Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"

Выпуск N 119 (645) от 1 июля 2003 г. [ N 118 ] [ N 120 ]
публикации: [ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]

Клянемся судить, но не осуждать

Армен Уриханян
Время МН, N 104

Отныне подсудимые будут вправе требовать слушания своих дел с привлечением коллегии из 12 присяжных заседателей. При условии, если их обвиняют в совершении опасного преступления, за которое закон предусматривает суровое наказание.

Однако еще большой вопрос, захотят ли жители столицы воспользоваться предоставленной им возможностью вершить правосудие.

Принято считать, что более расширенное "общественное" разбирательство несколько облегчает задачу защиты, позволяя выстраивать ее не только по строго юридическим нормам, но и взывая к чисто человеческому состраданию присяжных.

Депутат Мосгордумы Владимир Груздев сообщил "Времени МН", что новый корпус городского суда оборудован и готов для проведения судов присяжных. Согласно закону, представителем общественности в суде может быть отобран любой вменяемый, дееспособный, объективный и внушающий доверие гражданин. Если же вы, к примеру, не успели дорасти до 25 лет или имеете судимость, то у вас нет шансов попасть в выборочно составляемые списки кандидатов. Лица, не владеющие языком судопроизводства, достигшие 70-летнего возраста, военные, молодые мамы и другие могут быть освобождены от исполнения обязанностей присяжных заседателей.

Привлекать граждан в присяжные можно лишь на одно судебное разбирательство в год. Им будут платить в размере половины оклада судьи, но не меньше средней зарплаты на основном месте работы, где сохраняются все права "общественных судей". Надо признать, хоть начальство и не вправе не отпустить своего работника-присяжного в суд, трудовые взаимоотношения могут пошатнуться, если служивый не воспользуется правом отказаться от участия в процессе. Не надо забывать также о повсеместном существовании неофициальной теневой зарплаты. Вот ее точно лишится работник, решивший во что бы то ни стало исполнить гражданский долг.

Конечно же, не стоит ожидать массового наплыва москвичей в храм правосудия, тем более из благих побуждений. Наши люди приучены заботиться исключительно о своих личных проблемах и не создавать себе новые. Между тем на 12 присяжных заседателей, искренне поклявшихся "разрешить уголовное дело по своему внутреннему убеждению и совести", гораздо сложнее оказать давление извне, чем на профессионального судью. Для этого криминалу понадобится в 12 раз больше затрат и усилий. В то же время, чтобы эффективно использовать суды присяжных на благо государства и общества, необходимо наладить механизм реальной заинтересованности (морально-материальной) и защиты присяжных, кроме формально прописанной в законе гарантии неприкосновенности. В противном случае подавляющее большинство граждан, уже внесенных в московские списки кандидатов в "счастливчики-присяжные" (их 93 тысячи человек для горсуда и 55 тысяч -- для военного), начнут под любым предлогом "косить" от присяги в суде, как это вполне успешно делается в отношении военной службы, участия в выборах, привлечения в качестве понятых и т.п. Причем не стоит сомневаться, что именно это большинство состоит из граждан, наиболее подходящих к упомянутой роли. Остальные -- обездоленные, несостоявшиеся, нуждающиеся и прочие, формально удовлетворяющие требованиям закона, -- охотно пойдут в вершители правосудия. Впрочем, в нашей стране именно пенсионеры и домохозяйки всегда демонстрировали на выборах высокую степень гражданской активности. Теперь они смогут проявить и свою готовность способствовать правосудию.

Ровно год назад суды присяжных начали действовать в качестве эксперимента в девяти субъектах Федерации, в том числе и в Московской области. С января нынешнего года такая форма судопроизводства уже применяется в большинстве российских регионов. Опыт работы судов присяжных в других регионах выявил их несомненную гуманность: 18% оправдательных приговоров против 1% в обычных судах. Чем, как не склонностью к милосердию, можно объяснить такой результат? Но оказывается, дело не только в жалости, испытываемой россиянами к конкретным людям, находящимся на скамье подсудимых. Именно в суде присяжных наглядно проявляются все огрехи следствия, некомпетентность обвинителя и мелкие процедурные нарушения. Участвуя в действительно состязательном процессе, присяжные в отличие от судей все свои сомнения трактуют в пользу обвиняемого. Они вынуждены исключить доказательства, полученные с нарушением закона, и оправдать человека, вина которого не доказана.

Присяжные -- лучшее лекарство от коррупции

-- Я очень рад, что в России наконец-то повсеместно вводят суды присяжных. Я бы даже сказал, что для России это традиционно более справедливая, более удобная форма правосудия, и не только с точки зрения выражения отношения общества к совершенному преступлению. Это еще и лекарство от коррупции, от тех видов давления, против которых "профессиональный" суд не в состоянии устоять. В советские времена, мы помним, существовало телефонное право, и вообще суды сверяли приговоры с решениями горкомов и райкомов, сейчас немного другие ценности... Однако в любом случае суд присяжных означает более независимую систему правосудия. Поэтому я -- горячий сторонник того, чтобы с участием присяжных рассматривались не только уголовные дела, но и гражданские, в том числе и хозяйственные споры. Как это, например, происходит в США. Об этом не любят говорить те, кому удобно существование подконтрольного правосудия, но именно суд присяжных -- лучшее "лекарство" для того же арбитражного суда. Тогда нам не приходилось бы обсуждать, кто какое решение провел и за сколько.

Исходя из собственного опыта, могу сказать, что в суде присяжных становятся намного понятнее роль и место адвоката. Я вообще, когда попал в суд в начале 90-х, не мог понять, где я должен применять задатки ораторского искусства, например. Почему я могу сказать образно, а меня не хотят слушать, и даже напротив, это вызывает раздражение? У наших судей "замыленный" глаз, и судят они нередко, исходя из собственного, зачастую порочного опыта. В суде присяжных ты понимаешь, что оценивать будут по-другому. Более свежим взглядом и по другим критериям: оценивать будут именно суть дела.

Павел Астахов, адвокат

Выпуск N 119 (645) от 1 июля 2003 г. [ N 118 ] [ N 120 ]
публикации: [ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]