Союз "За химическую Безопасность"
экология и права человека
Об издании
Содержание и поиск
Последний выпуск
Предыдущий выпуск
журнал Индекс
Index
Выпуск 244, 16 декабря 2000
                            Право на экологический протест

    РОССИЯ В ДЕКАБРЕ: ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АКЦИИ НА ЮГЕ

    БУДНИ СТРОИТЕЛЬСТВА КТК
    УКАТАЛИ: суды и пикет остановили "КАМАЗЫ"
    Три дня жители поселка Глебовка перекрывают движение
большегрузного транспорта, обслуживающего КТК. Причина в
том, что "КамАЗы", "Уралы" и "Зилы"прут по тихому некогда
переулку Спутник, где ездить они не должны. Вынудило к
активным действиям глебовцев намерение работников КТК
выкорчевать в переулке деревья и расширить дорогу.
 - Вы посмотрите, что делается?! - кипятилась Светлана
Толочок. - Дорога будет подходить вплотную к домам.
Ребятишкам на улицу не выйти. А пылища какая - в окнах
света не видать. Мало того, что жители дышат пылюкой,
беспокоятся за ребятишек, дома от сотрясений начали трещины
давать.
 - Чего нам КТК только не обещал! - возмущаются в магазине
женщины. - И центральную улицу заасфальтировать и улицу
Советскую. Осветить улицы гарантировали еще год назад и не
сделали ничего.
 - У нас теперь овощи из собственных огородов и есть
страшно - все в пыли. Живем без газа, без света, считай
(разве 130 вольт в сети v это напряжение?!), без телефона,
в пыли и грязи. Ни какой жизни нет от этого КТК! У них
есть, кстати, объездная дорога. Чего же они село "утюжат"?!
В тот день когда мы приехали в Глебовку, в переулке
Спутник большегрузные машины шныряли туда-сюда. Объездной
дорогой водители не пользуются. Местные говорят: потому что
у нее угол уклона крутой и ездить по ней трудно. Сами
водители от объяснений отказываются: "Куда сказали, туда и
едем". Группу активистов во главе со старостой села
Людмилой Бачуриной в селе не застали, они направились в
администрацию города. "На позициях" оставили Николая
Ружицкого, который перегородил дорогу.
 - Батя, я простой работяга, - уговаривал старика не
препятствовать движению водитель "КамАЗа". - Мне
начальство голову снимет. Пропусти!
 - Я его что, лопатой должен успокаивать? - грозил
водитель "Урала", обращаясь к напарнику.
Дед не сдавался:
 - Да сколько же вам говорить чтоб ездили по объездной? Люди
из-за вас ночами не спят! Не пущу!
На всех перекрестках и в магазинах глебовцы судачат только
об одном: "достали" взрывы, грохот, пыль. Из колодцев ушла
вода. К тому времени, как Ружицкий остановил десяток
машин, с другой стороны подъехали бульдозеры.
 - Кто разрешил здесь производить дорожные работы?
Согласовано ли это с властями? - перекрывая гул техники,
кричала я свой вопрос "старшему" дорожников.
 - Облагораживание съезда с дороги в переулок нам заказал
КТК, - пояснил начальник ПТО Анапского стройуправления
Виктор Кидисов. - Про остальное не знаю.
 - А дорогу расширять будете?
 - Нет, про дорогу речи не было.
Попытка найти виновника безобразия, творящегося в
Глебовке, довела нас до ворот филиала "Южный" ЗАО "Лизинг-
строймаш", расположенного в Южной Озерейке. Начальства на
месте не оказалось, а вот главный энергетик Тимур Гарипов
заверил, что команда прекратить движение большегрузного
транспорта по пер.Спутник уже дана. По ней могут проезжать
только легковые машины и транспорт, следующий на базу
ремонта. Но в то, что сказал Тимур Тимергалиевич, верилось
плохо - мы только что видели, как этот запрет "действует":
большегруз как шел, так и идет.
В конце дня стали известны результаты совещания,
проведенного заместителем главы города Иваном Аристовым по
проблемам села.
 - Выработаны решения. Во-первых, движение большегрузного
транспорта по пер.Спутник категорически запретить, - заявил
помощник заместителя главы Петр Шва. - Исключение сделано
только для машин, следующих на базу для ремонта. Во-вторых,
горводоканал получил задание улучшить водоснабжение села.
Дано задание и Юго-Западным сетям разобраться в причина
низкого напряжения сети. "Лизинг-строймаш" обязан
отремонтировать два моста. Присутствовавший на совещании
начальник линейно-технического цеха городского
объединенного узла связи Александр Харченко заверил, что в
ближайшее время в Глебовке будут выданы техусловия на 25
телефонных номеров.
Пикеты на дорогах были крайней мерой глебовцев. Ведут
они борьбу за свое место под солнцем и цивилизованными
методами. Несколько жителей подали исковое заявление на
возмещение ущерба, который приносит строительство КТК.
    О.Потапова, "Новороссийский рабочий", 9 декабря 2000 г.
         Источник: ies@mail.ru, 12 декабря 2000 г.

