Союз "За химическую Безопасность"
экология и права человека
Об издании
Содержание и поиск
Последний выпуск
Предыдущий выпуск
журнал Индекс
Index
Выпуск 369, 14 мая 2001
                                     Право на ответственную власть

            ОДЕССА: ЭКОЛОГИ ЗАЩИЩАЮТ ВОДНО-БОЛОТНЫЕ УГОДЬЯ

    Друзья, здравствуйте!

    На территории Одесской области в Украине 27 апреля без проекта,
ОВОС и экспертизы начато крупномасштабное, на сотни миллионов,
строительство скоростной автомагимстрали через водно-болотные угодья
международного значения  и заповедное урочище "Днестровские плавни".
    Предыдущую информацию, телеграммы см. в аттачменте.
    4 дня (9-13 мая) я был на Днестре. Следил за тем, как выполняются
обещания наших областных властей. Напомню, что 8 мая мы договорились
на совещании у замгубернатора Примака В.А., что строить дорогу на
праздники, т.е. до понедельника 14 мая не будут.
    9 мая стройка не велась
    10 стройка не велась
    11 мая, как и предполагалось, нас обманули. 4 КРАЗа активно засыпали
ценнейший пойменный луг у 51 км автотрассы Одесса-Рени. Фактически сделали
отсыпку на территории заповедного урочища "Днестровские плавни".
    12 мая я предпринял рискованное мероприятие. Взял своих двух пацанов.
Подъехали на мое машине "Жигули" и перекрыли съезд Кразам к лугу. Водители
начали возмущаться. Подъехал прораб. Стали угрожать. Я представился
членом многих НГО. Было еще и удостоверение общественного инспектора охраны
Черного моря. Это очень помогло и подействовало. Запросил их документы.
Никаких абсолютно документов у них не было. Представляться отказались.
Прораб сказал, что ему дали приказ отсыпать, но никаких документов ему никто
не давал. Потом они обозлившись перекрыли мою машину, чтобы, как они
говорят, я не сбежал, пока они будут согласовывать возможность продолжения
работ. Прораб уехал в ближайшее село созваниваться. В это время я по
мобильному телефону созвонился с Аллой Ильничной Шевчук и договорился,
что она срочно разыщет журналистов и подъедет.
    Но пока я говорил, плдъехал прораб и робко начал говорить, что они
уезжают. Я попросил подождать. Он категорично заявил, что ему дали команду
срочно убираться. Пока я созванивался с Аллой Ильиничной, чтобы
предупредить о происходящем, они сели по КАМАЗам (4 штуки, 3 из них
груженные) и начали выезжать в объезд моей машины. Через пару минут их не
стало у пойменного луга. Я их сопровождал на протяжении 10 км. по
автотрассе до моста через реку в с.Маяки. Они сказали, что с понедельника
у них будет все что необходимо.
    13 мая стройка не велась
    С другой стороны трассы -  у 60 км стройка также велась 11 и 12 мая,
но у меня не было возможности ехать туда. Важнее было отстоять красивый
луг и неповторимых караваек.
    Выводы:
 1.Уничтожена часть луга в заповедном урочище.
 2.Начата отсыпка луга на территории водно-болотных угодий международного
   значения
 3.Сотни караваек, цапель, ходулочников, гусей с гусятами не могут
   нормально кормиться
 4.В понедельник надо обязательно быть на 51  и на 60 км.
 5.Такого невероятного беззакония я еще не встречал. Даже в годы СССР.
    Вероятные сценарии на 14 мая

 1. Они начнут работать к 9 часам. Во всяком случае, так было в эти дни
 2.В местах производства работ может быть милиция или...
 3.Возможно будут представители областных властей
 4.Возможно они испугаются пикета (в "Вечерней Одессе" опубликована
   информация о пикете на 14 мая) и не будут работать, хотя это
   маловероятно.
    Напоминаю для тех, кто не владеет ситуацией:
 * Проекта дороги нет (он будет в лучшем случае к 30 мая).
 * ОВОСА нет.
 * Экспертизы нет.
 * Заявления об экоопасности нет.
    Предложения
    Для тех, кто хочет участвовать в пикете. Иметь паспорта или другой
документ Встреча у 51 км автотрассы Одесса-Рени. Надо посовещаться.
Потом часть людей поедет на 60 км. Ориентир: слева по ходу из Одессы
видна отсыпка и огромный вал-каток (я такого раньше не видел) для
утрамбовывания щебня. Я договорился с местными ребятами из с.Маяки. Это
мои юные экологи (студенты и старшеклассники). Их будет 6-7 человек.
    Я буду 14 мая у 51 км  с 7 часов. (Это в 11 км от с.Маяки и в 5 км
от с.Паланка)
    Наша главная задача.
    Договориться о прекращении стройки до завершения всех процедурных
вопросов, связанных с подготовкой проекта. И самое главное - проведения
общественной экспертизы, поскольку на официальную экспертизу будет
сильное давление.
    Есть небольшая надежда на то, что президенты Украины и Молдовы
договорятся и все на этом закончится. Дай Бог.
        Иван Русев, Фонд "Природное наследие", Украинское
        общество охраны птиц, wildlife@paco.net, 13 мая 2001 г.

