Главная страница

Неволя

НЕВОЛЯ

<Оглавление номера>>

Виктория Сергеева

Мир на пути к отмене смертной казни

В. Сергеева - региональный директор московского филиала PRI ("Международная тюремная реформа"). В статье использованы материалы второго Всемирного конгресса против смертной казни, "Международной Амнистии" и "Международной тюремной реформы"

Справедливость никогда не может быть достигнута лишением человека жизни, нравственность никогда не утверждается легализацией убийства.
Коретта Скотт Кинг

Мир вокруг нас

В сентябре 1998 г. заключенный Энтони Портер, приговоренный к смертной казни, узнал, что через 48 часов его приговор будет приведен в исполнение. Энтони находился в камере смертника уже очень давно, и никто, даже его адвокат, не сомневались, что он виновен. Поэтому когда Верховный суд штата Иллинойс отложил исполнение приговора еще раз, Энтони подумал, что лучше бы его казнили сейчас. Он ни во что не верил, он устал доказывать, что он невиновен, у него не было союзников, у него просто не было больше сил. Задержка с исполнением приговора объяснялась тем, что четверо студентов Северо-Западного университета, обучавшиеся на факультете юриспруденции, решили еще раз расследовать данный случай. Они получили разрешение Верховного суда и принялись за дело. Очень скоро студенты обнаружили некоторые важные моменты, на которые не обратил внимания суд, свидетельствующие, что преступление было совершено другим человеком. Расследование продолжалось полгода. За это время другой человек сознался в совершении этого преступления, и в феврале 1999 г. Энтони Портер был признан невиновным и освобожден. Он провел в камере смертника 17 лет!

К концу 1999 г. еще несколько человек, приговоренных к смертной казни и ожидающих исполнения приговора, были оправданы и освобождены. "Наша судебная система разрушена. До тех пор, пока я не буду уверен, что ни один невиновный, будь то мужчина или женщина, не пострадает от несправедливого суда, никто не подвергнется этому наказанию", - заявил губернатор штата Иллинойс после всех этих случаев и в январе 2000 г. ввел мораторий на исполнение смертной казни в штате.

Факты вынесения ошибочных приговоров не являются уникальными только для штата Иллинойс. За последние 20 лет более чем 100 человек в 24 штатах США были освобождены благодаря новым доказательствам, подтверждающим их невиновность. Это примерно один из семи казненных. Никто не знает, сколько на самом деле невиновных людей были лишены жизни за все это время. По данным американской организации "За равное правосудие" по крайней мере 16 человек были казнены, несмотря на недостаточное количество доказательств их виновности. В большинстве этих случаев обвинительные приговоры были вынесены в результате неправомерных действий со стороны прокуратуры или полиции, принятия судом сомнительных свидетельских показаний, улик или признаний, а также недостаточного профессионализма защитников.

В законодательстве 38 из 50 штатов США предусмотрена высшая мера наказания. Кроме того, смертная казнь также предусмотрена в гражданском и военном федеральном законодательстве США. В настоящее время около 4000 человек ожидают исполнения смертного приговора.

Согласно международному праву, назначение смертной казни лицам, не достигшим на момент совершения преступления 18 лет, запрещено. Однако некоторые страны продолжают выносить смертные приговоры детям. США являются единственной страной в мире, которая открыто признает, что казнит несовершеннолетних, и утверждает при этом, что действует в рамках международного права. Из 38 штатов, в которых предусмотрена смертная казнь, только 16 исключили этот вид наказания применительно к несовершеннолетним. В Китае в 1997 г. вступили в силу поправки в уголовное законодательство, запрещавшие применение смертной казни в отношении несовершеннолетних. Однако есть сведения, что казни малолетних правонарушителей продолжаются, поскольку суды не утруждают себя установлением точного возраста подсудимого.