    ОЧЕРЕДНОЙ ЭПИЗОД ИЗ ЖИЗНИ РОСТОВСКОЙ АЭС
    А ОНИ В ОТСТАВКУ НЕ ХОТЯТ...
    15 декабря, перед началом заседания Законодательного Собрания
Ростовской области, состоялся несанкционированный пикет граждан. Они
требовали отправить в отставку депутатов, забывших свои предвыборные
обещания и согласовавших пуск Ростовской АЭС. В этот раз избиратели
не смогли собраться у центрального входа, т.к. он был закрыт на ремонт,
а у бокового подъезда пикетирующие оказались зажаты с одной стороны
милицией, а с другой - автомобилями. На черном фоне красными буквами
было написано: "В отставку!"
    Как обычно, представители правопорядка действовали весьма
агрессивно: пытались вырвать плакат, всячески его загораживали, искали
"зачинщиков и организаторов, угрожали, в том числе, и телеоператору
"Южного региона". Ему было заявлено, чтобы убирался, что
несанкционированные мероприятия снимать противозаконно, заставили
предъявить удостоверение, и только активное участие пикетчиков удержало
милицию от более решительных действий. Было предпринято несколько
попыток изъять у граждан паспорта, однако, наученные горьким опытом,
документы не отдали даже те "зеленые", которые должны были пройти на
заседание Законодательного Собрания. Поведение милиции (кстати,
фотографировавшей все происходящее), вызвало бурную реакцию не только
у граждан, но и у пса, который бегал здесь же с привязанным к нему
плакатом "Нет-РоАЭС!" и кидался на защитников правопорядка.
    Депутаты пробегали так быстро, что им едва успевали вручить
пакет документов. Накануне каждый из них получил текст обращения с
предложением добровольно сложить депутатские полномочия.
    В зале депутат В.Колесников, назвав "зеленых" "беспокойные вы
наши", пообещал поставить вопрос о РоАЭС, правда, это уже не первое
безрезультатное обещание этого депутата. Одна из активисток попросила
председателя Законодательного Собрания А.Попова оставить автограф в
его книге "Время выбрало нас", в которой Александр Васильевич в свое
время  писал: "А если прежде, чем это произойдет, кто-то будет все же
принуждать открывать атомную станцию: Что ж, тогда придется обратиться
к населению. И пусть люди сами решают, как им ответить: "да" или "нет".
А я все сделаю для того,чтобы провести референдум". И еще: "Я далек от
мысли о том, что в Ростовской области в ближайшие годы и десятилетия
кто-то проголосует за то, чтобы "пустить" станцию. Слишком хорошо мы
все помним последствия чернобыльской трагедии. Пока я буду оставаться
председателем Законодательного Собрания Ростовской области - никогда не
позволю,чтобы кем-то сверху было принято решение о судьбе Ростовской
АЭС, так сказать, "за нашей спиной". В конце концов, у нас есть
законодательная база и есть механизм для проведения референдума, который
должен учесть волю населения области. Полагаю, что энергетика области не
находится в столь уж критическом положении. Все эти отключения в первую
очередь зависят от проблем неплатежей. И я думаю, что уже в ближайшее
время найдутся деловые люди,которые будут разрабатывать нетрадиционные
виды энергии - допустим, те же малые ГЭС в области".
    Но это г-н Попов говорил еще в 1996 году, накануне выборов в
Законодательное собрание, а  на сегодняшнем заседании он не дал слово
экологу, который просил предоставить ему для выступления 2 минуты.
"Зеленые" в перерыве напомнили А.Попову, что ученые предупреждают о
нарушениях при забивке свай со всеми вытекающими отсюда последствиями,
на что им было обещано заслушать академика Лапшенкова на заседании
комиссии по РоАЭС. В общем, избиратели так надоели депутатам с этой
проблемой, что представителя комитета многодетных семей, обратившейся в
перерыве в президиум, на всякий случай спросили: "А Вы тоже по вопросу
атомной станции?"
       И.Перцева, председатель рабочей группы конференции
                  "Общественность Дона против РоАЭС",тел. 64-79-37
        Источник: ies@mail.ru, 15 Декабря 2000 г.

