"Тюрьма" интернет-приложение к журналу "Индекс"


раздел Смертная казнь

Версия для печати

Смертная казнь как моральный императив.
Дискурс сторонников смертной казни в Интернете

Реферат статьи, опубликованной в журнале "Punishment & Society" ("Наказание и общество"), N 2 - 2002, подготовлен Еленой Ознобкиной

Общей тенденцией последних лет является движение в сторону ограничения применения смертной казни и отказа от нее. Однако большинство американцев, как и большинство политиков в штатах и на федеральном уровне, принимают смертную казнь без особых колебаний. Смертные приговоры в Соединенных Штатах (и особенно в Техасе) по-прежнему приводятся в исполнение, причем темпами, сравнимыми с темпами 40-х годов. Широкая общественная поддержка смертной казни традиционна для США, о чем свидетельствуют данные опросов за 65 лет. А за последние 25 лет эта поддержка даже выросла и составляла от 2/3 до 4/5 от числа опрашиваемых. По мнению ряда американских исследователей, эта поддержка носит скорее эмоциональный и символический характер и не базируется на знании. Абсолютное большинство и не стремится к какому-либо знанию о практике применения смертной казни, руководствуясь гневом и местью даже в большей степени, чем страхом. Все меньшее число американцев обосновывают свою позицию эффективностью этой меры в снижении преступности, и все чаще исследователи высказывают предположение, что поддержка смертной казни белым населением Америки является проявлением "тонкого, неуловимого" расизма. Однако, заявляя о себе через данные опросов общественного мнения, поддержка смертной казни в американском обществе не выражается, например, в создании общественных организаций - значит, такого рода позиция в рамках американской политической, правовой и общественной культуры не ощущается как комфортная. Более заметна и громче заявляет о себе позиция противников смертной казни, они выступают более последовательно и организованно, они пытаются инициировать изменения в законодательстве, привлекают на свою сторону политических, церковных и религиозных лидеров. Потому и исследователи обращают больше внимания на активность противников высшей меры наказания.

Тем не менее, сторонники позиции pro в последние годы, отвечая на вызовы сторонников позиции contra (активно обсуждающих вопрос о том, что положением о смертной казни нарушаются международные стандарты прав человека, а также тему вынесения приговоров невиновным и предвзятости в судебной процедуре), усиливают свою активность, и прежде всего в Интернете.

Смертная казнь, в своей популистской идеализированной форме, выполняет сложную и противоречивую эмоциональную роль в сознании ее сторонников: с одной стороны, это мощный, разрушительный контрудар, направленный на "плохих парней", с другой стороны, насилие, осуществляемое таким образом, насилием как бы не признается, а является просто наиболее выразительным символом правосудия. Общественное требование смертной казни в последние три десятилетия, с точки зрения Моны Линч, отражает прежде всего скептицизм в отношении возможности эффективно контролировать ситуацию с уголовными правонарушениями законодательным путем. Кроме того, в сознании большинства смертная казнь выступает скорее как инструмент народного правосудия, а не как орудие суверенной власти.

Интернет дает уникальную возможность увидеть и проанализировать сегодняшние настроения в поддержку смертной казни, проследить их превращение в активно защищаемую позицию и непосредственное действие. В Интернете сегодня около 2000 сайтов и веб-страниц, где обсуждается тема смертной казни. Большинство из них американского происхождения и обсуждают ситуацию в США. Около 100 сайтов и веб-страниц заявляют о своей позиции за смертную казнь. Это сайты информационные, сайты публикующие статьи, эссе и комментарии, сайты активистов, сайты религиозные, сайты, содержащие различные политические комментарии, и т.д. Наиболее известен техасский сайт Justice for All (Справедливость для всех) (www.jfa.net) , представляющий Национальную организацию защиты прав жертв, которая выступает за ужесточение законодательства, в том числе за общее увеличение сроков заключения и за право жертвы на участие в уголовном судопроизводстве. Организация осуществляет поддержку политических деятелей и судей, разделяющих соответствующие взгляды. Неудивительно, что эта организация на президентских выборах поддерживала Джорджа Буша, который, будучи губернатором штата Техас (1994-2000), санкционировал беспрецедентное число смертных казней. Justice for All создала также специальную станицу, посвященную смертной казни (www.prodeathpenalty.com) и еще один сайт в защиту жертв (www.murdervictims.com).

