Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"

Выпуск N 129 (655) от 15 июля 2003 г. [ N 128 ] [ N 130 ]
публикации: [ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]

Заболоченное правовое поле

Сергей Пашин
Новые Известия, N 10

Народные заседатели, получившие кличку кивалы за безразличную покладистость, фактически становились членами трудового коллектива соответствующего суда, годами работали с одним и тем же судьей.

В студенческие годы мне довелось проходить дипломную практику в одном из районных судов столицы. Моя энергичная руководительница-судья сетовала на простой: оба народных заседателя неожиданно заболели. Она собиралась уже посадить за судейский стол нас, студентов-юристов, да, к счастью, моим напарником оказался сенегалец. Судья поняла, что его черноту трудно будет выдать за подмосковный загар.

Народные заседатели, получившие кличку кивалы за безразличную покладистость, фактически становились членами трудового коллектива соответствующего суда, годами работали с одним и тем же судьей. Обычно это были старушки-пенсионерки, заинтересованные в приварке, который им давали мизерные гонорары за "судодни" и премии. Требования закона о необходимости менять народных заседателей каждые две недели игнорировались. Многие граждане, занимавшие кресла справа и слева от судьи, не были избраны надлежащим образом или давно утратили свои полномочия. Когда в 2000 году законодатель ввел правило об отборе народных заседателей жребием из списка избирателей, в судах от исполнения этой нормы всячески уклонялись. Приверженность судей своим карманным народным заседателям так велика, что жрецы Фемиды идут даже на переименование заседателей: две недели Иванов и Петров судят под врожденными фамилиями, а затем участникам новых процессов их представляют, скажем, как Сидорова и Ковалева. Одна из московских судей потеряла в прошлом году свою должность за подобный трюк, но понятно, что ей просто не повезло.

Некоторые правозащитники и даже адвокаты пытались бороться с вынесением приговоров и решений судами с участием подставных народных заседателей, но вышестоящие инстанции, как правило, смотрели на нарушения сквозь пальцы - лишь бы конвейер юстиции двигался без проволочек, лишь бы выдавались на гора судебные решения, а кем - не важно.

Но вдруг грянул гром. Грозовая туча набежала из Страсбурга. Европейский суд по правам человека (на днях его постановление официально опубликовано) признал 4 марта 2003 года по делу "Посохов против Российской Федерации", что Неклиновский районный суд в Ростовской области, признавший заявителя виновным в злоупотреблении служебным положением и пособничестве при уклонении от уплаты таможенных сборов, работал с неправомерным участием двух лиц в качестве народных заседателей, а следовательно, Россия по данному делу нарушила пункт 1 статьи 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Эта норма гарантирует каждому рассмотрение его дела "судом, созданным на основании закона", чего не было обеспечено Посохову. Ему присудили за причиненные моральные страдания компенсацию в 500 евро, однако не сумма важна, а европейская пощечина нашей отечественной азиопской юстиции. Если взглянуть на миллионы судебных актов в свете решения Европейского суда по делу Посохова, сотни тысяч их следует отменить ввиду вынесения этих актов незаконными составами судов.

Топко российское правовое поле. За раскрытием преступления таится пытка, справедливый приговор выносится посторонними правосудию лицами. На макушке погрязшего закона бандитствующие милиционеры, подслеповатые прокуроры и измотанные судьи играют судьбами сограждан.

Выпуск N 129 (655) от 15 июля 2003 г. [ N 128 ] [ N 130 ]
публикации: [ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]