Союз "За химическую Безопасность"
экология и права человека
Об издании
Содержание и поиск
Последний выпуск
Предыдущий выпуск
журнал Индекс
Index
Выпуск 335, 5 апреля 2001
                                  Право на общественную активность

                    АЗЕРБАЙДЖАН: ОПЫТ ОВОС

    ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОЦЕДУРЫ ОВОС В АЗЕРБАЙДЖАНЕ

    Азербайджан является одной из первых республик бывшего
Cоветского Союза, внедрившей процедуру государственной
экологической экспертизы - предварительного рассмотрения и
согласования проектов развития народного хозяйства. Эта
деятельность берет начало с середины семидесятых годов и
основной целью ее является проверка полноты и правильности
оценки потенциального экологического воздействия на
окружающую среду, степени экологической безопасности
принимаемых мер по рациональному использованию природных
ресурсов и сохранению окружающей природной среды.
Безусловно, внедрению процедуры госэкоэкспертизы в большой
степени способствовала имеющая вековую историю разработка и
добыча углеводородного сырья, и как следствие этого,
достигнутый в республике высокий технический уровень
производства, развитие химической, нефтехимической
промышленности, энергетики, металлургии, машиностроения и, к
сожалению, сопутствующий этим отраслям "букет" экологических
проблем, как например: загрязненность и истощение земель в
традиционных местах добычи нефти, практически мертвая
Бакинская бухта, высокий уровень заболеваемости населения в
Сумгаите, вызванный чрезмерной нагрузкой на экологию
региона.

    В СССР был наработан ряд законодательных и нормативных
документов по охране окружающей среды, максимально
учитывающих принципы рационального природопользования,
многие из которых и сейчас применяются в качестве критериев
оценки обоснованности применяемых хозяйственных решений.
С обретением Азербайджаном независимости, с целью
совершенствования законодательной и нормативной базы, в
республике были разработаны Законы об охране окружающей
среды, где Государственная экологическая экспертиза,
выделена отдельным разделом.
    Процедура проведения ОВОС в республике регламентируется
положением "О процессе ОВОС в Азербайджане", которое было
разработано под эгидой ПРООН еще в 1996 году, и, сейчас уже,
назрела необходимость его пересмотра и доработки с учетом
накопленного опыта.
    Вполне понятно, что первые ОВОС в Азербайджане были
разработаны применительно к нефтяной промышленности, поскольку
она занимает лидирующее положение в экономике республики. У нас
были большие споры в процессе рассмотрения этих ОВОС, что
способствовало накоплению определенного опыта в этой области. И
сейчас можно сказать, что у нас сформировался круг специалистов,
имеющих довольно четкое представление об ОВОС, ее целях, задачах
и преимуществах. Сегодня мы имеем отработанную процедуру проведения
ОВОС от хозяйственной деятельности. Нами создан довольно обширный
банк данных экспертов, привлекаемых к рассмотрению этих документов,
выработаны основные критерии для установления правильности
проведенной оценки воздействия. Так, при определении степени риска
от освоения нефтяных и газовых месторождений на море, одними из
основных критериев являются уникальность и уязвимость Каспия.
Учитывая это, Госэкоэкспертиза начинается уже на стадии рассмотрения
проектов контрактов, т. е. до их подписания и ратификации и, в
случае необходимости, в них вносятся соответствующие изменения. Так,
в качестве примера можно привести Контракт компании "Аджип".
Учитывая, что ее контрактная площадь, в связи с расположением вблизи
Кызылагачского орнитологического заповедника, водно-болотных угодий,
имеющих международное экологическое значение, дельты реки Кура
(питомника и площади питания осетровых и других видов рыб), наличия
мелководной части моря и др., является экологически высокочувствительной
зоной, по требованию ГКЭ еще на стадии разведочного бурения в Контракт
были внесены соответствующие изменения и предусмотрен вывоз бурового
шлама на синтетической основе на берег.

    Процедура ОВОС для морских нефтяных операций у нас в республике
проходит в три этапа. Первым этапом является ОВОС сейсмических
исследований на перспективных структурах. Вторым и третьим этапами
являются: проведение ОВОС для разведочного бурения и эксплуатации
месторождения, включая изучение исходного состояния окружающей среды,
в том числе фонового состояния атмосферного воздуха, гидрогеологического
и геохимического состояния моря, химического состава донных отложений,
состояния животного и растительного мира, водной толщи и дна с
определением степени воздействия процессов бурения и эксплуатации
месторождений, и рассмотрение смягчающих мер.
    Вместе с тем, мы столкнулись с проблемой отсутствия конкретных
данных об антропогенном воздействии различных видов деятельности
на окружающую среду при наличии довольно обширной информации
фундаментального характера. С целью исключения принятия случайных
решений, специалисты Госкомэкологии и ученые республики, в некоторых
случаях, считали необходимым проведение специальных научных
исследований, что требовало дополнительного времени и порой ставило
Госкомитет в затруднительное положение, так как с одной стороны
необходимо было иметь мнение экспертов по поводу предполагаемой
деятельности, с другой сроки выполнения того или иного этапа работ
были лимитированы СРРДРД, которые после ратификации ММ приобретали
статус Закона АР. И только благодаря установившемуся взаимопониманию
между ГКЭ и операционными компаниями многие из этих трудностей
удалось преодолеть.
    Примером этого могут служить исследования, проведенные с целью
изучения влияния сейсморазведочных работ на живые организмы Каспия
на мелководных структурах Ленкорань-Талыш Дениз - компании "Эльф"
и Кюрдаши - компании "Аджип". Указанные компании с пониманием
отнеслись к поставленным вопросам и оказали всевозможное содействие
в осуществлении этих работ.

