Союз "За химическую Безопасность"
экология и права человека
Об издании
Содержание и поиск
Последний выпуск
Предыдущий выпуск
журнал Индекс
Index
Выпуск 243, 15 декабря 2000
                                                   Экология страны

           УКРАИНА: ПАРЛАМЕНТСКИЕ СЛУШАНИЯ "ЗА ЭКОЛОГИЮ"

  ВЕРХОВНА РАДА УКРАИНЫ:
  РЕКОМЕНДАЦИИ ПАРЛАМЕНТСКИХ СЛУШАНИЙ ОТНОСИТЕЛЬНО СОБЛЮДЕНИЯ
  ТРЕБОВАНИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, НАПРАВЛЕНИЙ
  РЕАЛИЗАЦИИ И УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

    29 ноября в Киеве прошли парламентские слушания по вопросам
экополитики. В последние годы в Украине сформированы основы эко.
законодательства, осуществлены структурные реформы в области
природоохраны и использования природных ресурсов, заложены основы
новой экополитики и механизмов ее реализации. Но отсутствие четкой
стратегии реформирования общества, непоследовательность реформ,
несогласованность действий органов исполнительной власти и
самоуправления тормозят этот процесс. Верховная Рада считает, что
решение проблем природоохраны и природопользования - приоритетное
направление политики, и равноправным партнером государства должны
стать экоНПО.
   7 декабря ВРУ приняла Постановление N 6231,утвердив Рекомендации
слушаний и обязав Комитеты ВРУ по экологии, по здравоохранению, по
экономической политике и Бюджетный комитет в 1-й половине 2002 г.
проинформировать ВРУ о ходе реализации рекомендаций. Ниже приводится
только рекомендующая часть резолюции:
   1. В Кабмин Украины, ВС Крыма, Совмин Крыма, областные, Киевский
и Севастопольский горсоветы, соответствующие госадминистрации, НПО
в пределах своих полномочий:
 1) разработать и внедрить механизмы, содействующие интеграции политики
в области охраны окружающей среды [далее ООС] и использования природных
ресурсов [далее ПР] в стратегию социально-экономических реформ на
национальном, региональном и местном уровнях;
 2) обеспечивать учет эко.аспектов в законопроектах, представляемых
на рассмотрение Верховной Рады Украины [далее ВРУ], в частности,
по вопросам приватизации;
 3) сосредоточить усилия по завершению административной реформы с целью
усовершенствования гос. системы управления в сфере ООС и экологически
сбалансованого природопользования;
 4) предпринять конкретные мероприятия по ускорению процесса гармонизации
эко.законодательства Украины в законодательство Европейского Союза;
 5) рассмотреть предложения по разработке проекта закона Украины об
эко.общественных слушаниях и проекта Национальной программы системной
поддержки деятельности экоНПО Украины;
 6) сосредоточить усилия на сохранении и воспроизводстве экосистем,
ценозов, видов растительного и животного мира, прежде всего занесенных
в Красную Книгу Украины, с привлечением для этого необходимых
финансовых, научных и технических ресурсов;
 7) разработать комплекс срочных мер по усилению гос.контроля за
соблюдением действующего эко.законодательства;
 8) использовать возможности СМИ в пропаганде национальных и
общечеловеческих ценностей путем создания теле- и радиопрограмм,
издания соответствующих материалов.
    2. В Кабмин Украины:
 1) с целью обеспечения целевого использования средств Гос.фонда ООС:
* считать обязательными для выполнения природоохранные мероприятия,
  согласованные в установленном порядке Минэкоресурсов и Минфином;
* не допускать изъятия в общий доход Гос.бюджета остатков средств
  Гос.фонда ООС, создающихся на начало нового бюджетного года;
 2) подготовить и внести на рассмотрение ВРУ изменения в Закон
"О проведении экономического эксперимента на предприятиях горно-
металлургического комплекса Украины" с целью прекращения льготного
порядка внесения предприятиями горно-металлургического комплекса,
участниками экономического эксперимента, платежей за загрязнение
окружающей природной среды [далее ОПС];
 3) продолжить действие ст.54 Закона Украины "О Гос.бюджете Украины на
2000 г." относительно работ по бурению артезианских скважин на 2001 г.;
 4) предусмотреть дополнительное выделение в Госбюджете на 2001 г.
