Главная страница

Неволя

НЕВОЛЯ

<Оглавление номера>>

Герман Пятов

Государевы дети

Г. Пятов - лидер движения "Мурзики помогают детям". См. сайт www.murzik.ru

Сколько?

Никто точно не знает. Одни говорят: "Мильён!" Другие говорят: "Нет, гораздо меньше! Двести с чем-то тыщ". А третьи говорят: "Их никак не меньше 2-3 миллионов!"

В Докладе "О положении детей в Российской Федерации за 2003 год (вышел в 2004 году) в сумме говорится что-то о 760 тысячах сирот. "Чистых" сирот отдельно никто не считает. "Чистые" - это те, у кого вообще родителей нет. Наши сироты, в основном, "социальные". В нашем (российском) случае это означает, что у детей этих родители есть. А дети - сироты. Родители спились. Этих социальных сирот около 95% от общего числа.

Как ребенок становится социальным сиротой?

Родители спились, перестали выполнять родительские функции. Ребенку дома, мягко говоря, "неуютно". Кроме того, ребенку трудно выжить на такой диете. Пить он еще не научился, а еды в доме нет. Что делает ребенок? Он идет на улицу. Там еда есть. Можно попросить у прохожих или соседей. На худой конец, можно обследовать мусорный бак. Засохший хлеб, заплесневелый сыр, колбаса с душком...

Дальше все зависит от того, кто первый обратит внимание на нетрадиционный способ детского питания. Если повезет и машина правосудия будет запущена, то ребенок скоро окажется в детском доме. В этом случае он не нахлебается всех "прелестей" жизни с родителями алкоголиками в полном объеме, и, возможно, девиаций у него будет поменьше.

Путь приблизительно такой: сердобольные соседи-родственники-друзья сообщают участковому. Тот передает информацию по инстанции. Следующим звеном должен быть специалист по зашите прав детства (из местной префектуры или управы района). Тот производит экспертизу и дает заключение об условиях жизни ребенка, после чего (в случае признания этих условий несоответствующими) дело передается в суд. Понятно, что делаютсяч попытки как-то вразумить родителей. Но если сразу видно, что ничего от них добиться не удастся, ребенок изымается из семьи и помещается в приют.

Приют, в отличие от детского дома, - место временного содержания кандидата в социальные сироты. Там он будет находиться до тех пор, пока его судьба не будет решена. Или кто-то из родственников заберет, или родители образумятся (а это вряд ли, алкоголизм - это болезнь, и очень тяжелая, а у женщин - почти неизлечимая; если же мать не страдает алкоголизмом, то и говорить, как правило, не о чем).

Суд не всегда сразу принимает решение. Обычно дело затягивается на полгода, иногда на год. В итоге, если суд принимает решение о лишении родителей ребенка родительских прав, то ребенок становится сиротой уже де-юре. В этом случае его передают из приюта вдетский дом, соответствующий его возрасту.

В чем отличие социального сироты от обычного?

Ребенок, который до поры до времени рос в благополучной семье и потерял обоих родителей в результате несчастного случая (война, теракт и пр.), до момента своего сиротства во всяком случае видел нормальную семейную жизнь, нормальные взаимоотношения родителей, нормальный быт и не имеет многочисленных психических травм.

Социальный же сирота до момента поступления в сиротское учреждение мог повидать такое, чего себе и представить не может нормальный взрослый человек. Это и алкогольные и сексуальные оргии в пьяном угаре, и скандалы, и драки, и даже убийства. Нередки случаи, когда отец в алкогольном делирии убивает на глазах детей мать, а потом убивает себя.

Понятно, что обилие негативного опыта сочетается у социального сироты иногда с полным отсутствием обычного для всех бытового опыта, такого, как приготовление пищи, гигиенические процедуры, навыки общения и так далее. Отсутствует или слабо развита "Я-концепция", то есть представление о собственной личности.

В результате обладания всеми перечисленными девиациями социальные сироты растут агрессивными, неуравновешенными, склонными к вредным привычкам и насилию. И крайне малоуспешными.

Какова дальнейшая судьба социальных сирот?

