Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"

Выпуск N 176 (702) от 18 сентября 2003 г. [ N 175 ] [ N 177 ]
публикации: [ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]

"Дайте людям оружие, они сами отстреляют всех авторитетов"

Анастасия Матвеева
Газета, N 172

Госдума не разрешила гражданам покупать и хранить боевые пистолеты.

С идеей легализовать короткоствольное нарезное оружие выступили калининградские депутаты. Зато Дума разрешила награждать оружием гражданских лиц.

"Голубые революционные шаровары"

"Депутат Госдумы может получить наградное оружие или только военный-депутат?" - допытывался Адриан Пузановский. Похоже, возможность получения именного пистолета стала для депутатов не последним стимулом к принятию закона. Но у закона нашлись и противники: "Давайте лучше введем в качестве наградного знака голубые революционные шаровары", - заявил коммунист Николай Коломейцев. "Вы вправе внести такую поправку", - ледяным тоном ответила ведущая Любовь Слиска. "А почему голубые, мы ведь привыкли к красным?" - заволновался другой депутат, глава комитета по госстроительству Валерий Гребенников. Но реплика представителя президента Александра Котенкова оказалась решающей: "Наградное оружие не является неконтролируемым. Преступления совершаются из незарегистрированного и реже - из табельного оружия", - сказал он.

После нескольких часов обсуждения депутаты все-таки приняли закон о расширении круга людей, которых можно наградить оружием. Сейчас наградное оружие могут получить только военные, а гражданских в исключительных случаях может наградить только президент своим указом. После принятия закона награждать оружием гражданских смогут также главы МВД, ФСБ и других силовых ведомств.

"Зенитная установка за три бутылки водки!"

Вторым "оружейным" вопросом стоял законопроект, внесенный Калининградской областной думой. Депутаты предлагали расширить число видов оружия, которое можно использовать для самообороны. А именно - разрешить гражданам хранить и в случае чего отстреливаться из огнестрельного гладкоствольного и нарезного короткоствольного оружия "с емкостью магазина не более 10 патронов, имеющего длину не более 300 мм". Говоря нормальным языком, речь идет об обычных пистолетах типа "Макарова".

Идею калининградских законодателей при голосовании поддержали только шесть депутатов. "Вы только что проголосовали за расширение круга награжденных оружием, а что же, все остальные - граждане второго сорта?" - негодовал калининградский депутат Витаутас Вольдемарас Лопата.

По его словам, разрешение простым гражданам носить оружие решит проблему преступности: "Сейчас мэров, директоров заводов отстреливают как воробьев. Дайте людям оружие, они сами отстреляют всех авторитетов", - убеждал он. Лопата приводил в пример другие страны: "Если ношение оружия разрешено в европейских странах и даже в банановой республике Молдова, почему мы так плохо относимся к своим гражданам и не доверяем им?" За братскую страну обиделся коммунист Василий Алтухов: "Еще неизвестно, кто более банановый, - Молдова или мы с вами", - заметил он.

Так или иначе, примеру Молдовы депутаты следовать не хотели: почти все высказались против калининградского законопроекта. Зампред комитета по безопасности Михаил Гришанков привел статистику: "Только в период с января по апрель текущего года зарегистрировано 9,4 тыс. преступлений, совершенных с неправомерным использованием оружия, - сказал он. - Уровень агрессии в стране очень высокий. Дать людям оружие - значит привести к бесконтрольной стрельбе".

Его поддержал "нардеповец" Геннадий Гудков: "Миллионы стволов валяются в туалетах, гримерных... В коррумпированной стране оружие получат прежде всего бандиты", - подчеркнул он. "На черном рынке любого региона уже можно купить пистолеты Макарова и любое другое оружие, - возразил ему Борис Резник, ("Регионы России"), - а на Тихоокеанском флоте матросы продали ручную зенитную установку за три бутылки водки!"

"Если кто покупал автомат и соседи об этом узнавали, его уже никто не трогал"

Только коммунист Анатолий Чехоев был не против разрешить оружие: "Я сам из горячей точки родом. Так у нас в Осетии если кто покупал автомат и соседи об этом узнавали, его уже никто не трогал". "Яблочник" Игорь Артемьев, автор закона об освобождении от уголовной ответственности за необходимую самооборону, назвал этот проект несвоевременным: "Сначала надо победить нищету!" - изрек он, и депутаты прекратили обсуждение.

СПРАВКА

Получить разрешение на оружие можно и сейчас

Согласно нынешнему законодательству, как объяснили ГАЗЕТЕ представители лицензионно-разрешительного управления ГУВД Москвы, сейчас сотрудники частных охранных предприятий имеют право на ношение и применение огнестрельного оружия согласно как закону "Об оружии", так и закону "О частной охранной деятельности". Одно из оружий охранника - пистолет Ижевского механического завода Иж-71. По сути, он представляет собой усовершенствованную модификацию известного пистолета Макарова - ПМ - (который до сих пор является табельным оружием милиционеров). Единственное серьезное различие - Иж-71 приспособлен для стрельбы более мощными патронами от браунинга.