Министерству экоресурсов средств в сумме 3.400 тыс.грн. на мероприятия
по предупреждению подтоплений территорий, 1.000 тыс.грн. на выполнение
топографо-геодезических работ.
 5) в соответствии с Законом "О моратории на проведение сплошных рубок
на горных склонах в ялицево-буковых лесах Карпатского региона"
предусмотреть дополнительное выделение Госкомлесхозу на 2001 г.
10.000 тыс.грн. на закупку природосберегающих технологий для горных
лесов и 5.000 тыс.грн. для залесения непригодных в с/х производстве
земель, переданных Госкомлесхозу.
 6) предусмотреть в расходной части Госбюджета на 2001 г. 10 млн.грн.
для обеспечения финансирования Гос.программы мероприятий по радиационной
и социальной защите населения г.Желтые Воды Днепропетровской обл.
 7) разработать конкретные мероприятия по выполнению Украиной финансовых
обязательств в соответствии с международными договорами по
природоохранным вопросам;
 8) завершить процесс присоединения к международным конвенциям,
в частности, по предотвращению опустынивания, Дунайской, AEWA, малых
китообразных, Протокола по ООС Антарктики (Мадридский протокол) и т.п.;
 9) обеспечить осуществление практических мер по разработке
методологических, организационных, процедурных и правовых начал доступа
во внутренние и внешние инвестиции в области ООС и использования ПР;
 10) обобщать, соответственно реагировать и информировать ВРУ о работе
центральных и местных органов исполнительной власти по соблюдению
требований эко.законодательства;
 11) совместно с Комитетом ВРУ по вопросам эко.политики проанализировать
структуру и принципы построения национального эко.законодательства
с целью дальнейшего усовершенствования, осуществить анализ нормативно-
правовых актов Украины относительно их соответствия требованиям
законодательства ЕС и подготовить предложения по их гармонизации.
   3. В Минфин, Минэкономики, Минэкорусурсов
с целью улучшения состояния финансирования эко.потребностей государства,
усовершенствования экономического механизма природопользования,
внедрения системы управления экологическими сборами на рыночных
принципах, разработать и внести предложения по:
 1) созданию Национального экофонда на общегосударственном и местном
уровнях для концентрации в нем всех видов эко.сборов и иных поступлений,
а также Наблюдательных советов Национального экофонда при участии
депутатов и общественности;
 2) усовершенствованию механизмов установления нормативов сборов за
загрязнение ОПС и специального использования ПР, исходя из обоснования
необходимых объемов финансирования мероприятий, направленных на
компенсацию нанесенного ОПС вреда и воспроизведения и поддержание
в надлежащем положении ПР, а также реальных финансовых возможностей
предприятий-плательщиков;
 3) установлению нормативов отчислений от общегосударственных налогов
и сборов на ООС в местные бюджеты;
 4) стимулированию деятельности в области ООС и воспроизведения ПР
путем предоставления льгот по эко.налогообложению, льготных кредитов,
привлечению инвестиций;
 5) определению в бюджетах всех уровней фиксированного процента от
платежей за использование ПР, который гарантированно должен идти
на восстановление ПР и ООС.
   4. В Минэкоресурсов:
 1) обеспечить разработку и утверждение эко.норм, правил и регламентов,
гарантирующих эко.безопасность населения и сохранение генетического
фонда, обеспечение рационального использования и воспроизведения ПР;
 2) обеспечить подготовку и утверждение нормативных документов по
организации ведения природоохранной деятельности в учреждениях природно-
заповедного фонда, ведения гос.кадастра территорий и объектов ПЗФ;
 3) не допускать рассредоточения средств Гос.фонда ООС, сосредоточив
внимание на выполнении и внедрении общегосударственных программ, прежде
всего, утвержденных ВРУ;
 4) совместно с Минздравом разработать и утвердить концепцию приемлемого
риска для оценки вредного влияния факторов ОПС на здоровье населения;
 5) для повышения эффективности общественного контроля за соблюдением
требований природоохранного законодательства направить деятельность
своих территориальных органов и инспекций на активизацию работы с
общественными инспекторами, экоНПО и гражданами, на предоставление
оперативной информации общественности с помощью современных способов
коммуникации и информации (Интернета);
 6) восстановить деятельность общественных экоинспекций Общества охраны
природы и УЭА "Зелений свiт". [а других? - ред.]