Несмотря на закон о ювенильной юстиции, вступивший в действие в Пакистане в 2000 г., несовершеннолетних продолжают казнить, поскольку действие данного закона не распространяется на северные и западные территории страны, где традиционно живут некоторые племена. В декабре 2003 г. в Иране был принят законопроект, запрещающий применение смертной казни в отношении лиц моложе 18 лет, но закон еще не вступил в силу, так как необходимо его одобрение высшим законодательным органом страны. Утверждение, что смертная казнь не должна использоваться в отношении несовершеннолетних, основано на том, что в силу своих возрастных, психических и эмоциональных особенностей малолетний преступник не в состоянии полностью осознать свои поступки. Поэтому он не может подвергаться таким же наказаниям, как взрослый. Кроме того, подростки наиболее подвержены изменениям и имеют больше шансов на реабилитацию. Смертная казнь в отношении несовершеннолетних в корне противоречит принципу предоставления малолетнему преступнику максимальных шансов на возвращение, рано или поздно, в общество.

Бытует мнение, что наличие в государстве смертной казни является фактором, сдерживающим уровень преступности. В результате многочисленных научных исследований, проводившихся в различных странах мира в разное время, никому не удалось собрать убедительных доказательств того, что смертная казнь влияет на снижение уровня преступности сильнее, чем другие виды наказания. Ни в одной из стран, отменивших смертную казнь, исследователи не находят признаков, указывающих на негативные последствия отмены этого вида наказания. Например, в Канаде число убийств на 100 тысяч населения составляло в 1975 г. (за год до отмены смертной казни) 3, 09, в 1980 г. снизилось до 2,41. В 2002 г., спустя 26 лет после отмены смертной казни, число убийств на 100 тысяч населения составило 1, 85, что на 40% меньше, чем в 1975-м. Отсутствие четко подтвержденного сдерживающего эффекта высшей меры наказания должно учитываться при разработке государственной политики в отношении смертной казни.

По данным организации "Международная Амнистия" за 2003 год в мире было совершено 1146 казней. 2756 человек приговорены к смерти в 63 странах. Истинный порядок цифр, безусловно, намного выше. 84% всех казней, о которых стало известно, были исполнены в Китае, Иране, США и Вьетнаме.

В настоящее время свыше половины всех государств мира отменили смертную казнь в законодательном порядке или не применяют ее на практике. Статистика такова:

- 80 государств отменили смертную казнь за все виды преступления,

- 15 государств отменили смертную казнь за все виды преступления, кроме исключительных случаев, например за военные преступления,

- 23 государства ввели мораторий на вынесение и исполнение смертной казни, и хотя этот вид наказания сохраняется в законодательстве, на практике он не выносится и не исполняется,

- 78 государств сохраняют и применяют смертную казнь, однако число стран, действительно казнящих осужденных, становится значительно меньше.

Как правило, после отмены смертной казни эту меру наказания восстанавливают крайне редко. С 1985 г. свыше 50 государств отменили смертную казнь в законодательном порядке, и лишь 4 страны из этого списка вернули высшую меру наказания. Одно из этих четырех государств - Непал - на сегодняшний день повторно отменило смертную казнь, а еще одно - Филиппины - сначала вернуло, а потом снова приостановило исполнение приговоров. В двух других государствах, Гамбия и Папуа - Новая Гвинея, смертных казней на сегодняшний день не зафиксировано.

Мир рядом с нами

После распада Советского Союза практически все вновь образовавшиеся независимые государства сохранили в своем законодательстве смертную казнь. На сегодняшний день девять государств бывшего СССР отменили этот вид наказания абсолютно, в четырех странах действует мораторий, и только в двух - Белоруссии и Узбекистане - смертная казнь сохраняется.

К странам, полностью отменившим смертную казнь, относятся Армения, Азербайджан, Эстония, Грузия, Литва, Молдова, Туркменистан и Украина. Латвия отменила смертную казнь за все преступления, совершенные в мирное время.

В Казахстане и Кыргызстане введен мораторий на исполнение приговоров, но не на их вынесение. На июль 2004 г. в Казахстане содержались 27 заключенных-смертников, подпадавших под действие моратория, который был введен в декабре 2003 г. Примерно 140 человек были приговорены к смертной казни в Кыргызстане, где мораторий продлевается ежегодно, начиная с 1998 г. В Таджикистане с 15 июля 2004 г. действует мораторий на вынесение и исполнение смертных приговоров, но ничего не известно о законодательстве, определяющим статус тех, кому смертный приговор был вынесен ранее и ожидавших его исполнения.