    ПРИЛОЖЕНИЕ 1
    7 МАЯ 2001 ГОДА
    ТЕЛЕГРАММА
    ПРЕЗИДЕНТУ УКРАИНЫ КУЧМЕ ЛИЧНО, БАНКОВСКАЯ 11, КИЕВ
    ГЕНПРОКУРОРУ УКРАИНЫ, РЕЗНИЦКАЯ,13/15, КИЕВ, 01601
    МИНЭКОЛОГИИ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ, КРЕЩАТИК 5, КИЕВ, 01601
    ЗАМЕСТИТЕЛЮ МИНИСТРА СТЕЦЕНКО
    УПОЛНОМОЧЕННОМУ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА КОРПАЧЕВОЙ
    ВЕРХОВНАЯ РАДА УКРАИНЫ, ГРУШЕВСКОГО 5, КИЕВ,
    ОБЛГОСАДМИНИСТРАЦИЯ, ГРИНИВЕЦКОМУ, ШЕВЧЕНКО,4, ОДЕССА 65032
    БЮРО РАМСАРСКОЙ КОНВЕНЦИИ, ГЛЕНД, ШВЕЙЦАРИЯ,
    ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ ООН ДЛЯ ЕВРОПЫ, ЖЕНЕВА, ШВЕЙЦАРИЯ,
    СМИ Mass Media
      ОБ УНИЧТОЖЕНИИ ЗАБОЛОЧЕННЫХ ЗЕМЕЛЬ МЕЖДУНАРОДНОГО ЗНАЧЕНИЯ
    ПО ПОРУЧЕНИЮ ПРЕЗИДЕНТА УКРАИНЫ ОТ 21.12.2000 ?1-14/1316 В ДЕЛЬТЕ
ДНЕСТРА НАЧАЛОСЬ НЕЗАКОННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО АВТОМАГИСТРАЛИ ОДЕССА-ИЗМАИЛ:
БЕЗ ОТВОДА ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА, БЕЗ ГИДРОЛОГИЧЕСКИХ И ГЕЛОГИЧЕСКИХ
ИЗЫСКАНИЙ, БЕЗ ТЭО И ПРОЕКТА, БЕЗ ОВОС, БЕЗ ГОСЭКОЭКСПЕРТИЗЫ. НАРУШЕНЫ
СТ.19 ЗЕМЕЛЬНОГО КОДЕКСА УКРАИНЫ, СТ. 26,27,28,29,30,51 ЗУ "ОБ ОХРАНЕ
ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ", ВОДНЫЙ КОДЕКС, СТ.СТ.7,8,9,10,11,13,15,16,
З9,50 ЗУ "ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ", РЕШЕНИЕ ОДЕССКОГО ОБЛСОВЕТА
"О МОРАТОРИИ НА ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЕ И НАРУШЕНИЕ ЕСТЕСТВЕННЫХ
ФУНКЦИЙ ПРИРОДНОЗАПОВЕДНЫХ И РЕКРЕАЦИОННЫХ СИСТЕМ ОБЛАСТИ" (1993),
ПОСТАНОВЛЕНИЕ КМУ 12.05.97 "ПРО КОНЦЕПЦIЮ СБЕРЕЖЕННЯ БIОЛОГIЧНОГО
РIЗНОМАН?ТТЯ УКРА?НИ".
    НАРУШЕНЫ ПОЛОЖЕНИЯ СЛЕДУЮЩИХ КОНВЕНЦИЙ:
КОНВЕНЦИЯ О ВОДНО-БОЛОТНЫХ УГОДЬЯХ, ИМЕЮЩИХ МЕЖДУНАРОДНОЕ ЗНАЧЕНИЕ,
ГЛАВНЫМ ОБРАЗОМ КАК СРЕДЫ ОБИТАНИЯ ВОДОПЛАВАЮЩИХ ПТИЦ, РАМСАР 1971
(УКРАИНА СТОРОНА С 1996), КОНВЕНЦИЯ ОБ ОЦЕНКЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ
СРЕДУ В ТРАНСГРАНИЧНОМ КОНТЕКСТЕ, ЭСПО 1991 (УКРАИНА СТОРОНА С 1999),
КОНВЕНЦИЯ О БИОЛОГИЧЕСКОМ РАЗНООБРАЗИИ, РИО 1992 (УКРАИНА СТОРОНА С
1994), КОНВЕНЦИЯ ОБ ОХРАНЕ ДИКОЙ ФЛОРЫ И ФАУНЫ И ПРИРОДНЫХ СРЕД
ОБИТАНИЯ В ЕВРОПЕ, БЕРН 1979 (УКРАИНА СТОРОНА С 1996), КОНВЕНЦИЯ О
ДОСТУПЕ ИНФОРМАЦИИ, УЧАСТИИ ОБЩЕСТВЕННОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ
И ДОСТУПЕ ПРАВОСУДИЮ ВОПРОСАМ, КАСАЮЩИМСЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, ОРХУС 1998
(УКРАИНА СТОРОНА С 1999).
    УЖЕ УНИЧТОЖЕНЫ ПАХОТНЫЕ ЗЕМЛИ, НАЧАЛАСЬ ОТСЫПКА ГРУНТА НА
ТЕРРИТОРИИ ВОДНО-БОЛОТНЫХ УГОДИЙ МЕЖДУНАРОДНОГО ЗНАЧЕНИЯ (ПОСТАНОВЛЕНИЕ
КМУ 23.11.95 ?935, ПИСЬМО ОДЕССКОЙ ОБЛГОСАДМИНИСТРАЦИИ 12.02.97г.
N 12.02-12-151.566 О ВЫНОСЕ В НАТУРУ ЦЕННЫХ УГОДИЙ РАМСАРСКОЙ КОНВЕНЦИИ).
    РАБОТЫ ОСУЩЕСТВЛЯЮТСЯ В РАЙОНЕ ОДЕССКОГО ВОДОЗАБОРА -
ЕДИНСТВЕННОГО ИСТОЧНИКА ВОДОСНАБЖЕНИЯ ДЛЯ МИЛЛИОНОВ ГРАЖДАН УКРАИНЫ.
    НАНОСИТСЯ НЕПОПРАВИМЫЙ УЩЕРБ ЕДИНСТВЕННОЙ В ЕВРОПЕ ПОДОБНОЙ ПОЙМЕ,
ЕЕ ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ, ФАУНЕ И ФЛОРЕ. В УНИКАЛЬНЫХ ПЛАВНЕВЫХ ЭКОСИСТЕМАХ
УЖЕ НАЧАЛСЯ НЕРЕСТ, МАССОВАЯ ВЕСЕННЯЯ МИГРАЦИЯ ПТИЦ, В ТОМ ЧИСЛЕ РЕДКИХ
И ИСЧЕЗАЮЩИХ ВИДОВ, ОБЪЯВЛЕН СЕЗОН ТИШИНЫ.
    ПРЕДЛАГАЕМ НЕМЕДЛЕННО ВОЗОБНОВИТЬ ПОИСК ЗАКОННЫХ ПУТЕЙ
РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ С УЧАСТИЕМ ОБЩЕСТВЕННОСТИ.
    ТРЕБУЕМ СРОЧНО ОСТАНОВИТЬ НЕЗАКОННЫЕ ДЕЙСТВИЯ МИНТРАНСА
УКРАИНЫ И ПРИВЛЕЧЬ ВИНОВНЫХ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ.
    УКРАИНА
А.ШЕВЧУК, ОДЕССКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО СОЦИАЛЬНО-
   ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЮЗА (МСОЭС), ОДЕССА,
И.РУСЕВ, ФОНД ПРИРОДНОЕ НАСЛЕДИЕ, ОДЕССА
Г.КАЛУГИН, ЦЕНТР НЕЗАВИСИМЫХ И КУЛЬТУРНЫХ ПРОГРАММ, ОДЕССА,
В.ДЕГТЯРЕНКО, ОДЕССКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ НАУК, ОДЕССА,
И.ВЫХРЕСТЮК, НПО <ВОЗРОЖДЕНИЕ>,ТАТАРБУНАРЫ, ОДЕССКАЯ ОБЛАСТЬ
В.ХМЕЛЬНИЦКИЙ, НПО <ЭОЛ>, ОДЕССКАЯ ОБЛАСТЬ
А.ЛЕВИН, ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КЛУБ, ЗАПОРОЖЬЕ
И.БУТОРИНА, СТРАТЕГИЯ, МАРИУПОЛЬ
А.МЯГЧЕНКО, АЗОВСКИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ФОНД, БЕРДЯНСК
    РЕСПУБЛИКА МОЛДОВА
П.ГОРБУНЕНКО, "БИОТИКА", КИШИНЕВ
АССОЦИАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ИНФОРМАЦИИ "ТЕРРА-НОСТРА", КИШИНЕВ
    РОССИЯ
А.КАЮМОВ, ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР "ДРОНТ", НИЖНИЙ НОВГОРОД
В.ЛАГУТОВ, ЗЕЛЕНЫЙ ДОН, НОВОЧЕРКАССК
В.ДЕСЯТОВ, ХАБАРОВСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО СОЭС, ХАБАРОВСК
    УЗБЕКИСТАН
Ю.КАМАЛОВ, СОЮЗ ЗАЩИТЫ АРАЛА И АМУДАРЬИ, НУКУС
КОНТАКТЫ:

     ПРИЛОЖЕНИЕ 2
     7 мая 2001 г.
                            Президенту Республики Молдова
                            Владимиру Николаевичу Воронину
    Уважаемый Владимир Николаевич!
    Обращаю Ваше внимание на ситуацию, сложившуюся в регионе молдо-
украинской границы в районе с. Паланка, уезд Тигина, и требующую
Вашего незамедлительного вмешательства.
    В силу того, что молдо-украинская граница не позволяла Украине
эффективно использовать дорогу мимо с. Паланка для проезда транспорта
внутри Одесской области, украинская сторона предложила взять участок
дороги в аренду у Молдовы на 99 лет в обмен на участок берега Дуная в
районе Джурджулешт. Правительство Молдовы согласилось и внесло в
Парламент Молдовы предложение о ратификации. В силу политического
противостояния внутри Парламента, а также протестов жителей с. Паланка,
оно так и не было вынесено на пленарное заседание для ратификации.
    В результате этого Президент Украины  дал Поручение ?1-14/1316 от
21.12.2000г., обязывающее начать строительство дороги по территории
Украины - по Днестровским плавням.
    В настоящее время (с 30 апреля), несмотря на отсутствие проекта, и
тем более, экологической экспертизы, строительство начато, чем нарушено
множество статей украинского национального законодательства и, как
минимум, три международных природоохранных конвенции (Рамсар, 1971;
Эспо, 1991 и Хельсинки, 1992). В соответствии с этими конвенциями,
сторонами которых являются оба государства, согласование проекта
строительства с Молдовой, а также проведение международной
экологической экспертизы было абсолютно обязательным.
    Но помимо природоохранных, есть важные политические и экономические
аспекты, демонстрирующие нецелесообразность строительства новой дороги,
в том числе, для Молдовы.
 1. Село Паланка в результате строительства окажется отрезанным от
дороги и от Одесской области, с которой у жителей традиционные
связи, что уже поняли местные жители, которых политиканы в
прошлом году ввели в заблуждение.
 2. Украина потратит десятки или даже сотни бюджетных миллионов
долларов на строительство дороги, учитывая, что слой органики в
плавнях составляет около 28 метров. При этом строители не намерены
делать эстакаду на сваях из-за дороговизны, поэтому будет нарушен
гидрологический режим и необратимо испорчен прилегающий к Молдове
большой участок плавней, где в настоящее время гнездятся редчайшие
охраняемые виды птиц.
 3. Учитывая, что добрососедские отношения являются важнейшим
признаком цивилизованности государств, а разрушение международно
признанных особо охраняемых водно-болотных территорий станет
широко известным мировой общественности, обе страны серьезно
ухудшат свой имидж (текст открытого письма неправительственных
экологических организаций прилагаю). Будет ослаблен
интергационный процесс в регионе.
 4. В обоих государствах нет ни одного заинтересованного в строительстве
новой дороги лица, кроме Минтранса Украины и ее строителей.
    Учитывая изменившуюся политическую ситуацию в Молдове, и то, что
приостановление строительства и возвращение к процедуре ратификации
возможно только путем Вашего личного вмешательства (звонок Президенту
Украины и ратификация соглашения), прошу Вас незамедлительно инициировать
этот процесс, который будет содействовать укреплению дружественных
отношений с Украиной и эффективности внешней политики Молдовы.
    При этом представляется очень желательным оговорить с украинской
стороной в качестве приложения к Соглашению особый режим доступа к
дороге жителей села Паланка с тем, чтобы они имели право вести
придорожную торговлю, посещать огороды и т.п.
    С уважением,
    Доктор биологии Илья Тромбицкий

Перейти к началу страницы