Союз "За химическую Безопасность"
экология и права человека
Об издании
Содержание и поиск
Последний выпуск
Предыдущий выпуск
журнал Индекс
Index
Выпуск 209, 2 ноября 2000
                                                    Право на жизнь

         С.-ПЕТЕРБУРГ: ЕСТЬ ТАКОЙ ПОЛИГОН "КРАСНЫЙ БОР"

    ИСТОРИЯ
    ШЕСТЬ ЛЕТ ПОД БОГОМ ХОДИМ! Полигон "Красный Бор" был создан в
1970 году по решению Леноблисполкома от 02.12.1967 года и рассчитан
на трехлетнюю эксплуатацию. На полигон со всего Северо-Запада привозят
гальванические, органические отходы и промотходы нефтепродуктов, не
подлежащие регенерации. Гальванические отходы - это кислые и щелочные
растворы солей и гидроокисей тяжелых металлов (медь, железо, алюминий,
цинк, никель, кадмий, хром, марганец). Особо токсичные отходы -
соединения ртути, свинца, фтора, мышьяка, фосфора, синильная кислота и
ее соли. Загрязнение атмосферного воздуха происходит за счет испарений
токсичных веществ с открытых котлованов площадью более 60 тыс.кв. метров.
    Из ряда ранее "захороненных" котлованов под давлением многотонной
глиняной крыши жидкие отходы через щели в стенках поступают во
внутренние кюветы и кольцевой канал, а далее - в Неву.
    Всего на территории полигона 71 котлован: 65 захоронены, 7 действуют.
Площадь самого большого из них - 26 тыс. кв. метров с глубиной 24 метра.
    Сейчас уже никто не признается, сколько же фенола было сброшено в
водоемы. Остается уповать на небеса: дай Бог, чтобы немного.
    Собственно, под Богом мы ходим аж с 1994 года, когда экологическая
ситуация на полигоне вышла из-под контроля. Сегодня уровень воды в
котлованах выше уровня земли на 4 метра, и дирекция полигона для
увеличения емкости бассейнов подсыпает по краям глину. Места нет, но
полигон продолжает принимать яд со всего Питера. Контейнеры, в которых
находятся отходы первого класса вредности (ртуть, цианиды), валяются
прямо на улице. По правилам они должны захораниваться в земле. Но за
неимением (как нам сказали) территории, контейнеры со смертельным
грузом либо валяются на поверхности, либо сбрасываются в котлованы с
жидкими органическими отходами. А уж какие химические соединения там
образуются, не знает никто.
    Но самый опасный период - весна. Котлованы во время весенних
паводков переполняются, и работники полигона, врачи из областной и
районной ГСЭН днем и ночью наблюдают за ситуацией. "Пока нам везло",-
говорят они.
    Чтобы хоть как-то справиться с ситуацией, в свое время местные
умельцы разработали и собрали специальные печи для сжигания отходов.
Сегодня из восьми печей в рабочем состоянии (если их состояние вообще
можно назвать рабочим) находятся только три. И работают они круглые
сутки. Кстати, сжигание органических отходов должно происходить при
температуре не менее 1300 градусов. При меньшей образуются еще более
вредные вещества -диоксины. В Финляндии на заводах по переработке
химических отходов поддержание нужной температуры - одна из самых
сложных задач. Говорят, на нашем полигоне такой проблемы нет. Датчики
всех печей как один показывают 1300 градусов. Один из сотрудников
полигона простодушно поведал, что перед приездом высоких комиссий
директор завода звонит рабочим, и те выставляют на термометрах 1300.
Все просто. Зато из труб вырываются химические соединения много вреднее
всех находящихся на полигоне отходов. И если испарения, поднимающиеся с
открытых бассейнов, оседают в радиусе 3-5 километров, то диоксины
разлетаются с ветром на 20-30 км.
          "Петербург Экспресс" (Санкт-Петербург), 25 октября 2000 г.

