Союз "За химическую Безопасность"
экология и права человека
Об издании
Содержание и поиск
Последний выпуск
Предыдущий выпуск
журнал Индекс
Index
Выпуск 334, 4 апреля 2001
                                               Право на общественную активность

        КИРГИЗСТАН: МЕХАНИЗМ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЭКО-ЭКСПЕРТИЗЫ

    Опыт работы НПО

    Мы хотим познакомить Вас с некоторыми статьями "Положения о
процедуре участия общественности в принятии хозяйственных решений
и проведении экологической экспертизы", которое было разработано
общественностью и государственными структурами Кыргызстана.
"Положение" имеет четкую структуру и подробно расписывает все
этапы проведения общественной экологической экспертизы и
общественных слушаний. Учитывая, что во многих прикаспийских
государствах на сегодняшний день не имеется Закона об общественных
слушаниях, а документы регламентирующие вопросы участия
общественности в экологической экспертизе далеки от идеала,
надеемся, что этот материал будет интересен всем нашим читателям.
                         *   *   *
    "Положение о процедуре участия общественности в принятии
хозяйственных решений и проведении экологической экспертизы"
    Участие общественности в принятии хозяйственных решений
направлено на:
* выявление социально-экономических последствий реализации
  проекта;
* выявление и фиксацию всех вероятных неблагоприятных
  экологических последствий реализации проекта;
* поиск взаимоприемлемых решений для всех общественных мнений по
  поводу предотвращения или уменьшения отрицательных последствий;
* определение степени обеспокоенности населения и поиск консенсуса
  различных общественных групп по поводу реализации проекта;
* реализацию своих экологических прав.

    Саму процедуру участия общественности при принятии хозяйственных
решений можно разделить на четыре этапа:

1. Информирование населения о намечаемой деятельности на стадии
заключения Договора о намерениях. Целью данного этапа является
информирование общественности о планируемой деятельности на
конкретной территории.
    Инициатор планируемой деятельности готовит Декларацию о намерениях
по осуществлению какого-либо проекта или программы, которая должна
содержать:
- цели и задачи реализации замысла;
- перечень намерений инициатора проекта с основными характеристиками
   по планируемой деятельности, включая экологические проблемы и
   возможные реальные альтернативы, в т.ч. отказ от деятельности;
- план предполагаемых действий и природоохранных мероприятий
   с перечнем средств обеспечения;
- информирует через СМИ общественность о современном состоянии дел,
   собирает информацию для выявления всех возможных неблагоприятных
   факторах воздействия проекта (экономических, экологических,
   социальных, историко-археологических, культурных и т. д.)

2. Участие общественности при подготовки оценки воздействия и
последствий конкретного объекта на окружающую среду:
- участие общественности в проектировании или обсуждении проекта
   обеспечивает инициатор (заказчик) проекта;
- инициатор проекта предоставляет всю необходимую
   документацию для  обсуждения проекта с общественностью;
- предметом общественного обсуждения является Заявление о
   воздействии на окружающую среду (ЗВОС), которое является
   составной частью оценки воздействия объекта на окружающую
   среду (ОВОС) и включает в себя социально-экономические
   аспекты, инфраструктуру, занятость населения, демографическое
   положение, анализ реальных и разумных альтернатив намечаемой
   деятельности в районах возможных площадок, экспертные прогнозы
   и оценки экологических изменений по основным вариантам проектных
   решений, анализ возможных аварийных ситуаций, степени риска их
   возникновения, предлагаемых мер по их предотвращению и ликвидации;
- о месте и сроках общественных слушаний извещает инициатор проекта;
- инициатор проекта должен четко зафиксировать все замечания
   в ходе общественных слушаний и подготовить лист замечаний и
   предложений, который должен быть соответствующим образом
   оформлен и подписан ответственными представителями
   общественности и приложен к материалам ОВОС;
- в случае необходимости, инициатор и разработчик проекта
   могут приостановить общественные слушания до внесения
   изменений в проект по предложениям общественности, назначить
   общественные исследования, осуществить поиск
   взаимоприемлемых решений;
- после обсуждения ЗВОС все заинтересованные стороны (инициатор,
   разработчик, общественность) формируют для себя понимание
   возможности и целесообразности реализации намечаемой деятельности
   на данной площадке с учетом мнения проживающего там населения,
   исходя из экологических и иных последствий ее осуществления;
- общественные слушания должны проходить в строго определенные
   сроки, без срыва установленных сроков согласований проекта
   органами управления и контроля.