    Одними из первых документов, представленных со стороны
иностранных компаний были ОВОСы оценочного бурения и эксплуатации
месторождения Чираг, принадлежащего консорциуму АМОК. На основании
заключения мнения экспертов, консорциум осуществил несколько
серьезных изменений, касающихся, в частности, способов утилизации
пластовой воды и избыточного бурового раствора на синтетической
основе, которые первоначально предусматривалось сбрасывать в море.
Кроме того, в результате длительных обсуждений и исследований,
осуществленных в местных и зарубежных лабораториях, нам удалось
добиться замены высокотоксичного и недостаточно изученного бурового
раствора на основе саролина на менее токсичный.
    При рассмотрении ОВОС транспортировки нефти по западному
трубопроводу был изменен маршрут трассы в связи с намечаемой
прокладкой его по землям с высокой фильтрационной способностью
грунтов и наличием больших запасов подземных вод питьевого качества.
    В связи с отсутствием в нашей республике современных полигонов
для промышленных и токсичных отходов, а также мусороперерабатывающих
заводов, проблема удаления и переработки отходов является крайне
острой. Положение усугубилось начавшимся интенсивным освоением
нефтяных месторождений, которое сопровождается образованием большого
количества отходов. Столкнувшаяся с необходимостью утилизации 300
тонн асбеста компания БП обратилась за разрешением на его захоронение
в Госкомитет экологии, который предложил ей выступить инициатором
строительства общего для всех нефтедобывающих компаний современного
полигона по переработке и удалению отходов. Был разработан документ
ОВОС по захоронению асбеста и согласован в Госкомитете. Однако
дальнейшее развитие полигона неоправданно затянулось. И только после
неоднократных обращений ГКЭ к нефтяным компаниям, последними в
настоящее время предпринимаются меры по организации указанного выше
полигона. Решение этого вопроса крайне важно и в связи с тем, что по
требованию ГЭК рядом компаний, с целью предотвращения сброса бурового
шлама в море и уменьшения воздействия на биоту Каспия,
предусматривается вывоз шлама на берег уже на стадии разведочного
бурения, т.е. в ближайшем будущем. Вследствие того, что Каспий, имея
уникальную флору и фауну, а также рыбохозяйственное значение для пяти
прикаспийских стран, является закрытым водоемом, уязвимость его
гораздо выше, по сравнению с другими морями и океанами. Учитывая это,
обязательным требованием для всех контрактеров (несмотря на наличие
сертификата на токсичность) является проведение анализов на
токсичность, биоразлагаемость, биоаккумуляцию на живых организмах
Каспия всех реагентов, диспергентов, намеченных к применению, как в
ходе обычных нефтяных операций, так и при чрезвычайных ситуациях.
    Как правило, согласно Положению "О процедуре ОВОС в Азербайджане"
при рассмотрении документов ОВОС обязательно привлекаются представители
общественности Республики и их мнение учитывается при подготовке
заключения ГКЭ по данному документу. Законом же "Об охране окружающей
среды", принятом в августе 1999 года, предусматривается институт
общественной экспертизы, заключения которой будут носить информационный
и рекомендательный характер. В настоящее время разрабатывается
положение о проведении общественной экологической экспертизы, которое
будет введено в действие после его принятия Парламентом республики.
На самых ранних стадиях освоения перспективных структур, Госкомэкология
требует разработки планов реагирования на возможные аварийные ситуации,
с подробным сценарием действий по ликвидации последствий аварий.
    Таким же непременным требованием к контрактерам является
обязательность проведения мониторинга ОС на протяжении всех стадий
освоения месторождений. Большое значение мы придаем проводимой
иностранными компаниями политике разработки стандартов по охране
окружающей среды для морских месторождений. В разработке указанных
стандартов принимают участие, как азербайджанские ученые, так и
иностранные специалисты, а также специалисты Госкомэкологии. Это
будет способствовать выработке общих методов и подходов в решении
многих экологических проблем. К сожалению, в республике нет опыта по
разработке и рассмотрению ОВОС в трансграничном контексте, хотя
предпосылки для этого имеются. Это, в первую очередь, начало
интенсивной разработки морских месторождений Азербайджанского сектора
Каспия и возможное воздействие на территорию сопредельных стран в
случае возникновения аварийных ситуаций. А поскольку Азербайджан
является единственной из сопредельных стран (кроме Армении),
ратифицировавшей Конвенцию по ОВОС в трансграничном контексте, то
инициатива по разработке и подписанию двух и многосторонних
соглашений по сотрудничеству в области ОВОС трансграничного воздействия
должна исходить от нашей стороны. Первые шаги в этой области уже
делаются. Так, в начале этого года по инициативе ЕБ к нам уже поступил
документ "Нетехническое резюме отчета об ОВОС" по разработке туркменских
месторождений. После ознакомления с ним нами был запрошен план
реагирования на аварийные разливы и предложено начать диалог для
заключения соответствующих договоров.
   Н.Гельман, ГКЭ (Семинар по ОВОС, Баку, 16-18 мая 2000 года)

    Источник: Транскаспийский бюллетень, N 6,
              март 2001 года, KozlovaGB@AZNET.org

Перейти к началу страницы