Index Журнал "Индекс" | Единое право

Страсти вокруг Международного уголовного суда
Обзор за июнь 2002 г.

Наблюдатели ожидали, что страсти вокруг Международного уголовного суда разгорятся после его вступления в силу (1 июля 2002 г.), однако они бушевали уже в июне.

Конгрессмен республиканец Том Делэй внес на рассмотрение Конгресса так называемую "Hague Invasion Clause", "Гаагскую поправку", устанавливающую право президента США использовать все необходимые средства, включая военную силу, для противодействия арестам граждан США по требованию МУСа.

Конгресс США принял документ под названием "American Servicemembers' Protection", который делает возможным силовое воспрепятствование аресту граждан США и их содержанию в предварительном заключении по санкции МУСа. Средства массовой информации стали сразу активно обсуждать гипотетическую ситуацию "вторжения в Нидерланды". Министр иностранных дел Германии даже согласился с необходимостью провести в этой связи парламентские дебаты.

Не прошло и месяца после аннулирования американской подписи под Римским Статутом, как в прессе появилась информация о возможном роспуске американских сил по поддержанию мира (US Army's Peacekeeping Institute). Согласно заявлениям представителей Пентагона, это должно стать частью реорганизации армии, проводимой в связи с принятием нового бюджета. Эксперты говорят о том, что этот шаг с финансовой точки зрения ничего не решает, но он значим символически.

Во избежание прецедента Соединенные Штаты выступают против того, чтобы бывший представитель США в ООН Ричард Холбрук давал показания на открытой сессии Международного трибунала по бывшей Югославии, и настаивают, чтобы это происходило за закрытыми дверями. В свою очередь, Карла дель Понте не считает возможным нарушить важнейший принцип открытости военных трибуналов, действовавший еще в Нюрнберге. Ведь закрытые показания на такого рода процессах дают только те свидетели, которым грозит реальная опасность.

Соединенные Штаты настаивают на принятии Советом безопасности ООН резолюции, закрепляющей гарантии неприменения санкций МУСа в отношении всех миротворцев. Это часть стратегии США по выводу американских граждан из-под юрисдикции МУСа. (Сейчас более 700 полицейских и наблюдателей служат в миссиях ООН.) Европейский Союз - все члены которого присоединились к договору - оказывается в сложной дипломатической ситуации. Многие в ООН говорят сегодня о "вызове Буша" концепции универсальной правовой системы.

В двадцатых числах июня этот конфликт уже сказался на вопросе о новом мандате боснийских миротворцев и участии в этой миссии Соединенных Штатов. Американские представители добиваются ясного официального разъяснения об иммунитете для участников миссии.

Американским официальным лицам на брифингах для журналистов в июне приходилось часто отвечать на вопросы о позиции США в отношении Международного уголовного суда. Особо использовался аргумент о том, что суд стремится распространить свою юрисдикцию на граждан стран, которые не подписали договор. Дэвид Рамсфилд, в частности, в своих объяснениях приводил в качестве примера тактику аль-Каеды, обучающую своих приверженцев лжи, обвинениям противника в уничтожении мирного населения и расположению своих баз в близости от госпиталей, школ, других гражданских объектов. И все эти обвинения озвучиваются средствами массовой информации... С точки зрения американской администрации военные трибуналы должны создаваться под определенную задачу, ограничиваться по времени и находиться под наблюдением ответственных наций, отдающих себе отчет в своих действиях.

О позиции США в отношении МУСа неожиданно высказалась супруга Премьер министра Великобритании Чери Бут. Она назвала ее высокомерным отказом поддержать важнейшую инициативу по установлению власти права в международных отношениях. И добавила, что при этом даже в перспективе (тем более, что речь идет о могущественных Соединенных Штатах) трудно себе представить совместное дело защиты интересов международного сообщества.

Настоящее сражение сторонников и противников ратификации договора о МУСе происходило на протяжении всего июня в Австралии. Крайне правые и крайне левые силы парламента объединились в своем желании воспрепятствовать ратификации договора о МУСе. Основные аргументы: суверенитет Австралии будет ущемлен; австралийские военные будут подвергаться угрозе преследования, инициированного судьями из недемократических стран; звучал и известный аргумент о заговоре и "мировом правительстве". Однако комитет по законодательству стоял на своем: аргументы безосновательны, и, кроме того, все недоразумения могут быть выяснены в ходе работы по приведению национального законодательства в соответствие с новым международным договором. Премьер-министр Джон Говард также высказался за то, чтобы Австралия подписала договор до 1 июля. Именно так и случилось - Австралия поставила свою подпись 1 июля.

