Союз "За химическую Безопасность"
экология и права человека
Об издании
Содержание и поиск
Последний выпуск
Предыдущий выпуск
журнал Индекс
Index
Выпуск 338, 8 апреля 2001
                                           Право на чистую природу


       ЖИТЕЛИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ПРОТИВ СТРОИТЕЛЬСТВА БТС
                   (будни Шемякина суда)

    ГРАЖДАНЕ
    14 июля 2000 г. правительство РФ приняло постановление N 522
фактически давшее старт строительству Балтийской трубопроводной
системы (БТС), предназначенной для перекачки нефти из республики
Коми в г.Приморск на северной части Финского залива. Строительство
1 очереди БТС потребует более 460 млн. долларов и ведется сейчас
в основном за счет бюджета РФ.
    Трасса БТС пересечет водосборный бассейн Невы и Ладожского
озера, пройдет вблизи границ Санкт-Петербурга, затронет курортную
зону Карельского перешейка, объект федерального значения, границы
которой утверждены распоряжением вице-мэра Санкт-Петербурга
В.В.Путина 31.10.1995 за N 1151-Р.
    Реализация данного проекта превратит Карельский перешеек в
промышленную зону. Будущий нефтяной порт представляет серьезную
опасность для рыболовства и расположенного в 1,5 км от него
заповедника "Березовые острова", охраняемого международной
Рамсарской Конвенцией.
    При разработке проекта БТС не были рассмотрены альтернативные,
более безопасные для природы и экономически выгодные площадки для
строительства нефтяного терминала.
    Не выполнены рекомендации Федеральной экологической экспертизы,
связанные с доработкой проектных решений для основных объектов
портовых сооружений и нефтепровода  и с их последущим согласованием
в Госкомэкологии.
    Не была разработаны комплексная система безопасности и
экологического страхования для всех объектов, входящих в зону
влияния БТС.
    Проигнорировано мнение местного населения, политические,
экономические интересы Санкт-Петербурга как полноправного субъекта
РФ и безопасность его жителей. До сих пор не найдены, в соответствии
с рекомендациями экологической экспертизы, альтернативные источники
питьевого водоснабжения Санкт-Петербурга.
    Не проведена экологическая экспертиза материалов рабочей
документации на строительство БТС.
    Учитывая все это граждане Санкт-Петербурга обратились в Верховный
суд РФ, чтобы обжаловать Постановление Правительства РФ, разрешающее
строительство БТС, требуя отменить Постановление, остановить
финансирование и строительство БТС до проведения полноценной
независимой экологической экспертизы.
    Слушание по делу назначено на 2.04.2001 г. на 10.00 в Верховном
суде РФ, по адресу: Москва, ул. Поварская, д.15
    Дело ведет судья Верховного суда РФ Романенков Н.С.
          Источник: Александр Сутягин, "Зеленый мир",
                    greenalex99@mail.ru, alexgn@mailru.com,
                    Геннадий Шабарин, агентство "Устойчивое развитие",
                    shabarin@iaur.spb.org, 28 марта 2001 г.