    ВОКРУГ БАЛАКОВСКОЙ АЭС
    АГРЕССИЯ "МИРНОГО" АТОМА
     Участники ассоциации жителей 100-километровой зоны Балаковской
АЭС "Зона риска" обратились к депутатам Государственной Думы РФ, с
требованием к депутатам "прекратить попытки атомного ведомства
нарушать наши экологические права и интересы.
    Обращение было принято в связи с планами Минатома по дальнейшему
строительству 5-го и 6-го энергоблоков Балаковской атомной станции.
Строительство этих энергоблоков предусмотрено "Стратегией развития
атомной энергетики России до 2030 года и на период до 2050 года". По
утверждению министра промышленности Правительства Саратовской области
г-на Лисовского "в течение четвертого квартала 2000 года будет
подготовлен приказ Министра МАЭ РФ о процедуре организации
подготовительных работ по достройке энергоблока ?5 Балаковской АЭС".
    В Обращении говорится, "снова запускается машина противозаконного
строительства опасного объекта, отмены которого с таким трудом
добилось население г.Балаково и Балаковского района в 1993 году".
Строительство 5-го и 6-го энергоблоков было прекращено после
проведения 25 апреля 1993 года референдума на котором более 70
процентов проголосовавших высказалось против планов дальнейшего
строительства Балаковской АЭС. Референдум проводился местными
органами власти с полным соблюдением законодательства РФ и был
признан состоявшимся, и его результаты имеют статус закона. Даже
наличие планов по дальнейшему строительству Балаковской АЭС является
нарушением закона, единственным вариантом сделать эти планы легитимными -
это проведение аналогичного референдума не ранее чем через ???
    Помимо нарушения законов о референдуме, продолжение строительства
5-го и 6-го энергоблоков нарушает еще рад законодательных актов "Закон
РФ "Об охране окружающей природной среды" ст.48, п.3 однозначно
запрещает проектирование и строительство АЭС на берегах водоемов
республиканского значения и в местах с большой плотностью населения.
БАЭС находится прямо на берегу Саратовского водохранилища, а плотность
населения в 30-ти километровой зоне более 100 человек на квадратный
километр".
    5-ый и 6-ой энергоблоки относятся ко второй очереди БАЭС,
однако атомщики еще не выполнили все то что было заложено в проект
строительства первой очереди. К примеру, не построен новый мост
через Волгу без которого невозможно, в случае необходимости,
провести эвакуацию населения островной части города Балаково, так
как пропускная способность ГЭС крайне мала, не построен новый
водозабор для города, и список того, что так и не было построено
из запланированного, можно продолжать.
    Однако, представители наших атомных ведомств не спешат выполнять
свои собственные обещания, зато жители Балаково и Балаковского района
больше всех на территории Саратовской области, пострадали от, так
называемых, веерных отключений электричества, и это жители города,
который располагает ГЭС, ТЭЦ и крупнейшей в России АЭС.
    Подобная ситуация заставляет предположить, что в Балаковском
районе искусственно создается энергетический кризис, чтобы вынудить
население безропотно согласится с планами дальнейшего расширения
Балаковской АЭС. Участники созданной месяц назад, ассоциации жителей
100-километровой зоны БАЭС "Зона риска", считают, что действия
Минатома нарушают гражданские права жителей и намерены отстаивать их
всеми возможными способами. По словам члена совета ассоциации "Зона
риска" Анны Виноградовой: "Давайте учиться не бояться защищать свои
права, подталкивать власть к быстрейшему гражданскому созреванию. В
Балаково есть опыт радикальных подходов к защите от атомной опасности.
Ровно 10 лет назад нежелание властей и ведомства слушать мнение
населения привело к массовым протестам - митингам, демонстрациям,
пикетам и блокадам АЭС".
     Источник: CAEI, volga@wildfield.ru, 15 декабря 2000 г.

Перейти к началу страницы