Index Журнал "Индекс" | Единое право

Израиль и Международный уголовный суд

"Israel and the International Criminal Court"
(официальный сайт правительства Израиля www.israel.org)

июнь 2002 г.

Задачи Суда

Несомненно, учреждение Международного уголовного суда представляет собой значительное достижение международного законодательства. Израиль полностью одобряет его цели и стремление не оставить безнаказанными виновных в тяжких преступлениях.

Более 50 лет назад, в ответ на зверства нацистов во время Второй мировой войны, появлялись идеи создания суда, подобного нынешнему. Тогда Израиль был среди его горячих сторонников, и израильские представители активно работали над ранними редакциями будущего устава, продолжая до сих пор постоянно участвовать в различных мероприятиях, способствующих его развитию.

Причины для беспокойства

Израиль одобряет цели Суда, но обеспокоен его возможной неэффективностью. Особенно вызывает опасение то обстоятельство, что Суд может потерять свою беспристрастность в результате оказываемого на него политического давления. В последнее время Израиль неоднократно был свидетелем того, что многие международные институты, учрежденные во имя благородных целей, таких, как борьба с расизмом и защита права человека, цинично были превращены в инструменты политического манипулирования. Очевидно, что Международный уголовный суд будет эффективным лишь в том случае, если останется полностью независимым, но, к сожалению, уже имеются тревожные признаки, заставляющие в этом сомневаться.

* Пересмотр принципов международного законодательства и изобретение новых видов преступлений

Суд претендует на то, чтобы расследовать наиболее серьезные преступления, но Статут часто не в состоянии определить их правильно. В отношении Израиля наиболее яркий пример искажения существующих норм международного права в угоду политической обстановке таков: преступлением называется "прямое или косвенное перемещение своего гражданского населения войсками на оккупированные ими территории". Это преступление вовсе не является грубым нарушением Четвертой Женевской конвенции, и оно не находит отражения в нормах традиционного международного права. Во включении его в принципы международного законодательства под давлением арабских государств, особенно заметным во фразе "прямо или косвенно", отчетливо видна попытка использовать Суд для борьбы с израильскими поселениями в обход переговоров, о проведении которых стороны условились ранее.

* Судом рассматриваются лишь избранные преступления

Из-за политических разногласий в определениях, Международный уголовный Суд не преследует такие преступления, как терроризм и наркоторговля. Парадоксально, но отстаивающая свое право на самозащиту сторона может быть привлечена к Суду, тогда как сами террористы остаются вне его юрисдикции.

* Несправедливое назначение судей

Это та область, где Израиль особенно боится политической дискриминации своих прав. В соответствии с положением Римского Статута, назначение судей проводится исходя из принципа "равноправного географического представительства". По этому же принципу проводят выборы в учреждения Организации Объединенных Наций, построенные по системе представительства региональных групп. Поскольку Израиль ни в одну из таких групп не входит, то, по всей видимости, израильский кандидат, как бы он ни был компетентен, судьей избран не будет.

* Слишком широки полномочия прокурора

Пытаясь преодолеть расхождения в системах гражданского и общего права, Международный уголовный суд создал некий гибрид, в котором прокурор наделен полномочиями, позволяющими, в частности, возбуждать уголовное дело по собственной инициативе. Израиль обеспокоен тем, что столь значительные полномочия не способствуют взвешенности и ответственности, которая нужна любой правовой системе, а также тем, что должность прокурора представляет опасность для возможных злоупотреблений.

Израиль стоит перед дилеммой

Глубокая симпатия Израиля в отношении целей Суда с одной стороны, и неуверенность в эффективности Римского Статута с другой, ставят Израиль перед дилеммой.

Осознавая свою безоговорочную ответственность, Израиль подписал заключительный протокол конференции в Риме, однако был вынужден проголосовать против принятого на ней Статута. Негативное решение прокомментировал глава израильской делегации, судья Эли Натан, указав на то, что включение в список преступлений "переселения на оккупированные территории" является примером политизации Суда, и что Израиль не может с этим согласиться. Подводя итог, он сказал: "Мы надеемся, что Суд в самом деле будет служить тем высоким идеалам, ради которых он учреждается. В подтверждение наших надежд на то, что Суд останется верным целям его создателей, Израиль подписал соглашение о Международном уголовном суде в декабре 2000 г. Тем не менее, вместе с множеством других стран, не ратифицировавших Римский Статут, Израиль пристально следит за процессом развития Суда, чтобы получить неоспоримые доказательства его непредвзятости и эффективности и присоединиться к нему позже".


