик. Мы организовали пикет в 7 30. В 10 часов
подъехала полиция. Постояла и уехала. Через час проехал прокурорский джип.
Через полчаса подъехал генерал-майор погранвойск. Через полчаса подъхали
КРАЗы.
    В 9 я созвонился по мобильному с начальником управления экологии
Толопко и потребовал немедленно приехать на объект или срочно выслать
инспектора для того, чтобы сделать предписание на незаконную отсыпку
неповторимого заповедного луга. Он начал нести чушь, что у него нет
бензина, машин. Я пригрозил ему и сказал,  что мы на него подаем в суд.
И предупредил, что если через час не будет лействий он последний день
на работе.
    Через полчаса позвонила Дора Дукова - журналист "Вечерней Одессы"
и сообщила, что ей передали номер протокола. Мол его везут нам. Его
везли ... - 4 часа. Его на ходу клепали, поскольку я сам вчера вывозил
первого зама и он ничего не составлял. Ну Бог с ним. Собралось много
машин. Нас начали пресинговать пытаясь запугать. Потом подъхал Чукан А.Ф.
- начальник администрации автомобильных дорог. Срочно дал команду зацепить
нашу машину и откинули ее в сторону.
    Затем дал команду КРАЗам ехать на луг. Я попросил всех ребят быть
осторожными. Но так получилось, что мы оказались под машиной и колесами.
После этого началась драка. Нас начали оттаскивать. Завязалась борьба.
Машина постепенно съезжала, пока шла борьба. Потом снова под колеса. Так
продолжалось пока они не начали высыпать жерству на нас.
    Ситуация обострялась. Они поняли, что зашли слишком далеко. Я подошел
к тому, кто давал команду и сказал ему, что он подлец. В это время приехал
инспектор и предъявил им предписание о приостановлении работ до получения
положительного заключения экспертизы. Они наплевали на бумагу и сказали,
что им это не указ. Начали бравировать бумагой Кабмина, которую подписал
Ехануров - вице премьер. Мы перехватили бумагу и в близлежащем селе
сделали копию. Копия у нас есть. Я ее не читал. Но эксперты юристы видели
ее и сказали, что нет выходных данных и вообще это липовая бумага.
    Предписание управления экологии держали дрожащими руками. Мы не смогли
сделать копию. Но все переписали.
    Затишье. Сообщили, что сейчас приедет наряд милиции и нас раскидает.
Но видать милиция отказалась. Зато привезли директора школы с.Маяки. В
присутствии нескольких ребят они заявили, что сейчас будет кровь и кто-то
должен отвечать. учитель, директор или Русев. Директора - молодая женщина -
молодец. Она официально отпустила прекрасных днестровцев на пикет. Но
убедительно просила отпустить их домой. Мы естественно не возражали. Детей
увезли на джипе. Но некоторые снова прибежали.
    Потом нас стали упрашивать понять их. Предложили завтра собираться на
рассмотрение документов и ОВОС. Мы согласились при условии, если они
прекратят сыпать. Они разъехались. Через час машины снова начали сыпать.
Нас стало мало. Мы не могли удержать оборону и уехали.
    Вечером наконец пришла бумага из университета о том, что действительно
сейчас сезон тишины - до конца июля. Это была весомая надежда чиновников.
Но они просчитались. Они хотели другие сроки.
    Выводы:
 1.Власть демонстрирует беспредел
 2.Беззаконие в действии
 3.Игнорируются документы Минэкологии
 4.Бандиты готовы на все
 5.Завтра снова надо стоять на пикете. Я могу быть там около 11.
   Кто может раньше - будьте пожалуйста.
 6.Поразительно, но каравайки  постоянно с нами на лугу. Они верят, что
   НГО - это сила. И не только каравайки. Здесь чудесные желтые, рыжие,
   белые цапли и много много чудес природы. Они словно на это время
   скооперировались.
    Фотоаппараты пришлось прятать. Но пленки уже в надежном месте. Завтра
будет фото. Вышлю по сети пару штук.
    Пока, Иван