3. Проведение общественной экологической экспертизы:
- общественная экологическая экспертиза организуется и
   проводится по инициативе граждан, органов местного самоуправления
   и общественных организаций согласно законодательству;
- инициаторы проведения общественной экологической экспертизы
   предварительно в письменном виде должны известить органы
   местного самоуправления о проведении общественной экспертизы;
- в регистрации заявления о проведении общественной экологической
   экспертизы может быть отказано в случае, если общественная
   экологическая экспертиза инициирована в отношении объекта,
   сведения о котором составляют государственную тайну;
- общественная экологическая экспертиза может проводиться
   независимо от государственной экологической экспертизы;
- общественные объединения и граждане запрашивают у инициатора
   проекта необходимую для экспертизы информацию о проектируемом
   объекте в необходимом объеме;
- изучают действующую нормативно-правовую документацию по
   рассматриваемому объекту;
- готовят заключение общественной экологической экспертизы,
   которое направляется органу, осуществляющему государственную
   экологическую экспертизу, органам местной госадминистрации,
   разработчикам проекта, а также органу принимающему решение о
   реализации проекта;
- результаты общественной экологической экспертизы могут быть
   опубликованы в средствах массовой информации;
- заключение общественной экологической экспертизы должно быть
   обоснованным и подкреплено необходимыми обосновывающими
   документами;
- заключение общественной экологической экспертизы носит
   рекомендательный характер и должно учитываться при
   подготовке заключения государственной экологической экспертизы;
- финансирование проведения общественной экологической экспертизы
   осуществляется за счет средств граждан, общественных объединений,
   общественных экологических и других фондов, целевых добровольных
   средств инициаторов проекта и иных средств;
- сроки проведения общественной экологической экспертизы не должны
   превышать установленных нормативов для проведения государственной
   экологической экспертизы;
- при проведении общественной экологической экспертизы должна
   использоваться только достоверная информация, предоставленная
   официально инициатором проекта или другим органом;
- общественная экологическая экспертиза должна предшествовать
   принятию хозяйственного решения равно как и государственная
   экологическая экспертиза.

    Мониторинг за ходом реализации проекта включает в себя
следующее:
- проверка выполнения требований, высказанных при
  рассмотрении ЗВОС на общественных слушаниях и в заключениях
  государственной экологической экспертизы;
- проверка очередности пусковых комплексов, учитывая
  первоочередность строительства природоохранных объектов;
- совместная, с представителями государственного
  экологического контроля, проверка деятельности предприятий.