    ПЛАНЫ
    Санкт-Петербург: Для ввода в строй 1-й очереди петербургского
завода по переработке токсичных отходов необходимо выделение 242
млн руб.
    Для обеспечения ввода в строй 1-й очереди завода по переработке
токсичных отходов в 2001 году необходимо выделение 242 млн руб, в
том числе 121 млн руб - государственных инвестиций из федерального
бюджета. Как сообщает пресс-служба Ленкомэкологии, опытный полигон
токсичных отходов "Красный бор", расположенный в 30 км от
Санкт-Петербурга в междуречье рек Тосны и Ижоры, впадающих в Неву
выше городского водозабора, занимает площадь 77,9 га. Примерно 80%
площади полигона занимают карты-траншеи захоронения отходов. Однако
резервы по приему отходов практически исчерпаны.
    Учитывая необходимость такого завода для обеспечения экологической
безопасности Санкт-Петербурга, Правительство РФ включило его
строительство в перечень строек, которым осуществляется государственная
поддержка из средств федерального бюджета. Согласно утвержденному
Госстроем РФ технико-экономическому обоснованию в состав 1-й очереди
нового предприятия входит производство по переработке органических и
неорганических отходов, установка по переработке жидких отходов,
рекультивация территории действующего полигона, инженерные сети и
сооружения. С начала строительства (1994 год) освоено средств на сумму
80 млн руб, из них оплачено 73,8 млн (суммарно, в ценах соответствующих
лет). В настоящее время объект включен в федеральную программу "Отходы".
            РИА "РосБизнесКонсалтинг", 29 сентября 2000 г.

    ДЕНЬГИ
    "Красный Бор" похоронят с помощью ЕБРР
    На прошедшей неделе Санкт-Петербург посетил президент Европейского
банка реконструкции и развития Жан Лемьер. Это был его первый визит в
Россию на новом посту. В аэропорту Пулково, где он подписал договор
займа на строительство нового грузового терминала, соответствующего
мировым требованиям транзита грузов, господин Лемьер отметил, что ЕБРР
является самым крупным кредитором частного сектора Санкт-Петербурга и в
перспективе, учитывая высокий потенциал региона, банк готов принимать
участие в финансировании новых технологий. С начала своего создания (а
ЕБРР был учрежден в 1991 году для содействия переходу от плановой к
рыночной экономике в странах бывшего соцлагеря) банк предоставил в
качестве кредитов и долевого финансирования петербургских проектов свыше
400 млн. долларов.
    В ходе короткого визита президент ЕБРР встретился с губернатором
города и посетил пивоваренную компанию "Балтика", чтобы, как он выразился,
"познакомиться с тем, как выполняются финансируемые проекты". В 1999 году
ЕБРР предоставил на увеличение производственных и сбытовых мощностей
пивоваренного предприятия синдицированный кредит в 40 млн. долларов.
    Во время визита Жана Лемьера стало известно, что ЕБРР готов
финансировать городскую программу по снижению опасности захоронения
токсичных отходов на полигоне "Красный Бор". Почти три десятилетия назад
российские ученые официально выбрали этот полигон для захоронения
промышленных отходов 1-го и 2-го класса опасности. Их привлекли залежи
кембрийских водонепроницаемых глин. Сейчас ресурс полигона, занимающего
площадь в 75 га, уже исчерпан. Однако сотни предприятий города и области
продолжают свозить туда опасные вещества. Специалисты утверждают, что в
случае аварии на полигоне, расположенном выше городского водозабора,
пятимиллионный Петербург может остаться без питьевой воды. Уже много
лет ученые ГНЦ "Прикладная химия", руководство государственного
унитарного предприятия, которое обслуживает полигон, общественность
поднимают проблему, связанную с утилизацией отходов, несущих
экологическую угрозу не только Неве, но и Финскому заливу и Балтийскому
морю. Не случайно все балтийские страны рассматривают "Красный Бор" как
"горячую экологическую точку". Но для решения сложной проблемы в России
и в Петербурге средств нет.
    Городская программа, направленная на реконструкцию захоронения,
оценивается в 8-10 млн. долларов. Кредит ЕБРР Петербургу составит 5,5 млн.
Предусматривается, что остальные средства в виде грантов поступят от
иностранных доноров. По словам господина Лемьера, банк уже в ноябре будет
рассматривать вопрос о кредитовании "Красного Бора". Впрочем, по оценке
ученых ГНЦ "Прикладная химия", никакое усовершенствование захоронения в
целом не решит проблему полигона. Выход только один - строить современное
производство по переработке накопленных за десятилетия опасных отходов.
          Н.Богорад, "Час Пик" (Санкт-Петербург), 18 октября 2000 г.

    ПОЗИЦИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
    Полигон "Красный Бор" и ИЗД
    В настоящее время предпринимаются очередные попытки получить
финансирование на строительство завода по пререработке сложных
промышленных отходов на Опытном полигоне в Красном Бору. Постоянно
некоторыми журналистами, общественниками от экологии, содержащимися на
деньги власть придержащих, искажается позиция нашей организации -
"Ижорского Зеленого Движения" (Колпино). Мне хотелось бы разъяснить
предложения нашей организации по этому вопросу.
    Предложение состоит из двух пунктов:
 1. Строительство нового завода по переработке и захоронению токсичных
промышленных отходов Санкт-Петербурга и Ленинградской области на новом,
малонаселенном месте. (Существует 13 исследованных и пригодных для
размещения площадок - по данным СевЗапгеологии).
 2. Консервация полигона "Красный Бор".
    Наши предложения основываются на Решениях Ленгорсовета N 152 от
13.04.91 г. "О полигоне по приему и переработке токсичных оходов
промышленных предприятий в Ленинградском регионе". Это решение было
принято не на пустом месте и не в угоду жителей Колпина.
    Введенный в эксплуатацию в 1970 году как опытный, полигон не
отвечает требованиям природоохранных норм и правил проектирования,
строительства и эксплуатации природоохранного сооружения, изложенным в
концентрированном виде в СНИП 2.01.28-85.
    Срок эксплуатации полигонов ограничен в соответствии с п.3.3
Санитарных правил и п.2.5 СНИПа периодом 20-25 лет и ресурс полигона
"Красный Бор" исчерпан.
    Технология сводится к захоронению токсичных отходов в открытые
котлованы, и только часть жидкой фракции обезвреживается путем
выпаривания в термических печах, не оборудованных очистными
сооружениями, что является нарушениями п.5.3 СНИПа, ст.13 Закона СССР
"Об охране атмосферного воздуха".
    В санитарно-защитной зоне вопреки требованиям п.2.2 и 8.3 СНИПа
находятся не только населенные пункты: Мишкино, Феклистово, Поркузи,
Красный Бор, но и открытые водоемы: реки Большая Ижорка и Тосна,
впадающие в р.Неву выше водозаборов питьевой воды для Санкт-Петербурга.
    Существует значительное количество всевозможных исследований о
влиянии или безобидности деятельности полигона в Красном Бору. В настоящее
время наша организация пытается не допустить строительства нового
предприятия на территории существующего полигона ,так как строительство
нового завода сохранит существование этого так нызываемого
"природоохранного предприятия".
    Господин депутат Государственной Думы ПОПОВ решил вырвать деньги у
Правительства РФ на создание завода на полигоне Красный Бор. Вызывает
сомнение, на самом ли деле он юрист. Привожу ряд нарушений законодательства
и нормативных документов возникающих при реализации ЕГО МЕЧТЫ при
получении обещанных денег. Обеспечив финансирование строительства
предприятия по переработке и захоронению вновь поступающих отходов (на
переработку уже накопленных отходов по расчетам не хватит мощности) в
Красном Бору ДО ПРОВЕДЕНИЯ государственных санитарно-гигиенической и
экологической экспертиз будут нарушены следующие законы РФ:
 1. Земельный Кодекс РФ, статьи 28,92,103.
Ст.103 - "Оценка отрицательного влияния на состояние земель и
эффективность предусмотренных защитных мероприятий производится по
результатам государственной санитарно-гигиенической и экологической
экспрертизы, без положительного заключения которых запрещается внедрение
новой техники и технологий,.. строительство (реконструкция) предприятий".
Ст.92 - ЗК запрещает использовать рекреацилонную зону не по назначению.
 2. Закон РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения",
    статьи 3,5,6,9,11,18.
Ст.6 п.2 - "Граждане РСФСР обязаны соблюдать дествующие санитарные
правила".
Ст.3 - "Санитарные правила обязательны для соблюдения всеми
государственными органами и общественными объединениями, предприятиями,
организациями и гражданами".
Ст.9 - "Предприятия и организации обязаны обеспечивать соблюдение
действующего санитарного законодательства РСФСР и установленных
санитарных правил, осуществлять производственный контроль за соблюдением
санитарных правил".
Ст.11 - "Предоставление земельных участков под строительство, утверждение
проектной и нормативно-технической документации на строительство
(реконструкцию) и застройку... допускается только при наличии заключения
органов или учреждений Государственной санитарно-эпидемиологической
службы РСФСР об их соответсвии санитарным правилам".
 3. Санитарные правила "Строительства,проектирования и эксплуатации
полигонов захоронения неутилизируемых промышленных отходов"
N 1746-77,1977 г.
  Санитарные правила "Порядок накопления, транспортировки, обеззараживания