Израиль отвергает Международный уголовный суд

Софи Клоде, Агентство France Press, июнь 2002 г.

Израиль не намерен ратифицировать соглашение о создании Международного уголовного суда, опасаясь того, что его граждане окажутся на скамье подсудимых за свои действия на палестинских территориях. Правозащитники подвергли это решение критике и заявили, что Израиль боится быть привлеченным к ответственности за свои военные операции и незаконное строительство поселений. "Досадное и глупое решение правоэкстремистского правительства, которое боится всего мира и считает всякого врагом Израиля", - прокомментировал бывший израильский министр юстиции Йоси Бейлин.

31 декабря 2000 г. Израиль неохотно, но все же подписал Римские соглашения 1998 года, но сейчас предпочитает следовать примеру США, отвергая Суд, который должен начать свою работу 1 июля 2002 г. в Гааге. "Существует большой риск политизации Суда, который может начать рассматривать устройство израильских поселений как военные преступления", - заявил Якоб Галанти, пресс-секретарь Министерства юстиции.

Израильский адвокат и правозащитник Яэль Штэйн назвала решение "скорее политическим, направленным против международных усилий утвердить гуманитарное право". Она заявила, что Израиль сознательно нарушает Четвертую Женевскую конвенцию 1949 года о защите гражданского населения в военное время, устраивая поселения на оккупированных территориях Западного берега и сектора Газа.

Палестинский адвокат Раджи Сурани подчеркнул, что, "хотя решения Суда и не будут иметь обратной силы в отношении старых еврейских поселений, однако политика Израиля вряд ли изменится и, таким образом, череда новых военных преступлений будет продолжена". С 1967 года было построено около 200 поселений на Западном берегу и в секторе Газа.

Другой причиной, по которой Израиль отказывается подписать соглашение о Международном уголовном суде, является опасение того, что его военнослужащих могут привлечь к суду за преступления во время военных действий на оккупированных территориях.

Правозащитные организации обвиняют Израиль в серьезных нарушениях гуманитарных законов, совершенных во время операции "Защитная стена" на Западном берегу Иордана с 29 марта по 10 мая 2002 года.

Особенно это касается событий в лагере Дженин, где в ожесточенных боях погибли 50 палестинцев и 23 израильских солдата. Израильские бульдозеры уничтожили значительную часть этого лагеря. В дальнейшем Израиль препятствовал миссии ООН в расследовании случившегося в там, и, не исключено, потому, что в ее отчеты могли бы попасть свидетельства, дающие повод к возможному судебному разбирательству.

Правозащитная организация Human Rights Watch, хотя и не согласна с обвинениями Израиля палестинской стороной в массовой резне мирных жителей, но сообщает о свидетельствах, подтверждающих убийства, использование гражданского населения в качестве живого щита и воспрепятствование попыткам оказать помощь раненным.

Элиаким Рубиншетейн заявил, что он верит в незапятнанность оружия солдат Армии Обороны Израиля, добавив: "Когда солдат нарушает приказ, его привлекают к суду". "Если он так уверен в армии, почему же Израиль отказывается присоединиться к Международному уголовному суду? - отвечает на это Яэль Штейн. - За время операции "Защитная Стена" лишь пятерым солдатам было предъявлено обвинение в грабеже, тогда как остальные преступления остаются не расследованными".

Так же, как и официальный Вашингтон, Израиль уклоняется от Международного уголовного суда, не желая видеть своих военных и дипломатов на скамье подсудимых перед иностранцами. Так, существуют преувеличенные опасения, что Ариэль Шарон будет насильно доставлен в Бельгию по обвинению в массовых убийствах палестинцев в лагерях Сабра и Шатила в 1982 году.

"Признание Суда еще не означает превращения в обвиняемого, но и неучастие не освобождает израильских граждан от ответственности перед ним", - отметил Йоси Бейлин, - "поскольку израильские граждане все равно могут быть задержаны за пределами своей страны".

Журнал "Индекс" | рубрика "Единое право"