    СУД
    2.03.01 в Верховном суде РФ прошло слушание по жалобе на
Постановление Правительства РФ от 14.07.00 за N 522 "Об организации
строительства и финансирования БТС". Дело вел судья ВС РФ Романенков Н.С.
Заявителей пришлось представлять мне и доверенному лицу, адвокату
Е.В.Палашенковой. Ответчика, т.е. Правительство РФ, представляли
юрист Правового управления МинЭнергетики РФ В.Ю.Браташевский и
представитель МПР Миронова Е., бывший секретарь Г.С.Чегасова,
начальника Управления Госэкоэкспертизы Госкомэкологии РФ.
    По ходу слушаний судьей были отклонены без какой-либо мотивировки
все ходатайства поданные заявителями:
 а) на объединение к рассмотрению в одном деле поступивших дополнительных
    жалоб от граждан СПб (реальную поддержку в подготовке процесса
    оказали нам также общественные организации такие как Дети Балтики,
    Сторонники Гринпис СПб, Ассоциация экологических журналистов СПб,
    СПб партия Зеленых, Общество охраны природы, Гринпис, СОЭС, Родник,
    Экология и Правозащита, ИСАР, ЦЭП) и о переносе срока слушания для
    ознакомления с позицией последних,
 б) о приостановлении строительства и финансирования БТС,
 в) о предоставлении ответчиком информации о доработке проекта по
    рекомендациям и предложениям Госэкоэкспертизы,
 г) о выполненных территориальными органами Госкомэкологии согласованиях
    по дополнительным детальным проработкам проектных решений по
    основным объектам БТС (что как выяснилось не тождественно доработкам
    проекта по рекомендациям),
 д) о предоставлении заказчиком и Минэнерго программы и графика работ
    по строительству БТС и информации об открытии финансирования и пр.
    Надо отдать должное профессионализму судьи: когда было надо, то
после его четко сформулированных вопросов, на ответчиков было жалко
смотреть.
    Я узнал для себя много удивительного.
    Е.Миронова при ответе на вопрос о том, проходило ли данное
Постановление требуемую законом Госэкоэкспертизу или хотя бы
представлялось на нее, заявила, что ничего сказать не может, т.к. МПР
не правоприемник Госкомэкологии, а где архивы последней, она не знает (!?).
Оказывается, что любой чиновник МПР, вопреки закону, вправе решать вопрос,
представлять или нет нормативный акт Правительства РФ на экспертизу! Если
не действует больше программа Правительства РФ по развитию курортной зоны
на Карельском перешейке, то вроде как и курорта больше нет, несмотря на
утвержденные В.Путиным границы курортной зоны (!?).
    И главным для строительства БТС является не финансирование, а
землеотвод! Если последний выполнен, то будет и БТС! В этом ответе
просматривается определенный смысл, особенно понятный на примере ВСМ,
где была отведена земля, выпущены акции, взяты кредиты и объявлено
банкротство! Возможно наилучшим вариантом был бы тот, в котором БТС
разделила бы судьбу ВСМ!
    В.Ю.Браташевский заявил в суде, что проект не будет дорабатываться,
согласно высказанным ранее Госкомэкологией замечаниям, рекомендациям и
предложениям! Что, во-первых, противоречит документам, представленным
нами в суд, согласно которым такая доработка велась до и после принятия
обжалуемого Постановления. Что автоматически влечет отмену последнего и
проведение новой Госэкоэкспертизы. Во-вторых, означает например, что не
будет разработана комплексная система по локализации и ликвидации
аварийных разливов нефти (ЛРН) и защите водосборов на акваториях Невы,
Волхова, Черной, Великой; не будет профинансировано создание
морспецподразделения для выполнения плана ЛРН в акватории порта и
вблизи заказника Березовые острова; не будут решены вопросы
безопасного прохождения трассы БТС через военные полигоны (Ржевка) и пр.
    Заявленная представителем Правового (!!!) управления Минэнергетики
позиция, находится в резком противоречии с позицией самого Правительства
РФ, принявшим Постановление от 21.08.2000 за N 613 "О неотложных
мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и
нефтепродуктов", в котором утверждены новые "Основные требования к
разработке планов ЛРН", основанные на новых более жестских стандартах
и требованиях к ЛРН! Причем на момент его принятия, продолжалась
доработка проектной и рабочей документации БТС.
    Получается, что заказчика также никто не сможет заставить выполнить
требование Госкомэкологии о разработке механизма экологического
страхования БТС! Непонятно, кто и как будет нести ответственность за
танкерные перевозки до границы территориальных вод РФ!? Будут или не
будут сливаться в акватории порта и в Финском заливе неочищенные
танкерные балластные воды и пр.!
    Суд вынес решение об отказе в удовлетворении жалобы.
    Ирония судьбы заключается в том, что и само МПР ликвидируется и
становится департаментом либо МинЭнергетики, либо МинЭкономразвития.
Ликвидированы Москомэкология, службы Лесного хозяйства на местах. В РФ
фактически уничтожается механизм государственного экологического контроля
и отсутствует реально действующий общественный. Суды, в том числе
Верховный, не принимают многие дела к рассмотрению, например, по
обжалованию указа Президента о ликвидации Госкомэкологии. Что вынуждает
граждан и общественные организации обращаться в Европейский суд, который
сейчас завален делами из РФ (более 2500!).
    Ликвидация МПР, на мой взгляд, связана с критической позицией
Б.Яцкевича относительно проектов добычи нефти в Охотском море
зарубежными компаниями, зарегистрированными в офшорных зонах, в рамках
СРП Сахалин-1,-2, выраженной фразой "Мы (т.е. РФ - примечание А.Сутягина)
там двадцать лет еще ничего не получим...", см. журнал "Нефть и
Капитал" II, 2001, стр.6-8.
    Друзья и коллеги, понимая реальную ситуацию, мы тем не менее не
собираемся сдаваться, будет подана кассационная жалоба. Мы верим в
успех, и надеемся на Вашу поддержку!
         Александр Сутягин, greenalex99@mail.ru, 6 апреля 2001 г.

Перейти к началу страницы