Index Журнал "Индекс" | Единое право

Резолюция (99) 50

О Комиссаре по правам человека Совета Европы
(принята Комитетом Министров 7 мая 1999 года на 104-й сессии в Будапеште)

Комитет Министров,

принимая во внимание, что целью Совета Европы является достижение более тесного союза между его членами и что одним из способов достижения данной цели является соблюдение и всемерная реализация прав человека и фундаментальных свобод;
и сообразуясь с решениями, принятыми главами государств и правительств государств-членов Совета Европы на второй встрече в верхах в Страсбурге 10-11 октября 1997 года,
а также принимая во внимание, что 50-летие Совета Европы создает благоприятную возможность развивать опыт, накопленный с момента его создания,
постановляет учредить должность комиссара Совета Европы по правам человека ("Комиссара") со следующими полномочиями:

Статья 1

Управление Комиссара является внеюридическим институтом, призванным способствовать развитию понимания и уважения прав человека, в духе стандартов Совета Европы в области правах человека.
Комиссар обязан уважать компетенцию и исполнять функции, отличные от функций вышестоящих органов, созданных в рамках Европейской конвенции по правам человека или в соответствии с иными решениями Совета Европы в области прав человека. Комиссар не будет рассматривать индивидуальные обращения граждан.

Статья 2

Комиссар будет действовать независимо и беспристрастно.

Статья 3

Комиссар будет:

a) способствовать развитию понимания и уважения прав человека в государствах-членах;

b) способствовать развитию эффективного соблюдения и полной реализации прав человека в государствах-членах;

с) давать рекомендации и распространять информацию по защите прав человека и предотвращению случаев ущемления прав человека. В публичной сфере Комиссар будет по возможности взаимодействовать и сотрудничать с правозащитными структурами в государствах-членах. Там же, где такие структуры отсутствуют, Комиссар будет споспешествовать их созданию;

d) поощрять деятельность национальных омбундсменов или аналогичных правозащитных институтов;

e) констатировать возможные недостатки в законодательстве и практике государств-членов, в связи с их соответствием стандартам правами человека, сформулированными в документах СЕ; способствовать внедрению этих стандартов в государствах-членах и оказание им помощи, с их согласия, в усилиях по искоренению этих недостатков.

f) подготавливать, по мере необходимости, специальный доклады, посвященные конкретным проблемам, для сведения Комитета Министров или Парламентской Ассамблеи и Комитета Министров;

g) реагировать в надлежащей форме на запросы Комитета Министров или Парламентской Ассамблеи, относящиеся к их компетенции по соблюдению стандартов СЕ в области прав человека;

h) представлять Комитету Министров и Парламентской Ассамблее ежегодный рапорт;

i) сотрудничать с иными международными институтами в целях содействия развитию и защиты прав человека, избегая при этом излишнего дублирования действий.

Статья 4

Комиссар будет принимать во внимание мнение Комитета Министров и Парламентской Ассамблеи, касающееся деятельности Комиссара.

Статья 5

1. Комиссар вправе основывать свои действия на любой доступной ему информации, имеющей прямое отношение к его компетенции. Сюда в частности может включаться информация, направляемая Комиссару правительствами, национальными парламентами, национальными омбундсменами или аналогичными правозащитными институтами, как организациями, так и частными лицами.

2. Сбор информации, имеющей отношение к деятельности Комиссара, не повлечет за собой создание в государствах-участницах специального механизма отчетности.

Статья 6

1. Государства-члены будут осуществлять всемерную помощь Комиссару с целью обеспечения его или ее независимой и эффективной деятельности. В частности, они будут способствовать развитию контактов Комиссара, включая поездки, прямо связанные с выполнением функций Комиссара, а также своевременно предоставлять информацию по запросу Комиссара.

2. Комиссар будет обладать в течение срока пребывания на своем посту всеми привилегиями и иммунитетом, предусмотренными Статьей 40 Статута Совета Европы и вытекающими из нее последующими соглашениями.

Статья 7

Комиссар вправе вступать в прямой контакт с правительствами государств-членов Совета Европы.

Статья 8

1. Комиссар вправе высказывать рекомендации, излагать свою точку зрения и составлять рапорты.

2. Комитет Министров может санкционировать публикацию направленных Комиссаром в его адрес рекомендаций, мнений и рапортов.

Статья 9

1. Комиссар избирается Парламентской Ассамблеей большинством голосов из числа трех кандидатов, отобранных Комитетом Министров.

2. Государства-члены могут представлять своих кандидатов в письме, направленном Генеральному Секретарю. Кандидаты должны быть гражданами государств-членов Совета Европы.

Статья 10

Кандидатами могут быть видные общественные деятели, обладающие высокими моральными достоинствами, имеющие общепризнанную компетенцию в правозащитной области и несомненные заслуги в борьбе за гуманитарные ценности Совета Европы, а также обладающие личным авторитетом, необходимым для эффективного исполнения функций Комиссара. В течение всего срока пребывания его или ее на данном посту, Комиссар не может заниматься какой-либо деятельностью, выходящей за рамки полноценного исполнения своих функций в этой должности.

Статья 11

Комиссар избирается на шестилетний срок без права последующего переизбрания в этой должности.

Статья 12

1. Канцелярия Комиссара по правам человека учреждается как подразделение канцелярии Генерального Секретаря Совета Европы.

2. Все расходы на деятельность Комиссара и Канцелярии Комиссара покрываются из бюджета Совета Европы.

Журнал "Индекс" | рубрика "Единое право"