Среди авторов веб-сайтов в поддержку смертной казни оказываются и те, кто пришел к своей позиции в результате личного опыта, например, родственники жертвы. На таких сайтах обычно размещены фотографии, высказываются личные мнения, даются ссылки на родственные сайты. Один из таких авторов сообщает о своих намерениях создать организацию в поддержку смертной казни, которая будет оказывать влияние на законодательство и политику штата, вплоть до лоббирования федеральных законов, по которым, во-первых, судьи, не проявившие необходимой строгости, будут отрешаться от должности, во-вторых, ускорится движение очереди смертников и, в-третьих, будет вынесен запрет на пользование Интернетом для заключенных, что лишит их возможности поиска контактов и поддержки.

Существуют также сайты, которые ведутся группами, объединившимися вокруг какого-то одного, как правило широко известного, случая. Например, вокруг дела об убийстве Мумиа Абу-Джамалем офицера полиции Филадельфии Даниела Фолкнера. На этих страницах публикуется "правда" об Абу-Джамале, даются ссылки на другие изобличающие его сайты, проводятся кампании в память о Даниеле Фолкнере и против Абу-Джамаля, предлагается оказывать финансовую поддержку акциям группы (www.danielfaulkner.com).

Другая категория сайтов за смертную казнь имеет религиозную фокусировку. Существует, по крайней мере, 14 веб-страниц, созданных защитниками смертной казни по религиозным убеждениям: служителями христианской церкви, пасторами, теми, кто идентифицирует себя с христианским религиозным фундаментализмом, и все они используют Библию для обоснования своей позиции (см., например: www.ezlink.com; www.enyart.com). Один из таких сайтов, опираясь на авторитет Библии, пропагандирует необходимость применения смертной казни за гомосексуализм (www.identity.org).

Есть также целый ряд политических комментаторов и других представителей средств массовой информации, которые периодически заявляют свои аргументы за смертную казнь на тех или иных сайтах. Например, Весли Лав ведет личную страничку в защиту смертной казни, предлагая свой взгляд на различные уголовные дела и проблемы. Новая американская веб-страница (www.thenewamerican.com), связанная с ультра-консервативной политической группой Общества Джона Берча, содержит материалы, в которых, среди прочего, утверждается, что смертная казнь - необходимая для общества хирургическая операция и что зрелище смертной казни поддерживает уважение к жизни. Здесь можно найти и подборку статей за смертную казнь, опубликованных в ведущих американских изданиях.

В Интернете размещены и академические статьи в поддержку смертной казни. Чаще всего они просто отражают взгляды автора и не призывают к конкретным действиям. Найти их проще через большие сайты в поддержку смертной казни, охотно дающие подобные ссылки.

В большинстве случаев, "послание" (message) всех этих сайтов опирается на упрощенное противопоставление невинной жертвы и развратного преступника. Поскольку проблема сводится к этому примитивному контрасту, неуместными оказываются какие бы то ни было процедурные аргументы: относительно реального осуществления политики борьбы с преступностью, о возможных ошибках в приговорах, о стоимости подобной политики. Все эти вопросы незначимы, потому что ценность жертвы сущностно превыше ценности жизни преступника. Достижение справедливости, с этой точки зрения, возможно только при условии искоренения, уничтожения того, кто причинил смерть. Например, христианский комментатор Боб Эниарт открывает свою страничку "дебатов о смертной казни" графическим изображением преступлений Джефри Дамера (он убил 13 человек и употреблял в пищу части тел), называет его "каннибалом" и высказывает мнение: Дамеру следовало бы умереть от рук подобных ему заключенных, и это было бы той формой справедливости, которая необходима в данном случае и которую отказывается осуществить само государство (www.enyart.com ).

Фотографии жертв, размещаемых на сайтах за смертную казнь, часто выполняют роль эмблем невинности и добропорядочности жертвы (улыбка, счастливое выражение лица). В противоположность этому, сама идея гуманизации преступника представляется сторонникам смертной казни отталкивающей. Многие сайты выступают за то, чтобы убрать из публичного пространства любые портреты приговоренных к смерти и казненных, которые могут вызвать к ним симпатию. Так, активное противодействие вызвала кампания, развернутая известной фирмой Бенеттон, в которой в рекламных целях использовались фото и краткие биографии американцев, приговоренных к смерти. Активисты призывали не носить одежду фирмы Бенеттон, так как она выставляет в гуманном свете убийц, игнорируя страдания их жертв. Возмущение активистов преследует и тех, кто причастен к рекламе и продаже через Интернет произведений заключенных. Преступникам не пристало быть получать материальную выгоду от своего сомнительного товара, как не пристало торговать подобным товаром и свободным агентам.