По данным прокуратур некоторых областей, "успешных" детей среди выпускников сиротских учреждений в среднем не больше, чем 10%. Да и само понятие "успешный" здесь имеет свои специфические рамки. Если ребенок не спился и не попал в тюрьму в течение 5 лет после выхода из детского дома, то он уже "успешный". Все ведь относительно. Остальные 90% распределяются примерно так: 40% спиваются, 40% попадают в места лишения свободы и10% - суицид или криминальная смерть. Если сопоставить эти проценты с масштабом явления, мы получим огромные цифры. Все эти дети тяжелым бременем лежат на всех нас, ибо приходится не только содержать их до совершеннолетия, но и пожинать плоды их дальнейшей люмпенизации. Мало того, они благополучно воспроизводят себе подобных. Ведь то, что они спиваются и попадают в колонии, вовсе не мешает им рожать детей. Причем делают они это более охотно, чем нормальные члены общества. Таким образом, в дополнение к миллиону (или больше) сирот мы получаем еще столько же заключенных (в обозримом будущем), число которых будет только увеличиваться. И нам придется не только их всех кормить, но и бороться с преступностью.

Государство и "государевы дети"

Вопреки бытующему (с подачи западных и прозападных фондов и организаций), государственная система воспитания детей-сирот очень неплохо справлялась с этим на протяжении не только десятилетий советской власти, но и столетий царской России. Я лично знаком с выпускником интерната (года этак 1956-го), который в момент нашего знакомства (2003 г.) был шеф-редактором газеты "Известия". По его сообщению, он не один такой успешный, из их класса двенадцать человек стали кандидатами наук. Если учесть, что это был не московский элитный интернат, а где-то на Амуре, в каком-то рыбацком поселке, то можно сделать вывод, что все-таки при советсткой власти система работала. Я лично, занимаясь уже шесть лет проблемами детей-сирот (социальных сирот, естественно), знаю, сколь огромное значение имеет наличие или отсутствие педагогической системы в учебном или воспитательном учреждении, а особенно в сиротском. Реалии советской эпохи позволяли не только создавать, но и поддерживать педагогическую систему в разного рода образовательных учреждениях. С упадком советской власти пришла в упадок и система. Несмотря на произошедшие в 1991-2000 годах социальные катаклизмы, в некоторых сиротских учреждениях система сохранилась. Понятно, что это происходит только благодаря личным качествам директора и его команды. В моем примере - это кадры старой закалки.

Детский дом-школа г. Шуя Ивановской области существует почти 40 лет. Директор Владимир Иванович Малафеев занимает должность директора более 25 лет. Дети живут в спальном корпусе, который называется "общежитием". Тут расположены спальни и "игровые". Учебный процесс идет в школе, которая соединена с "общежитием" двумя переходами. Между ними - столовая и мастерские. В настоящее время в детском доме находится около 150 детей в возрасте от 7 до 17 лет (с 1-го по 9-й класс). Все строго по расписанию. Только наш приезд может послужить причиной нарушений в расписании, да и то несущественных. Благодаря такой регламентированной жизни у детей почти не остается времени на поиск приключений. Побегов из этого детдома крайне мало. Курят также очень немногие из старшеклассников, а употребление алкогольных напитков здесь нельзя себе и представить.

Другой пример сиротского учреждения новейшей эпохи. Детский дом N72 г. Рыбинска Ярославской области. Директор - Нина Михайловна Корнюшкина. Судьба этого детского дома довольно типична для детских домов постсоветской эпохи, как судьба Рыбинска типична для судьбы многих индустриальных городов российской глубинки, работавших на ВПК СССР. Рыбинск для районного центра Ярославской области - город довольно большой - население 360 000 человек. В иные времена он был закрытым городом. Градообразующее предприятие - завод "Рыбинские моторы". Сейчас - ОАО "Сатурн". Кроме него, еще несколько крупных предприятий также работали на "оборонку". После 1991 года с отменой госзаказа большинство из них "просело", начались увольнения. Тем, кого не уволили, зарплату не платили по несколько месяцев.

