Index Главная страница
Другие материалы о Международном Уголовном суде

ВО ФРАНЦИИ ВЫШЛИ ТРИ КНИГИ ПО ГУМАНИТАРНОМУ ПРАВУ:

Учебник Франсуазы Буше-Солнье, доктора права и юридического советника организации "Врачи без границ", представляет собой "практическое руководство для применения международного права в гуманитарных акциях". Это удобное для пользования пособие составлено как словарь, в нем содержится более 300 основных терминов с определениями и толкованиями, которые покрывают широкое поле, где гуманитарное право в строгом смысле слова пересекается с международным правом. В книге Марио Беттати представлены и проанализированы основные тексты, на которых базируется гуманитарное право. В массовом сознании гуманитарное право часто смешивается с правами человека. На самом деле права человека в первую очередь защищают фундаментальные свободы человека от политической власти, а гуманитарное право ставит своей целью уважение к человеку при вооруженных конфликтах. Оно покоится "в первую очередь на переводе моральных норм в юридические при чрезвычайных обстоятельствах".

Уильям Бурдон, адвокат и генеральный секретарь Международной федерации защиты прав человека, и Эмманюэль Дюверже исследуют и комментируют в своей книге Римский статут Международного уголовного суда, юрисдикции которого будут подлежат наиболее серьезные преступления (геноцид, преступления против человечества и военные преступления). "Создание этого суда станет решительным шагом вперед в долгой борьбе за то, чтобы преступления против человечности не оставались безнаказанными", подчеркивает в предисловии Робер Бадинте, напоминая о необходимости мобилизовать общественное мнение в разных странах, чтобы ускорить ратификацию статута.

Статут Международного уголовного суда имеет определенные недостатки, как показывают авторы книги, скрупулезно прослеживая процесс его создания. Этот суд представляет собой воплощение старой мечты. Прецедентами для него служат процессы в Нюрнберге и Токио, которые частично легли в основу Римского статута. Холодная война быстро покончила с этим первым ростком всемирной уголовной юрисдикции, и диктаторы той и другой стороны могли по-прежнему безнаказанно творить произвол на своих территориях, руководствуясь принципом, который Геббельс откровенно высказал в 1933 году в ответ на обеспокоенность по поводу массового выезда немецких евреев: "И угольщик у себя дома хозяин".

Уильям Бурдон и Эмманюэль Дюверже напоминают об основных этапах долгой борьбы за то, чтобы организаторы геноцида и военные преступники все-таки представали перед судом. Раньше это казалось утопией, теперь же положение изменилось. В мае 1999 года Международный уголовный трибунал, созданный ООН в 1993 году, предъявил президенту Югославии Слободану Милошевичу обвинение в военных преступлениях и преступлениях против человечности. В настоящее время это единственный орган, в чьей юрисдикции проводить расследование по делам бывшей Югославии и Руанды. Через год-два Международный уголовный суд начнет свою работу, и авторы подчеркивают: "Этот орган будет служить не только инструментом устрашения, но и гарантией того, что у жертв не будет отнята правда фактов, а это хоть и недостаточное, но необходимое условие для переживания траура".

К началу страницы