    Что такое общественная экологическая экспертиза?
    Большинство экологов трактует это понятие по-разному.
Основная масса представителей НПО под общественной экспертизой
подразумевает независимые исследования. На самом деле
экологическая экспертиза является экспертизой конкретной
документации.
    Что же является документацией, подлежащей государственной
экологической экспертизе? Согласно Закону Республики Киргизия
об экологической экспертизе это:
* все виды плановой, предплановой предпроектной документации,
  проекты экологических и иных программ, концепции основных
  направлений деятельности, государственные инвестиционные
  программы, проекты схем развития и размещения производительных
  сил, схем развития отраслей экономики республики;
* проекты комплексных схем охраны и использования водных, земельных
  и других природных ресурсов;
* материалы комплексного экологического обследования участков
  территорий, экологической ситуации в регионах, возникшей в
  результате хозяйственной или иной деятельности;
* проекты генеральных планов застройки (развития) городов и
  территорий, в том числе территорий свободных экономических
  зон и территорий с особым режимом природопользования и
  ведения хозяйственной деятельности;
* обосновывающие материалы на стадии выбора площадки под
  размещение объектов;
* технико-экономическое обоснования (расчеты) и проекты на
  строительство, реконструкцию, развитие, техническое
  перевооружение, ликвидацию предприятий, объектов и комплексов,
  в том числе технико-экономическое обоснование и проекты
  совместных предприятий и предприятий, использующих иностранные
  инвестиции;
* обоснование на добычу и использование природных ресурсов;
* материалы, обосновывающие экологические требования к новой
  технике, технологиям, материалам и веществам, в том числе
  закупаемым за рубежом;
* проекты нормативно-правовых актов, нормативно-технических
  и инструктивно-методических документов, регламентирующих
  отношения в области обеспечения экологической безопасности,
  охраны окружающей природной среды и использования природных
  ресурсов при осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
* проекты международных договоров, контрактов, соглашений,
  связанных с использованием природных ресурсов;
* материалы, обосновывающие выдачу лицензий и сертификатов на
  осуществление деятельности, способной оказать воздействие на
  окружающую среду;
* другие виды документации, обосновывающей хозяйственную и иную
  деятельность.
    Таким образом, экологическая экспертиза - это установление
соответствия между намечаемой хозяйственной и иной деятельностью
экологическим требованиям и допустимости реализации объекта
экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных
воздействий данного объекта на окружающую природную среду и
связанных с ними социальных, экономических и других последствий.
Исследование экологической и социальной ситуации, несмотря на
свою важность, экологической экспертизой все же не является.
Любая экологическая экспертиза предполагает работу с документацией.
Основной чертой общественной экологической экспертизы является то,
что она проводится по инициативе граждан и общественных организаций
и органов местного самоуправления до проведения государственной
экспертизы, либо параллельно с ней и носит рекомендательный
характер. Общественная экологическая экспертиза может проводиться
в отношении тех же объектов, что и государственная, за исключением
объектов, сведения о которых составляют коммерческую либо
государственную тайну.

    Сведения о состоянии окружающей среды не могут составлять ни
государственную, ни коммерческую тайну. Во многих странах бывшего
Советского Союза граждане этих стран имеют право на доступ к
экологической информации. Однако все обстоит не так просто.
    Во-первых, объектом экологической экспертизы является не
просто информация, а вполне конкретные документы, содержащие
множество "неэкологических" сведений. Во-вторых, подчас, чтобы
оценить масштаб будущих выбросов (сбросов), необходимо использовать
информацию, которая никак не является информацией ни о состоянии
окружающей среды, ни о ее загрязнениях. Это сведения о мощности
установки, сырьевая база, количество рабочих мест и т.д. Отметим,
что основанием для отказа в проведении общественной экологической
экспертизы (предоставлении документации) является наличие в объекте
экспертизы сведений, составляющих "охраняемую законом тайну". Таким
образом, отказ возможен только при наличии соответствующего
законодательного акта, которым определяется данная тайна и порядок
отнесения к ней сведений.
    Исходя из конституционных прав граждан, следует отметить,
что экологическая экспертиза основывается на принципе презумпции
потенциальной экологической опасности любой намечаемой деятельности.
Это накладывает на заказчика (хозяина намечаемой деятельности)
обязанность заранее спрогнозировать воздействие намечаемой
деятельности на окружающую среду, обосновать допустить этого
воздействия и предусмотреть необходимые природозащитные действия.

    Экологическая экспертиза должна установить:
1. Соответствие намечаемой деятельности требованиям
   нормативных актов по вопросам охраны окружающей среды;
2. Полноту оценки масштабов воздействия намечаемой
   деятельности на окружающую среду;
3. Допустимость намечаемой деятельности с точки зрения
   безопасности окружающей среды;
4. Достаточность предусмотренных проектом мер по охране
   окружающей среды.

