Index Главная страница
Содержание номера

Урсула Оуэн

Назад в будущее

     "За успех нашего безнадежного дела!" - так звучит старый тост советских диссидентов. Конечно, настоящий успех для Index'a - стать ненужным. Однако в мире, каков он есть, это даже невозможно представить. Что ж, слава богу и увы, дел у нас до сих пор хватает, тираж журнала растет, круг наших читателей шире, чем когда бы то ни было. С тех пор, как Стивен Спендер основал Index в 1972 году, география зон умолчания, конечно, изменилась, но этих зон по-прежнему очень много. Я пишу эту статью и смотрю на фотографии, развешанные на стенах редакции, на материалы, собранные на редакционных полках, и вспоминаю об уникальном архиве, о том, что за 25 лет своего существования Index опубликовал блестящие материалы. Я хочу отдать должное таланту и твердости убеждений тех, кто писал для Index'a, кто его редактировал, кто работал в журнале на протяжении всех этих лет. Быть может, самое волнующее подтверждение нужности нашего дела - это письма от замалчиваемых, изгнанных с родины, оттесняемых в "маргиналы" писателей, журналистов, адвокатов, врачей. Index дает им возможность быть увиденными, ощутить принадлежность к человеческому сообществу, обрести чувство значимости своей жизни и уверенность, что их труд "не канет во мраке".
     Этот юбилейный номер Index'a - о будущем. Мы просили наших авторов изложить свое видение и понимание того, что нас ждет. Каждый нашел свой, неожиданный ракурс взгляда на столь неопределенное пока будущее.
     Но ни у кого не прозвучала интонация благоговейного почтения. Рушди показывает, в чем состоит для писателя соблазн идеи "нации", Эко считает, мерой универсальности прав человека первичность тела, Малик предупреждает об опасностях увлечения идеями мультикультурализма, Хомски пишет о манипулировании общественным мнением в странах, где движущей силой является бизнес...
     Мы по-прежнему на стороне свободного от стереотипов писательского слова. Без тех, кто рассказывает истории, по словам Гюнтера Грасса, "история человечества никогда бы не была высказана полностью, она бы просто кончилась". Index будет и впредь защищать повсеместно творческие права человеческого разума.