    Хроника событий 17 мая
 10 утра. На 51 км подъехал прораб и спросил может ли он сыпать на
пойменный луг сегодня. Я ему ответил, что нет. Мы договорились с властями,
что до окончания переговоров никаких действий с их стороны. Он заявил мне,
что они ждут 15 часов. Время "Ч". Если им не дают запрета они продолжают
сыпать.
 12 часов. Я уехал на встречу, которая переросла в круглый стол.
 13 30. Предварительное обсуждение представителей многих НГО о планах наших
действий.
 14 00 Начало переговоров. Говорил Чукан А.Ф. Руководитель корпорации
автомобильных дорог. Разговор был длинный, но он свелся к тому, что они
будут строить, поскольку получили распоряжение губернатора. Он пояснял,
что ему жалко птичек, рыбок, но дорога нужна, потому что это единственное
спасение для жителей южных регионов области.
    На вопрос о том, подчиняется ли он предписанию представителей
Минэкологии о прекращении строительства, он заявил, что это для него
не указ. И вообще он сказал, что ему эколог из университета дал добро, что
луг можно засыпать, а мост будет построен в другом месте? О том, что сейчас
сезон тишины и что ученые университета передали справку о том, что он
продлится до конца июля они слышать не хотели.
    Потом они заявили, что им надо провести эксперимент: засыпать по 300 м
природного ландшафта с каждой стороны и посмотреть как себя будет вести
природа, поскольку плавни эти для них очень сложные. Я заявил, что отсыпка
пойменного луга никак не может вписываться в эксперимент, поскольку это не
тростниковые заросли и это абсолютно ничего не даст. Они говорят, что они
пойменный луг не засыпают. Тогда я достал цветные фото большого формата и
показал всем, что происходит.Где луг, где плавни и где ведется отсыпка.
    Потом они заявили, что проектанты им сказали здесь отсыпать. Поднялся
инженер проекта - Иван Яковлевич (отличный совестливый мужик, с которым я
полгода последовательно работал и показывал каждый тростничок в плавнях)
и заявил, что строительство магистрали - это безумие и что дорога не должна
строиться. Это был взрыв. Все замолчали как рыбы. Потом началось оживление.
В это время  подошел руководитель ОВОСа Стойловский В.П. и заявил, что в
проекте будут соблюдаться все экологические требования, которые выставил
Иван Русев на этапе предварительного обсуждения. Но когда все вникли,
оказалось это тоже обман.
    Потом посыпались вопросы. Это длинная история. Наша пресса опубликует
и кто захочет я вышлю материалы.
    Основная мысль сводилась к использованию возможности переговорных
процессов для использования Украиной и Молдовой старой дороги и вообще не
строить, тем самым сохранить природу и  сотни миллионов.
    Мой последний вопрос к дорожникам был такой: у вас есть предписание
инспектора управления экологии и природных ресурсов о прекращении стройки
15 мая, до получения положительного заключения экоэкспертизы, будете ли
вы продолжать строить. Чукан ответил, что ему никто никакого предписания
не давал. Тогда я заявил всем, что он плюнул в инспекотра при нас, который
хотел ему вручить это предписание. Потом он сказал, что ему никто ничего не
давал и поэтому у него нет никакого предписания. Тогда я попросил Виктора
Мазураша - инспектора управления экологии выписать при нас еще одно
предписание, поскольку первый вариант где-то потерялся. Предписание было
выписано.
    Тогда я спросил будете ли вы продолжать стройку? Они ответили "Да".
Потом я сказал, что мы снова едем на пикет и что вся ответственность за
возможные происшествия ляжет на дорожников. Чукан интенсивно пил валидол и
сказал, что ему эта стройка до одного места. Ему дали приказ и он его
должен выполнять, но если там будут люди то это проблема. Он попросил
меня переговорить из его кабинета с замгубернатора Примаком В.А. - куратором
стройки, поскольку губернатор до субботы в отъезде. Но трубку у зама никто
не брал. Тогда мы все вышли на улицу обсждать наши дальнейшие действия.
В это время Чукан звонил куда мог.
    Через 10 минут он вышел и сообщил, что снимает все машины со стройки
до приезда губернатора. По приезду губернатора они будут искать с нами
встречи для переговоров.
    Будем ждать. Но мы не спускаем глаз с объекта. Наши люди круглосуточно
следят за ситуацией.
    В 17 часо мы поехали на заседание совета НГО области. Были практически
все НГО. Обсуждение было интенсивным. Я высказал все что я думал об
управлении экологии и как оно бездействует. Принято решение обратиться к
начальнику управления экологии и природных ресурсов Толопко Ю.Н. и
генеральную прокуратуру о незамедлительном прекращении строительства до
завершения общественной экспертизы и получения положительного
заключения госэкспертизы.
    За тот короткий период пока не было стройки в зоне заливного луга
возобновился птичий рай и тысячи лягушек и жерлянок  воспевали маленькие
победы  одесских экологов.
    Иван Русев

