Главная страница

Неволя

НЕВОЛЯ

<Оглавление номера

А.В. Бабушкин, Наставление по проверке соблюдения прав, свобод и законных интересов личности в следственном изоляторе

ОбложкаПособие предназначено для активистов общественных правозащитных организаций, прокуроров по надзору за законностью исполнения уголовного наказания, помощников начальников УФСИН по правам человека и других сотрудников уголовно-исполнительной системы, депутатам органов представительной власти - всем, чья деятельность связана с наблюдением за соблюдением человека в следственном изоляторе.

Автор пособия - Бабушкин Андрей Владимирович, председатель Межрегиональной правозащитной организации Комитет за гражданские права, член Экспертного Совета при Уполномоченном по правам человека в РФ, член Общественного Совета при Министре юстиции РФ по вопросам развития уголовно-исполнительной системы.

Предисловие

"57. Заключение и другие меры, изолирующие правонарушителя от окружающего мира, причиняют ему страдания уже в силу того, что они отнимают у него право на самоопределение, поскольку они лишают его свободы. Поэтому, за исключением случаев, когда сегрегация представляется оправданной или когда этого требуют соображения дисциплины, тюремная система не должна усугублять страдания, вытекающие из этого положения.

58. Целью и оправданием приговора к тюремному заключению или вообще к лишению свободы является в конечном расчете защита общества и предотвращение угрожающих обществу преступлений. Этой цели можно добиться только в том случае, если по отбытии срока заключения и по возвращении к нормальной жизни в обществе правонарушитель оказывается не только готовым, но и способным подчиниться законодательству и обеспечивать свое существование"

Минимальные стандартные правила обращения с заключенными

1. Цели и задачи общественного контроля:

- активизация собственных духовных и организационных ресурсов уголовно- исполнительной системы;

- повышение социальной и правовой защищенности сотрудников и спецконтингента;

- более полная реализация целей уголовного наказания, указанных в ч. 2 ст. 43 УК РФ;

- преодоление условий для развития коррупции в органах и учреждениях УИС;

- распространение положительного опыта, накопленного в УИС;

- подготовка предложения для изменений законодательства и нормативно - правовой базы;

- включение механизмов социальной адаптации освобожденных из мест лишения свободы и подготовки к освобождению;

- привлечения внимания общественности и властей к важным вопросам деятельности и развития УИС.

2. Объективные показатели соблюдения прав заключенных

В большинстве случаев уровень соблюдения прав и законных интересов личности в учреждениях уголовно-исполнительной системы может быть измерен на основании объективных показателей. Среди таких показателей особенно следует отметить такие, как:

- уровень смертности и его динамика за последние 3 года;

- уровень заключенных, имеющих дефицит веса и его динамика за последние 3 года;

- соотношение заработка работающих осужденных и работников, которые на свободе в данной местности выполняют такую же работу; однако при этом следует иметь в виду, что зарплата состоит не только из средств, получаемых на лицевой счет, но также из средств, удерживаемых в качестве алиментов, оплаты по гражданскому иску. В колонии, кроме того: - оплата питания, одежды, обуви, жилищно-коммунальных услуг;

- соотношение цен в магазине, обслуживающем осужденных, и в торговой сети в данной местности;

- процент освобождаемых условно-досрочно и средний процент срока, на который они были освобождены.

Вместе с тем для оценки состояния дел в учреждении УИС приемлем и метод субъективной экспертизы. Этот метод состоит в том, что выбирается ограниченный круг экспертов, например 50 человек из числа сотрудников СИЗО, родственников, освобожденных, адвокатов, следователей, которым предлагается высказать свое личное мнение о том, каким образом обстоит дело в СИЗО или ИК с питанием, медициной, физической неприкосновенностью личности, отправкой жалоб и т. д., ухудшилась или улучшилась ситуация в учреждении по сравнению с прошлым годом, как выглядит практика учреждения в этой части по сравнению с соседним учреждением. Однако выводы субъективной экспертизы почти никогда не могут быть применены для принятия управленческих решений, а являются лишь ориентирами для того, чтобы понять, на что надо обратить особое внимание, какие вопросы следует исследовать с особой тщательностью.

3. Начальник СИЗО

При посещении СИЗО вам, скорее всего, придется общаться с начальником следственного изолятора. Следует иметь в виду, что начальник СИЗО осуществляет не только текущее руководство деятельностью следственного изолятора на принципах единоначалия, но и сам определяет пределы полномочий своих заместителей и начальников структурных подразделений (п. 4.2.2 Положения о следственном изоляторе уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утв. приказом Минюста РФ от 25 января 1999 г. N 20, с изменениями от 5 марта 2004 г.). В СИЗО могут находиться осужденные, за содержание которых и хранение их личных дел начальник отвечает лично - это осужденные к смертной казни.

Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (приняты на первом Конгрессе ООН то предупреждению преступности и обращению с правонарушителями 30 августа 1955 г, одобрены Экономическим и Социальным Советом на 994-ом пленарном заседании 31 июля 1957 г.)

<Содержание номераОглавление номера
Главная страницу