А народ там привык жить иначе. Поселок Волжский (один из районов города), в котором расположены три из шести рыбинских детдомов, до гайдаровской реформы 1991 года был как бы "государством в государстве" в Рыбинске. Великолепный Дом культуры, стадион, Дворец спорта, Дом торговли, Дом связи, училища, школы, жилые дома по лучшим проектам. Зарплаты рабочих не только позволяли рожать и воспитывать детей, но и давали возможность покупать мало кому доступные в советские времена автомобили и катера (рядом Рыбинское водохранилище, которое местный люд называет "морем"). И вот все рухнуло в одночасье, и не каждый сумел устоять. Если в небольших райцентрах сельской местности народ выходил из положения, сажая картошку и капусту, то тут таких возможностей не было. Безнадега подталкивала к тому, чтобы "залить" горе сначала водочкой, а потом - чем придется. Тотальная безработица породила тотальный же алкоголизм. Дети оказались на помойке.

С 1991 года число детских домов в Рыбинске и число детей в них выросло в 6 раз. Возможности специально строить детские дома в местном бюджете не нашли, поэтому решили использовать резко опустевшие детские сады - те, кто не спились, перестали рожать. Полбеды, что помещения, предназначенные для детей от 3 до 7 лет, мало подходят для подростков. Но вместе со зданиями детским домам отошли и их сотрудники. Воспитатели, которые получали образование и готовили себя к работе с дошколятами, полной чашей хлебнули общения с беспризорниками и малолетними преступниками. Какая уж тут педагогическая система! Не до жиру - быть бы живу!

Несмотря на это, и директор, и воспитатели относятся к воспитанникам как к своим родным. Нина Михайловна изо всех сил бьется, чтоб ее дети не нуждались ни в чем. К кому только можно было обратиться в Рыбинске - никого, наверное, не миновала. Все на благо детей. И усилия ее не пропали даром. Детский дом N 72 - лучший в Рыбинске. Мы, Мурзики, тоже приложили к этому руку.

К сожалению, одной лишь материнской заботы и материального благополучия для социальных сирот недостаточно, чтобы сделать из них полноценных граждан. Как мы уже говорили, они слишком дезадаптированы социально, слишком много девиаций в их развитии, слишком серьезны последствия психических травм, полученных в детстве. Именно поэтому я всегда скептически относился к разговорам о том, что проблему сирот в России решат патронатные семьи. Никогда! К таким сиротам даже профессиональный психолог и дефектолог подходит с опаской - не справляется. Я знаю, о чем говорю. Вот, например, группа девочек 12-13 лет. Ангелоподобная внешность, прозрачный, кристально чистый взгляд. И эти девочки приносят в палату (дело было в летнем лагере) самогон и упиваются так, что в палату нельзя было войти, так там все было заблевано. Что уж говорить про мальчиков. Они просто живут по "понятиям". Цитирую: "мая мама миня радила када в лагере срок тинула, так что я с децства па панятиям живу и косяков за мной ни водица!"

Снова подчеркну: в Рыбинске служба соцзащиты работает очень даже хорошо. Налажено профтестирование детей, есть выбор куда пойти учиться после 9-го класса, тех, кто "тянет" на большее, оставляют в 10-11 классе при детском доме, чтобы они могли попытаться поступить в институт.

Если сравнивать с Шуей, то возможностей в Рыбинске больше. Но, к сожалению, они не в состоянии воспользоваться этими возможностями. Ибо - не подготовлены. Собственно, поняв это, наша команда и перешла от банального развоза ботинок-кроссовок-носков-трусов-игрушек-конфет-книжек к образовательным и адаптационным программам, таким, как программа компьютерной грамотности, психологической адаптации и программа "Олимпийский резерв".

На долю материального обеспечения остались лишь "Клуб Мурландских босяков" (ботинки) и "Мурландская помощь сиротам России".

Сказать, что воспитанники Детского дома-школы города Шуя подготовлены к будущей жизни намного лучше, чем рыбинские, я не могу. Но благодаря директору Владимиру Ивановичу Малафееву в этом детдоме есть педагогическая система, эти дети все-таки не столь асоциально настроены. Они приучены к труду (это уже большой плюс, потому что в рыбинском детдоме N 72 дети получают деньги за то, что моют полы в своем собственном детском доме - каково?). Они привыкли к дисциплине и уж во всяком случае живут не по "понятиям". Одно плохо: некуда им податься после 9-го класса. Выбор училищ в городе и так невелик, а еще ведь и общежитие нужно. Где сироте жить, учась в училище? Поэтому ты можешь мечтать стать медсестрой или поваром, а пойдешь в швеи-мотористки или ткачихи. Там "общага" есть...

<Содержание номераОглавление номера>>
Главная страницу