   5. В Минобразования и науки:
Совместно с Минэкоресурсов подготовить предложения и осуществить
мероприятия по внедрению системы беспрерывного экообразования во всех
учреждениях образования Украины.
   6. В Генеральную прокуратуру:
Усилить надзор за выполнением эко.законодательства, добиваться
устранения нарушений и ежегодно информировать ВРУ.
   7. Исходя из того, что в государстве вследствие нарушений
законодательства при выполнении экологического, фитосанитарного,
ветеринарного и санитарно-эпидемиологического контроля в пунктах
пропуска через гос.границу сложилась экологически опасная ситуация,
потребовать от Гос. таможенной службы, Минэкоресурсов, Минздрава,
Госкомитета стандартизации,метрологии и сертификации, Госинспекции
по карантину растений, Госдепартамента ветмедицины принятия срочных
мер по устранению и предотвращению их впредь.
   8. С целью недопущения ввоза некачественных товаров в Украину
рекомендовать Гос. таможенной службе, Минэкоресурсов, Минздраву,
Госкомстандартизации, Госинспекции по карантину растений,
Госдепартаменту ветмедицины разработать схему взаимодействия по
организации обслуживания грузов и иных необходимых действий в пунктах
пропуска как через гос.границу Украины, так и через внутренние таможни.
   9. Счетной палате совместно с комитетами ВРУ по экополитике,
по топливно-энергетическому комплексу, по промышленной политике
с привлечением Кабмина изучить положение с решением эколого-
гидрогеологических проблем, возникающих вследствие закрытия
горнодобывающих предприятий, шахт и разрезов.

  ВЫСТУПЛЕНИЕ МИНИСТРА ЭКОЛОГИИ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ УКРАИНЫ
И.ЗАЙЦА НА ПАРЛАМЕНТСКИХ СЛУШАНИЯХ 29 НОЯБРЯ 2000 г. (выдержки)
    ...Кабмином разработана Программа "Реформы ради Благосостояния".
В т.ч.,часть, посвященная вопросам охраны окружающей среды [далее ООС],
использования природных ресурсов [далее ПР] и экобезопасности <...>
    В течение последних лет все чаще проявлялись противоречия между
возможностями новых рыночно-ориентированных инструментов экополитики
и невозможностью их восприятия и реализации существующей институционной
системой гос.управления. Поэтому усилия, направленные на реализацию
экореформ не обусловили существенного улучшения состояния окружающей
природной среды [далее ОПС].
    Эффективность использования ПР остается низкой, не удалось
полномасштабно задействовать в управлении принципы устойчивого развития
[далее УР]. Это означает, что мы входим в 21-е столетие с целым рядом
нерешенных проблем, которые могут в дальнейшем сделать невозможным
социально-экономическое развитие Украины, создать неодолимый барьер
для ее интеграции в европейское сообщество. <...>
    Вследствие такой политики [в советский период - ред.] техногенная
нагрузка на ОПС в Украине в 4-5 раз превышала аналогичные показатели
для развитых стран. В промышленном секторе экономики существенная часть
производственных мощностей принадлежала химическим, металургическим и
горно-добывающим предприятиям. <...>
    Показательным примером разрушительного использования ПР есть тот
факт, что распашка территории Украины достигла почти 60%, а распашка
с/х угодий - более 80%  Для справки, степень распашки территорий стран
Западной Европы находится в пределах 23-28% <...>
    С др. стороны появились и новые проблемы. Массовый организованный
характер приобрело браконьерство, самовольные рубки леса, уничтожение
лесополос, незаконная добыча полезных ископаемых. Вызывает беспокойство
доминирование ресурсо- и энергоемкой продукции в украинском экспорте.
Остается низким общий уровень экосознательности граждан.
    В такой ситуации правительство определило следующие приоритеты
своей деятельности:
* развитие и совершенствование экологического законодательства;
* экологизация всего законодательства: бюджетного, налогового и т.п.