и захоронения токсичных промышленных отходов" N 3183-84 от 29.12.84 г.
Пункт 4.2 - "Полигоны следует располагать с подветренной стороны для
ветров преобладающего направления по отношению к населенным пунктам"
(С подветренной стороны от полигона находятся Мишкино, Поркузи на
расстоянии 1,4 - 1,7 км и западная часть п.Никольское на расстоянии 2 км,
т.е. в трехкилометровой СЗЗ полигона).
Пункт 4.3 - "Полигон следует располагать ниже мест водозаборов
хозяйственно-питьевого водоснабжения по течению рек, за пределами зон
водосборной площади открытых водоемов" (Полигон находится на водоразделе
рек Ижоры и Тосны, впадающих в Неву выше водозаборов Санкт-Петербурга.
Притоки этих рек берут начало в полукилометре от полигона и
непосредственно из обводного канала полигона "Красный Бор").
Пункт 4.4 - Размер санитарно-защитной зоны от полигона до населенных
пунктов и открытых водоемов,являющихся источниками питьевого водоснабжения,
а также от площадей,используемых для культурно-оздоровительных целей,
устанавливается с учетом конкретных местных устловий (климат, рельеф,
тип почв, господствующее направление ветров и др.), НО НЕ МЕНЕЕ 3000
МЕТРОВ". (Главный санитарный врач Ленинградской области Малеванный И.Н.
упорно добивается установить размер СЗЗ полигона равной одному километру,
чтобы не нести ответственности за здоровье людей поселений, находящихся
в СЗЗ (Феклистово, Мишкино, Поркузи, часть Никольского). Он отлично знает,
что еще в 1977 году Санитарные правила N 1746-77 требовали установления
размера СЗЗ полигона не менее трех км п.2.2 и выселения людей из СЗЗ
полигона).
 4. Строительные Нормы и Правила (СНиП) 2.01.28-85 "Полигоны по
обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных отходов".
Пункт 2.3 - "Размещение полигонов не допускается в заболоченных местах,
на территориях зеленых зон городов и т.п."(В СЗЗ полигона находится болото).
Пункт 2.2  - "Полигоны следует размещать:
           - с подветренной стороны по отношению к населенным пунктам и
             зонам отдыха ;
           - ниже мест водозаборов питьевой воды...;
           - на землях несельскохозяйственного назначения...;
           - на участках с залеганием грунтовых вод при наибольшем их
             подъеме, с учетом подъема вод при эксплуатации полигона,
             не менее 2-х метров от нижнего уровня захоронения отходов.
(на расстоянии 100 м от котлованов (карт) полигона "Красный Бор"
находятся сельскохозяйственные поля бывшего совхоза им.Тельмана, а
верхнее зеркало грунтовых вод на полигоне "Красный Бор" находится на
поверхности земли - верховодка).
Пункт 8.3  - "Размер СЗЗ участка захоронения токсичных промышленных
отходов до населенных пунктов и открытых водоемов, а также до объектов,
используемых в культурно-оздоровительных целях, устанавливается с учетом
конкретных условий, но не менее 3000 метров".
 5. Закон РФ "Об охране окружающей природной среды" 1991 г., статьи
3,6,10,11,12,13,14,33,34,35,36,37,39,41,42,43,49,51,52,54,58,67,82,83,84,90
Ст.43  - "Строительство,реконструкция предприятий должны осуществляться ...
в строгом соответствии с действующим природоохранным, санитарным
законодательством, а также строительными нормами и правилами".
Ст.13 дает нам право рекомендовать своих представителей для участия в
госэкспертизе по вопросам размещения и проектирования объектов, требовать
отмены решений о размещении,выходить с предложением о проведении
референдумов. Но ситуация своеобразная. Полигон находится на территории
области и Колпинский район юридически к нему не имеет отношения
(соответсвенно, и Колпинские жители, хотя находится в 4-х километрах и
через его территорию возят все отходы на полигон).
 6.  Закон РФ "Об основах градостроительства в РФ", 1992 г., статьи
1,2,5,6,8,10,13,14,17.
Ст.1 п.2 - "Градостроительство в РФ... осуществляется исходя из
интересов граждан, перспектив социально-экономического развития,..
экологических, природно-климатических и геологических условий местности,
с УЧЕТОМ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ, выраженного органами местного
самоуправления, собраниями граждан и через иные территориальные формы
непосредственной демократии".
    Во время разгула демократии власть имущие старались соблюсти букву
закона - депутаты были "позубастее", да и населения опасались.
    Сейчас идет полное игнорирование мнения местных жителей, да и законов.
    Разговор о технологии переработки отходов на планируемом на полигоне
"Красный Бор" заводе и о его влиянии на природу - это особый разговор.
         "Ижорское Зеленое Движение",  А.Кононыхин, 12 мая 1999 г.

         Предыдущие сообщения на эту тему см. в UCS-INFO.409,439.

Перейти к началу страницы