Союз "За химическую Безопасность"
экология и права человека
Об издании
Содержание и поиск
Последний выпуск
Предыдущий выпуск
журнал Индекс
Index
Выпуск 337, 7 апреля 2001
                                              Право на чистое море

           МАРИУПОЛЬ: ПРОБЛЕМЫ АЗОВСКОГО МОРЯ ОСТАЛИСЬ

    Очередная Азовская экологическая тусовка
    "Азовское море ожидает судьба Арала", - с таких тревожных
слов началась очередная мариупольская конференция по Азовскому
морю, инициированная в этот раз депутатом Верховной Рады
Украины от Мариуполя Анатолием Матвиенковым. Инициатива депутата
была поддержана министерством экологии и природных ресурсов
Украины и его донецкого представительства. Конференция носила
статус международной, так как участие в ней приняли представители
российского Новочеркасска и Таганрога.
    Эко-чиновники Киева, Донецка и Мариуполя обрисовали картину
экологических проблем Азовского моря, но по старой советской
привычке заострять внимание на "отдельных недостатках"
(катастрофическое ухудшение качества воды и практически полное
истребление осетровых) не стали, а больше нажимали на перспективные
планы спасения моря. Планы звучали как вполне реальные, так
как были подкреплены цифрами предполагаемых затрат на реализацию
мероприятий.
    Но так могло показаться только непосвященному. Экологи, которые
за последние 10 лет участвовали, как минимум, в семи экологических
конференциях и семинарах по Азовскому морю не могли не понять, что
ничего за этими планами нет, так как высокие чиновники, оперируя
миллионными цифрами, на проверку не знали ни где их взять, ни на
что толком они пойдут.
   Что же реально сделано за эти годы для спасения Азова?
   Список этих свершений не велик. На 10 % снизились стоки за счет
падения производства. Закончены долгострои: канализационная насосная
станция 5 и канализационный коллектор в Мариуполе, на строительство
которых на протяжении всех долгих десяти лет тратили все деньги
городского экологического фонда, да еще и Швейцарский грант
использовали. Кроме этого, на средства фонда ТАСИС на азовском
побережье должен в скором времени начать свою работу природоохранный
заповедник "Меотида", который будет размещен на территориях бывших
природных заказников. Предприятиям "Азовье 21 век" на те же средства
подготовлен план курортного освоения прибрежной полосы Азовского
побережья. Хороший план, жаль только докладчики (их было четверо),
сосредоточившись на пропаганде преимуществ отдыха на Азовском
побережье, забыли рассказать как они планируют обустроить курортную
территорию, т.е. создать канализационную, водопроводную, газовую  и
электрические сети, прежде чем увеличить поток отдыхающих в три раза.
    Что же не делается и не планируется делать в ближайшие годы?
    Прекратить прокачивать через трубы "Азовстали" кубокилометр
морской воды, забирая воду живую, а сбрасывая грязную и мертвую.
Прекратить практику разбавления и сбрасывания в реки и море
неочищенных промышленных стоков. Прекратить использование морского
побережья для свалки промышленных отходов "Азовстали".
    Мало того, вопреки здравому смыслу, украинским санитарным нормам
и Канцепции Кабмина Украины по охране Азово-Черноморского бассейна в
пойме притока Азова, реки Кальмиуса, планируется построить городскую
свалку бытовых отходов, а в пойме впадающего в него Кальчика, на
водосборной поверхности единственного в Мариуполе питьевого
водохранилища соорудить нефтеперегонный завод!
    Таким образом, видимо, решили установить баланс между
мореохранными и морегубительными мероприятиями, чтобы на каждой
очередной морской конференции можно было бы докладывать о новых
свершениях и новых проблемах.
    И все же, хорошо, что состоялась эта конференция. И
приближающаяся предвыборная компания начата. И народ знает, что
дет Азовское море в будущем.
    И банкет (на деньги металлургического комбината им. Ильича)
состоялся. Я на том пиру была и исчезающего в Азове осетра ела.
Вкусно, но, честное слово, стыдно и грустно.

         Председатель общественной организации Координационный
         экологический центр "Стратегия", к.т.н. И.Буторина
         bmv@spb.cityline.ru

Перейти к началу страницы