  путем внедрения принципов УР в законодательное поле Украины;
* усовершенствование системы управления в сфере ООС и ресурсопользования;
* расширение участия общественности в выработке и принятии решений
  в области ООС, использования ПР и экобезопасности;
* формирования нового экосознания граждан через создание разветвленной
  системы экообразования и воспитания;
* усовершенствование экономического механизма природопользования
  [далее ПП];
* интеграция Украины в европейское экопространство путем углубления
  международного сотрудничества, гармонизации национального
  законодательства с европейским;
* создание эффективной системы мониторинга ОПС и использования ПР;
* усиление гос. и общественного контроля за соблюдением природоохранного
  законодательства, повышение его действенности. <...>
    [За годы независимости] приняты Земельный, Лесной, Водный кодексы
и Кодекс о недрах, Законы "Об охране окружающей среды", "О природно-
заповедном фонде", "Об охране атмосферного воздуха", "О животном мире",
"Об экоэкспертизе", "Об использовании ядерной энергии и радиационной
безопасности", "Об обращении с радиоактивными отходами", "Об отходах",
"О растительном мире".
    В 2000 г. ВРУ приняла внесенные правительством Законы "О зоне
чрезвычайной экоситуации", "Об общегосударственной программе обращения
с опасными отходами", "О формировании национальной экосети Украины на
2000-2015 гг", "Об объектах повышеной опасности", "О защите населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера",
"Об охотничьем хозяйстве и охоте" <...>
    Разрабатываются и готовятся к внесению в ВРУ законы об экоаудите,
о природно-техногенной безопасности, об экостраховании, о Национальном
экофонде, о сборе за проведение мероприятий гос.регулирования ядерной
и радиационной безопасности. <...>
    Следующей перспективной задачей развития правовой системы
правительство видит развитие нормативного законодательства прямого
действия. Еще одним шагом должна стать кодификация законодательства в
сфере ООС, использования ПР, экобезопасности. В планах министерства -
разработка Экологического кодекса.
    Институционное обеспечение экополитики.
    Административная реформа позволяет Кабмину приступить к работе по
созданию принципиально новой системы институционного обеспечения
реализации экополитики, имеющую принципиально новую природу.
    В основе ее лежит интегральный подход в управлении всеми ПР как единым
целым в условиях рыночной экономики. Эта система должна включать и
специальный орган центральной исполнительной власти, имеющий достаточные
организационно-финансовые рычаги и информационные возможности для
осуществления комплексного управления ПР. Эта система должна также
включать и развитую сеть территориальных органов, учреждений,
научно-информационного сопровождения, общественных организаций.
    Должны признать, что Украина опоздала с созданием своего министерства
природных ресурсов [МПР - ред.]. Только в течение последнего года идет
формирование такого министерства... Мы постоянно чувствуем большое
сопротивление этому процессу, наблюдаем желание определенных сил
ограничить сферу деятельности Минэкоресурсов только функцией
инспектирования...
    В создании такого министерства нас опередили не только страны региона
ЦВЕ, которые готовятся к вступлению в ЕС, но и Россия, Казахстан и др.
соседи. Попытки искусственно оторвать функцию ООС от функций управления
ПР не просто направлены на блокирование административной реформы.
    Реализация таких "пропозиций" сделает невозможным улучшение состояния
ОПС и развитие Украины на принципах УР, которые в 21-м веке станут
определяющими в развитии человечества. Необходимо как можно быстрее
прекратить попытки дезинтегрировать Минэкоресурсов и завершить процесс
его становления как полноценного, цельного, системообразующего МПР.
    Об общественности.
    Правительство сознает, какой огромный потенциал сконцентрирован
в общественных экоорганизациях [далее НПО], их роль и значение
при формировании и претворении в жизнь экополитики, формировании
экосознания граждан. Мы помним, что общественное экодвижение в конце
80-х - начале 90-х годов было одним из важнейших условий консолидации
украинской нации в борьбе за независимость Украины.
    Эта активность НПО позволила включить в первые годы независимости
Украины эко.императивы в число приоритетов гос.политики. Мы стремимся
активизировать сотрудничество с общественностью с целью привлечения
имеющегося потенциала общества для решения экопроблем, получения
общественной поддержки правительства.
    Министерство ведет открытый постоянный диалог с НПО, используя разные
формы сотрудничества. Минэкоресурсов создало подразделение по борьбе
с... простите... договорился, да?.. По сотрудничеству с общественностью.
    При министерстве и его территориальных органах действуют общественные
советы. При активной личной поддержке Президента Украины правительством
создан региональный экоцентр [РЭЦ-Киев - ред.] важной функцией которого
есть предоставление новых возможностей для участия НПО в формировании и
реализации экопроектов.
    Министерство - один из основателей ряда периодических изданий.
Заканчивается работа по созданию в Интернете WEB-страницы министерства.