Кроме того, разрешается использовать как гладкоствольное, так и нарезное охотничье оружие производства любой страны. Но и здесь есть серьезное различие - получить право на нарезное оружие (из которого пули летят значительно дальше и точнее) можно только после пяти лет стажа пользования гладкоствольным.

Но есть и другие виды неогнестрельного стрелкового оружия, которые разрешается иметь любому гражданину. Например, арбалеты. Если натяжение тетивы не превышает 20 килограммов, то такое оружие считается охотничьим и его может приобрести каждый желающий. Свыше - считается спортивным, на него требуется приобрести специальную лицензию. Условия ее получения примерно такие же, как и на гладкоствольные охотничьи: разрешение наркологов, психиатров и отсутствие судимостей.

Оружия хватит всем - и киллерам, и жертвам

В лицензионно-разрешительном управлении ГУВД Москвы ГАЗЕТЕ сказали, что правоохранительные органы всегда отрицательно относились к любым попыткам либерализации продажи огнестрельного оружия. Представитель управления прокомментировал это так: "Практика показывает, что в любой стране, где разрешают свободно продавать оружие, а сейчас шла речь о нарезном короткоствольном, то есть о пистолетах, количество немотивированных убийств резко возрастает. Если будут приняты более либеральные меры, позволяющие покупать пистолеты всем желающим, то нетрудно предсказать, какие именно "стволы" заполонят российский рынок. До сих пор пользуется большим спросом военный образец ТТ, отличающийся высокой стартовой скоростью полета пули (440 метров в секунду) и большой точностью. Правда, нужно учесть, что пистолет, разработанный в России еще в тридцатых годах прошлого столетия, сейчас уже не выпускается. В основном в последние годы для российских ОПГ такие "стволы" присылают из Китая и Польши, где их нередко производят в кустарных условиях. Качество, конечно, не то, пистолеты, бывает, при стрельбе заклинивает. В этом отношении более надежен пистолет Макарова. У него скорость стрельбы (315 метров в секунду) и точность несколько ниже, чем у ТТ, мощность патрона не слишком велика, зато он практически не дает сбоев. Его выпускают до сих пор в Ижевске, и если пистолеты разрешат пустить в свободную продажу, то ПМ наверняка будет пользоваться большим спросом. Как и его модификация Иж-71. Западным оружием стали пользоваться, скорее, из соображений престижа - ничем особым наше они не превосходят. Сейчас активно в Европе в этой области работают в Испании, Франции и Италии. Так что дефицита не будет".

"На Олимпиаде 2008 года стрелять будет некому, не из чего и нечем"

Очередная инициатива депутатов обошла стороной российский стрелковый спорт. Именно его представителям постоянно приходится сталкиваться с несовершенством действующего закона об оружии. Достаточно сказать, что в преамбуле федерального закона "Об оружии" при перечислении видов деятельности, на которые он распространяется, понятия "физическая культура" и "спорт" отсутствуют вообще. Удивительно, что при этом российские стрелки умудряются приносить своей стране больше мировых чемпионских наград, чем другие виды спорта.

Анахронизмы закона для наших спортсменов выливаются в постоянные проблемы при транспортировке оружия и патронов. Представьте себе, что пятерка российских спортсменов, выезжающих на международные соревнования для поднятия спортивного престижа страны, обязана нанять и содержать вооруженную охрану. Или оформить целую кипу разрешительных документов на оружие - в точно таком же порядке, как и любой турист, выезжающий на развлекательное сафари в Южно-Африканскую Республику.

Кузницей олимпийских резервов в стрелковом спорте выступают клубы МВД и ВС, то есть государственные организации, которые практически не финансируют приобретение спортсменам оружия и патронов. А с другой стороны, закон не позволяет спортсменам самим приобретать спортивное оружие в личное пользование. Все это, по словам специалистов, привело к сокращению численности занимающихся стрелковым спортом в России в тысячу раз. Сегодня из многих сотен когда-то действующих центров для занятия молодежи стрелковым спортом остались лишь единицы. Пострадала и спортивная промышленность: отсутствие госзаказов на производство спортивных патронов привело к почти полному прекращению их выпуска.

Как сказал ГАЗЕТЕ исполнительный директор Стрелкового союза России Александр Митрофанов, "если не принять срочных, неотложных мер, то уже на следующей Олимпиаде 2008 года стрелять будет некому, не из чего и нечем". Закон препятствует развитию стрелкового спорта. Между тем во многих странах мира, равно как и в бывшем СССР, стрелковая подготовка является стратегически важной задачей и касается вопросов безопасности государства. Стрелковый спорт - едва ли не единственный востребованный государством, прежде всего силовыми ведомствами, как профессия.

Выпуск N 176 (702) от 18 сентября 2003 г. [ N 175 ] [ N 177 ]
публикации: [ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]