    18 мая 2001 г.
    Друзья, привет!
    Утром сегодня у меня была долгая встреча с начальником управления
экологии Толопко Ю.Н. и его замом. Мы обсуждали возможные варианты
дисскусий с губернатором и возможные решения.
    Наша мониторинговая группа сообщила, что сегодня машины стояли на
готове, но границу не переходили. В общем обещание пока сдерживается.
Завтра возвращается губернатор. Будем вести переговоры.
    Выводы:
 1.Маленькая победа для дельты и, прежде всего, караваек уже есть
 2.Власть реально боится НГО и сильно нервничает, когда мы объединяемся
    Спасибо всем за поддержку
    Иван Русев

    19 мая 2001 г.
    Друзья!
    Сегодня был Днестре. Встречался с прорабом стройки. Он сообщил мне,
что ему дали жесткое распоряжение не строить, пока не будет переговоров и
соответствующей команды.
    На 51 км ничего не происходит. На 60 км ведутся работы - отсыпка полотна
у ответвления старой дороги в сторону ветландов. Фактически нарушено наше
соглашение.Там работает другая фирма.
    Предлагаю ждать до понедельника. Если не будет с их стороны инициативы
переговоров с губернатором, то в понедельник надо готовить экологические
силы, причем на 2 точки.
    Я предполагаю быть на двух точках, но только транзитом. Я буду ехать на
международную конференцию по устойчивому  туризму в Сергеевку. Если там
будет что-то происходить я буду звонить Алле Ильиничне Шевчук (26-82-75).
    Подумайте, кто может оперативно выехать, если понадобится.
    Светлана Слесаренок! Такое письмо надо делать. По моему было бы неплохо
сделать его публичным обращением через средства массовой информации.
    Иван Русев, wildlife@paco.odessa.ua