Вопрос о ратификации договора о МУСе активно обсуждается в азиатских и арабских странах. Тайланд в октябре 2002 г. поставил свою подпись под Римским Статутом. Однако пока договор не ратифицирован. Для изучения этого вопроса был создан специальный комитет, который теперь представил свой первый отчет. Наиболее детально в нем разбирается вопрос о том, кто может быть привлечен к суду. Согласно нормам МУСа, козлом отпущения может стать любой солдат, считают авторы этого документа. Можно представить себе такой крайний случай: какой-либо преступный режим (например, индонезийский) может обвинить любого, например, таиландского, солдата миссии ООН в Восточном Тиморе... В средствах массовой информации обсуждаются эти аргументы и приводятся контрдоводы.

Конечно, тот факт, что ни США, ни Россия, ни Китай не подписали договора, является сильным доводом в пользу противников МУСа.

Азиатская сеть в поддержку МУСа сообщает, что более определенно за подписание настроены официальные лица в Бангладеш.

О своей заинтересованности в работе МУСа говорят официальные лица Кувейта. Они заявляют и о готовности принять участи в специальной встрече экспертов арабских стран. В Кувейте создан специальный комитет для рассмотрения вопроса о вхождении в договор.

Категорически не намерен - в обозримом будущем - присоединяться к Договору Израиль. Основной аргумент - боязнь политизации Суда. Израиль будет наблюдать за работой этого международного института со стороны. Между тем, в Израиле также создан специальный комитет, который будет разрабатываать возможные сценарии развития событий. Израиль, в частности, опасается обвинений со стороны Палестины, со стороны Сирии. Правительство Израиля высказалось в том духе, что оно будет защищать граждан Израиля от применения к ним санкций Международного уголовного суда всеми доступными ему средствами.

Европейская пресса обсуждала в июне и вопросы подготовки к работе МУСа. Эдмонд Велленштейн, которому поручена организационная сторона дела, говорит о том, что, быть может, одной из самых больших проблем для МУСа являются завышенные ожидания. Прокурор суда и 18 судей будут избраны не ранее января 2003 года, после того как страны участницы обсудят процедуры и методы выборов, а также бюджет. Реалистичнее предположить, что суд будет готов к работе не раньше конца 2003 года. Суд будет расположен в здании на 450 рабочих мест. Немецкое правительство оплачивает аренду (68 миллионов евро). Строительство здания начнется в 2004 году и будет завершено в течение 4 лет.

14 июня на конференции в Монреале, где собрались 300 правоведов из 80 стран, прошла дискуссия о создании Международной уголовной Коллегии, куда будут входить адвокаты, защищающие обвиняемых в делах, которые будет рассматривать МУС. Адвокаты говорили о том, что тем, кто возьмет на себя дело защиты в этом суде, придется нелегко: ведь ненависть по отношению к военным преступникам будет распространяться и на них. 15 июня здесь же было принято решение о создании Международной Коллегии адвокатов уголовного суда (International Criminal Bar - ICB). Организация, штаб-квартира которой будет находиться в Гааге, начнет свою работу еще до начала работы МУСа, чтобы провести тренинги со специалистами.

В газете The San Francisco Chronicle от 6 июня вышла статья о новом проекте Центра исследований военных преступлений Университета Беркли в Калифорнии (Центр создан 1,5 года назад). Задача Центра - восстановить утерянную и скрываемую историю военных преступлений в мире за период после Второй мировой войны. Задача эта чрезвычайно трудна. Сейчас Центр начинает сбор материалов обо всех судах, расследовавших военные преступления после Второй мировой войны. Подобную попытку еще никто не предпринимал. Существуют подробные записи Нюрнбергского и Токийского военных трибуналов, однако протоколы тысяч других судов, рассматривавших военные преступления, - недоступны. Для Международного уголовного суда собрание такого рода документов было бы бесценным. Предполагается, что вся возможная информация о судах, рассматривавших военные преступления, будет собрана и станет общедоступной.

Работу Центра поддерживают Volkswagen Foundation и Wang Family Foundation (San Francisco).

В июне Римский Статут ратифицировали: Уганда (14 июня), Бразилия (20 июня), Намибия (25 июня), Боливия (27 июня), Гамбия, Латвия, Уругвай (28 июня). 1 июля к договору присоединились Гондурас и Австралия.

На 1 июля Римский Статут ратифицировали 76 стран.

Обзор подготовила Е. Ознобкина

Журнал "Индекс" | рубрика "Единое право"