Вместе с Громадською Радою министерство подготовило проект решения
Кабмина об основании ежегодного конкурса "Жива вода - до чистих джерел".
Министерство ежегодно обеспечивает выполнение указа Президента Украины
о Дне Довкiлля.
    Министерство понимает, что в сфере сотрудничества с НПО еще много
нереализованных возможностей. В 1-ю очередь, на участке образования,
воспитания и информирования. Министерство работает над расширением
правого поля для реализации прав общественности на получение
экоинформации, ее участия в принятии решений в контексте обязательств
Орхусской конвенции.
    Об экономическом механизме ПП.
    В Украине заложены основы экономического механизма ПП. Важнейшими
элементами этого механизма является плата за загрязнение ОПС, плата за
спец.использование ПР, возмещение убытков за причиненный природе вред.
    Необходимым элементом экономического механизма ПП должно быть
обращение всех средств, полученных от сборов за спец.использование ПР и
загрязнение ОПС на возобновление и поддержку ПР в надлежащем состоянии и
ликвидацию источников загрязнения. Но этого пока не происходит, средства
от сборов за спец.использование ПР поступают в общий фонд гос. и местных
бюджетов, и только небольшая их часть используется для финансирования
мероприятий, связанных с воссозданием и поддержанием ПР...
    Правительство включило в программу создание национального экофонда.
Этот фонд вместе с его региональными отделениями должен стать
вертикально интегрированной структурой, что финансирует, кредитует,
субсидирует конкретные экопроекты на всех стадиях развития и реализации.
    В условиях ограниченных бюджетных возможностей перспективным
направлением решения экопроблем может стать эко.лизинг, который
дал практические результаты в Польше.
    К числу важных перспективных финансовых инструментов ПП надо
отнести страхование эко.рисков, экострахование. Страховые операции
могут быть одним из источников для финансирования мероприятий по
обеспечению экобезопасности. <...>
    Международное сотрудничество [далее МС].
    Украина осуществляет МС в рамках около 70-ти двусторонних
международных соглашений и Договоров в сфере ООС, ядерной и
радиационной безопасности и является стороной 26-ти природоохранных
конвенций глобального и регионального характера.
    Проблема МС заключается в том, что мы недостаточно используем его
возможности для обеспечения национальних интересов Украины в сфере ООС,
использования ПР, экобезопасности. Опыт показывает, что сейчас происходит
глобализация процессов принятия решений в природоохранной сфере.
    В такой ситуации выработка позиции Украины должна опираться на
развитую институционную систему, способную обеспечить координацию
действий органов власти, научную поддержку, участие общественности.
И здесь у нас впереди еще много работы. <...>
        Источник: "Экоклуб", N 199-200, 11 декабря 2000 г.,
                  root@ecoclub.zp.ua.
                  Перевод с украинского А.Левина


     А ТЕМ ВРЕМЕНЕМ В РОССИИ ("когда Вова станет стареньким")
     В.В.Путин (известный тем, что по восшествии на престол,
а) объявил экологов шпионами, б) упразднил экологию) задумал
чуток подправить свой имидж в экспортном варианте и податься в
экологи. На словах. После отставки.
    Toronto-s Globe and Mail
    Vladimir Putin's secret dream Russia's steely leader likes
eco-warriors, the ski slopes and the '72 hockey summit. But most
of all, he'd like you to like him
  GEOFFREY YORK AND CHRYSTIA FREELAND
  Thursday, December 14, 2000
  MOSCOW -- Vladimir Putin has a secret dream. He might be known to the
world as the tough-talking KGB veteran who waged a ruthless war in
Chechnya, but he confesses that some day he might prefer a kinder and
gentler life - as an ecological activist.
  "To be honest, I've always admired people who devote their lives to
environmental problems," he said. "I've watched with astonishment as
a group of people on a little boat try to oppose a huge military or
industrial ship. I must say this inspires only sympathy."
   Этот текст переслал в Россию эколог и гражданин США Джошуа
Хандлер, которого сотрудникам В.В.Путина не удалось засадить за
решетку по упрощенному варианту "за шпионаж". А вот гражданин
России И.Сутягин по тому же делу сидит. И давно. Без суда.
   Наши поздравления благонамеренной канадской газете "Глоб энд
мейл". Надеемся, что она осуществляет такие PR-акции бесплатно.

Перейти к началу страницы