    ОДЕССКИЕ НПО
    Выписка протокола N 12 от 17 мая 2001 г. расширенного заседания
Общественного экологического совета Госуправления Минэкологии и
природных ресурсов в Одесской области, ученых региона,
неправительственных (НПО) региона и международных экспертов,
г.Одесса, Украина
    Присутствовали члены Общественного совета, представители НПО Одессы и
области, ученые и специалисты: всего 35 чел.
    СЛУШАЛИ: О незаконном строительстве участка автомагистрали Одесса-
Рени  в пойме Днестра - на территории заповедника, через водно-болотные
угодья международного значения.
    ВЫСТУПИЛИ: Хуторной А.М., Шафран Л.М., Романов Ю.С., Корзюков А.И.,
Стойловский В.В., Толобко Ю.Н., Зацерклянный М.М., Сторожева Г.Н.,
Крейда О.А., Русев И.Т., Шевчук А.И., Слюсаренок С., Исаков М.И.,
Игнатьев В.В., Переяславская В.Б., Булат Т.П., Кулиненко Е.П., Горбуненко П.
    РЕШЕНИЕ СОВЕТА:
 1. Совет выражает протест, связанный с началом строительства
автомагистрали Одесса-Рени на участке, проходящем в пойме Днестра - на
территории заповедника, через водно-болотные угодья международного
значения без геологических изысканий, ТЭО, ОВОС, проекта,
экологической экспертизы с нарушениями действующего законодательства
Украины и международных Конвенций, ратифицированных Украиной.
 2. Совет поддерживает протесты отечественных и международных
организаций в связи с началом строительных работ, осуществляемых без
документации с нарушениями Конституции Украины, других
законодательных актов республики и международных конвенций.
 3. Совет считает необходимым обратиться к Президенту Украины, в
Верховную раду Украины, КМУ, Генпрокуратуру Украины с просьбой
неотлагательно принять срочные меры по прекращению незаконного
строительства.
 4. Просить Госуправление Минэкологии в Одесской области (Толобко Ю.Н.)
и природоохранную прокуратуру Одесской области немедленно остановить
незаконно начатое на ценных территориях международного значения
строительство участка дороги автомагистрали Одесса-Рени до утверждения
проектной документации с учетом геологических изысканий.
 5. Совет считает, что в условиях отсутствия документов, определяющих
прохождение границы (делимитации границы) между Украиной и
Молдовой в пойме Днестра, следует применить политические методы
решения проблемы за счет использования существующей дороги, как
исключающие нанесение ущерба природной среде и гарантирующие
отсутствие в будущем возникновение чрезвычайных ситуаций в регионе.
 6. Совет обращается к Госуправлению Минэкологии в Одесской области
(Толобко Ю.Н.) срочно организовать встречу членов совета и специалистов
с Главой Одесской облгосадминистрации для обсуждения сложившйся
ситуации.
 7. Данное решение совета передать  СМИ.
     Председатель совета Л.Шафран,
     Секретарь В.Переяславская
     От: alla@eco.odessa.ua, 20 мая 2001 г.

     ОДЕССКАЯ "МАМА"
     Иван, теперь самое главное договориться о наших дальнейших
совместных действиях. Я считаю, что мы мертво должны стоять на позиции
строгого соблюдения природоохранного законодательства и не допускать
строительства (в том числе на 61 километре) до появления позитивных
выводов экологической экспертизы, даже тогда, когда очень сильно будут
уговаривать. В этом вопросе компромиссов быть не должно. Сейчас самое
главное сосредоточить все усилия на попытке  инициировать еще один
переговорный процесс между Молдовой и Украиной с обеих сторон. Я думаю,
это по силам нашей ассоциации хранителей реки "Эко-Тирас".  При этом
необходимо, чтобы в прессе прозвучал публичный ответ: "Да, мы не можем
договориться". Вероятно нам нужно подумать о публичном обращении от многих
общественных организаций к конкретным политикам достаточно высокого ранга,
с просьбой провести еще одни переговоры. При чем публичная просьба должна
одномоментно прозвучать с обеих сторон.
               С.Слесаренок, "МАМА-86-Одесса", flint@farlep.net

    ОТКЛИК ИЗ МУРМАНСКА
    Дорогие друзья! Акция, проведенная Иваном Русаевым просто
прекрасна. Так держать - знайте, что они нас все-равно боятся!
    Мы в Мурманске в 1993 году аналогичным образом спасли огромный
зеленый массив, предназначенный к вырубке и застройке под гаражи.
Тогда мы перекрыли находящуюся рядом главную магистраль города и
пропускали только машини "скорой помощи" и пожарных, а каждые 5 минут
открывали проезд для троллейбусов и автобусов. Приехавший милицейский
наряд попытался меня тогда арестовать, но машину, в которую меня
посадили окружили люди, собравшиеся на акцию и приподняли ее, чтобы
милиция не уехала. Последним ничего не оставалось, как связаться по
рации с руководством города и области. Меня доставили к Губернатору
Мурманской области Комарову и в течении часа было издано распоряжение
о прекращении всех работ. По сей день в зеленом, спасенном нами массиве,
гуляют дети, а в Мурманске ведь так мало зелени...
    Поэтому, не бойтесь действовать активно. Нас тогда было тоже только 2
человека, организовавших акцию!
    С уважением
    Е.Васильева
МООО экоклуб "Грин Клаб", green@an.ru

Перейти к началу страницы