    В свою очередь в результате экологической экспертизы
возможно два вида отрицательного заключения:
1. Недопустимость реализации проекта;
2. О необходимости доработки предоставляемых материалов.
    Чтобы заранее избежать негативных последствий, в документацию,
предоставляемую на экспертизу, обязательно входит подготовка
материалов по оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС).
    На сегодняшний день система ОВОС в Киргизии закреплена
законодательно. Для крупных объектов, а также для опасных объектов
или видов деятельности независимо от масштабов (все химические и
микробиологические производства), заказчик должен произвести ОВОС в
соответствии со специальной процедурой. Эта процедура, так же как и
список соответствующих объектов, регламентируется "Положением по
ОВОС".

    ОВОС в контексте "Положения" не сводится только к оценки
воздействия на окружающую среду в собственном смысле слова -
расчету параметров возможных воздействий на основе проектных
данных. Такой расчет - лишь одна из частей более широкого процесса.
Этот процесс обязательно должен включать:
* рассмотрение разумных альтернатив намечаемой деятельности;
* выработку предложений о программе экологического мониторинга,
  осуществляемой после реализации проекта;
* проведение общественных слушаний для всех объектов кроме объектов,
  информация о которых является государственной тайной.
    Общественные слушания подразумевают не просто мероприятия по
взаимодействию с населением, а широкое оповещение общественности
о предстоящих слушаниях и возможность для всех желающих принять в
них участие. Целью процесса ОВОС является выявление и учет последствий
реализации проекта, причем на тех стадиях проектирования, когда
внесение изменений наиболее болезненно для заказчика. "Положение по
ОВОС" зарегистрировано в Министерстве юстиции Киргизии и имеет
юридическую силу для всех ведомств, предприятий и организаций вне
зависимости от форм собственности. Без материалов по ОВОС проектная
документация не может быть принята на государственную экологическую
экспертизу.
    При этом суть ОВОС предполагает, что госорганы и
общественность рассматривают и изучают возможные воздействия
предполагаемых объектов на окружающую среду, которая заканчивается
решением властей по лицензированию данной деятельности.
    Проведение общественной экологической экспертизы предоставляет
общественности дополнительные возможности доступа к проектной
документации и процессам государственной экологической экспертизы.
Фактически общественная экспертиза является механизмом контроля за
ходом государственной экспертизы и общественного участия в ней.
Заключение общественной экспертизы не имеет прямой, юридической
силы - оно является лишь одним из документов, рассматриваемых в
процессе государственной экологической экспертизы. Тем не менее,
при организации общественных кампаний, в работе с прессой и т.д.,
статус "заключения общественной экспертизы, проведенной в
соответствии с законом" может восприниматься как более высокий по
сравнению "мнением независимых специалистов" или "мнением
общественности".
    Для проведения независимой общественной экологической экспертизы
не обязательно наличие зарегистрированной общественной организации,
устав которой предусматривает проведение экологической экспертизы.
Особо отметим, что закон не требует от общественной организации
никакой специальной лицензии на право проведения общественной
экологической экспертизы. Общественная экологическая экспертиза
должна быть зарегистрирована, только после этого имеет смысл
запрашивать документацию и добиваться участия наблюдателей в
государственной экспертизе. Регистрация осуществляется в органах
местного самоуправления, на основании заявления от организации,
планирующей проведение общественной экологической
экспертизы. Заявление обязательно должно содержать:
* наименование и юридический адрес организации, организующей
   общественную экологическую экспертизу (если есть);
* характер предусмотренной уставом комиссии;
* сведения о составе экспертной комиссии;
* сведения об объекте общественной экологической экспертизы;
* сроки проведения экспертизы.

     "Участие общественности в принятии хозяйственных решений:
         Закон, опыт, рекомендации." - Бишкек, 2000 г. - 100 с.
    Источник: Транскаспийский бюллетень, N 6,
              март 2001 года, KozlovaGB@AZNET.org

Перейти к началу страницы