Интернет-сообществом сторонников смертной казни отвергается любой намек, а тем более прямое указание на то, что преступник - тоже человек, даже в отношении тех, кто уже казнен.

В свете подобных настроений, как уже говорилось, вопрос о судебных ошибках не вызывает озабоченности сторонников смертной казни. Так, несколько сайтов, на которых обсуждается дело Мумиа Абу-Джамаля, заявляют о том, что они представляют "всю правду" о нем, не оставляющую сомнений в его виновности, - они развенчивают "мифы", создаваемые борцами против смертной казни, которых волнует не сам случай Джамаля, а только лишь возможность сделать его орудием в своей борьбе. Стратегия развенчивания аргумента судебной ошибки строится, во-первых, на всяческой минимизации проблемы, на утверждении, что подобные случаи не способны подорвать авторитет правосудия, и во-вторых, на контрастном противопоставлении минимально возможных потерь от казни невиновного в сравнении с вредом, причиняемым жертвам. Со ссылкой на некоторые исследования, сторонниками смертной казни отрицается и подозрение в расовой дискриминации в отношении осуждаемых на смертную казнь.

Кроме того, сторонники смертной казни считают принципиальным различие между казнью и обычным, несанкционированным и неправовым убийством. Для них эти акты насилия несопоставимы. Иначе говоря, фактически отрицается сама насильственная природа казни, в то время как обычное убийство признается насильственным актом. В большинстве своем стратегия этих сайтов состоит в том, чтобы не входить в подробности того, что такое казнь. Она просто именуется "смертной казнью", или "высшей мерой наказания", или "хирургической" операцией, необходимой для излечения политического тела. Никаких дискуссийо том, что все это может означать, не ведется. Редкими являются высказывания об "отнятой жизни", чаще говорится "пущен в расход" ("put into practice") или же о "своевременном воздаянии". Даже когда смертная казнь откровенно насильственна и деструктивна (например, случаи воспламенения на электрическом стуле в 1990 и 1997 гг. ), ее сторонники всячески смягчают значение этой очевидности (так, применительно к одному из случаев, обращается внимание прежде всего на то, что служба коррекции и медики, расследовавшие это дело, признали, что казнь была вполне гуманной и безболезненной).

Анализируя Интернет-сайты в поддержку смертной казни Мона Линч приходит к выводу, что основной нарратив там предполагает, что смертная казнь не только морально приемлема, но и сущностно необходима для осуществления справедливости. Смертная казнь оказывается беспроблемным методом и символом справедливости, так как сводит все многообразие сложных социальных проблем к борьбе добра со злом. Эта логика выражает себя в разнообразно проявляемых эмоциях защиты жертвы, всякий раз возобновляя свое послание. Она же одновременно не оставляет возможности говорить о насильственности казни и не признает человеческое за преступником.

Эту логику можно проследить не только в среде Интернет-активистов, но порой встретить и у судей, принимающих решение о назначении высшей меры. Она присуща и американской массовой культуре, различима в популярных фильмах-боевиках, присутствует в телешоу, в новостных репортажах, политических дебатах и т.д. Типы преступлений, караемых смертной казнью, обычно воспринимаются как наихудшие типы насилия, обращенные на невиновного и совершаемые злонамеренным преступником, не достойным сожаления. Эту логику многократно усиливает лупа средств массовой информации. В криминальных новостных репортажах очень редко обращают внимание на глубинные причины криминального поведения, к тому же внимание масс-медиа чаще всего привлекают экстраординарные, наиболее брутальные случаи насилия, что непропорционально усиливает вполне определенный акцент. Упрощение, деконтекстуализация криминальных историй побуждает к предпочтению быстрых решений (казнить...) как наилучшего ответа на преступное деяние.

С точки зрения Моны Линч, Интернет-активность сплачивает сообщество сторонников смертной казни, гомогенизирует его дискурс, оказывает порой вполне заметное влияние, в том числе на сферу политики и законодательства, или - как это было в случае с фирмой Бенеттон, когда в результате призывов сторонников смертной казни к бойкоту, существенно упали ее объемы продаж, - на экономику. Короче говоря, в Соединенных Штатах моральные проблемы смертной казни и озабоченность возможной несправедливостью в применении государством этого наказания, равно как и поднимаемые международным сообществом в этой связи вопросы о "правах", сегодня фактически не воспринимаются сторонниками смертной казни как предмет для осмысления из-за самой формы дискурса, поддерживаемого и отрабатываемого в Интернет-коммуникации.