Россия - единственная страна из всех 45 членов Совета Европы, до сих пор не выполнившая свое обещание отменить смертную казнь, которое она сделала при вступлении в эту организацию 28 февраля 1996 г. Россия подписала, но до сих пор не ратифицировала Протокол N 6 к Европейской Конвенции по правам человека, касающийся отмены смертной казни в мирное время, который должен был быть ратифицирован в течение трех лет с момента вступления страны в Совет Европы. Вопрос о ратификации Протокола является центральным в ходе процедуры мониторинга за выполнением Россией обязательств, взятых при вступлении в Совет Европы. Затягивание или отказ от ратификации неизбежно приведет к изоляции России в этой организации, нанесет серьезный ущерб международному престижу страны, отрицательно скажется на ее внешнеполитических и внешнеэкономических интересах.

Тем не менее 16 мая 1996 г. Президентом России был подписан Указ "О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы". С августа 1996 г. по распоряжению Президента Российской Федерации судебные приговоры к смертной казни в исполнение не приводятся. Действующий в настоящее время мораторий на вынесение и исполнение приговоров к смертной казни основан на решении Конституционного суда от 2 февраля 1999 г., в соответствии с которым суды России не могут назначать наказание в виде смертной казни. Свою позицию Конституционный суд мотивировал тем, что в ст. 20 Конституции Российской Федерации предусмотрено право лица, которому угрожает применение смертной казни, на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей. Между тем такие суды организованы только в 9 субъектах Федерации из 89. Таким образом, по мнению Конституционного суда, обвиняемые окажутся в неравном положении: в одних регионах они смогут воспользоваться правом, гарантированным Конституцией, а в других - нет. Поэтому Конституционный суд предложил судам не выносить приговоры к смертной казни до создания суда присяжных во всех регионах Российской Федерации. Таким образом, хотя формального моратория на применение смертной казни в России нет, тем не менее это наказание не назначается и не исполняется.

Дебаты об отмене смертной казни в России продолжаются уже несколько лет. После террористических актов, произошедших за последние полгода, резко возросло количество сторонников смертной казни. Ряд депутатов предложили "заморозить" мораторий на смертную казнь в отношении лиц, осуществляющих террористическую деятельность. Согласно опросу общественного мнения, 82,7% граждан считают, что смертная казнь является признаком силы государства, 13,7% признают, что наличие высшей меры свидетельствует о слабости власти, и 3,6% рассматривают это как признак растерянности общества.

Беларусь и Узбекистан остаются единственными странами на территории бывшего Советского Союза, продолжающими практику смертных приговоров. Обе страны до сих пор отказываются публиковать полную статистику числа смертных приговоров и осуществленных казней, чем нарушают свои обязательства в качестве членов Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе "предоставлять общественности информацию, касающуюся применения смертной казни". Власти Белоруссии и Узбекистана часто ссылаются на общественное мнение как ключевой аргумент, препятствующий введению моратория на смертную казнь в своих странах. Однако, не предоставляя достоверной информации населению относительно применения смертной казни, они препятствуют формированию действительно правдивого мнения. Кроме того, из-за несовершенных систем правосудия в этих странах вероятность судебных ошибок является очень высокой. Согласно имеющейся статистике, ежегодно в Узбекистане приговаривают к смертной казни около 200 человек. Ни в той, ни в другой стране смертная казнь не применяется в отношении несовершеннолетних, женщин, а также мужчин старше 60 лет.

Согласно законодательству, и в Беларуси, и в Узбекистане родственники приговоренного к смертной казни не информируются о дате казни, и им не предоставляется также возможность последнего прощания с близким человеком. Тело казненного не отдается родственникам для захоронения, и место захоронения не раскрывается. Секретность, окружающая смертную казнь, усугубляет страдания как самих осужденных, так и их родственников.

Однако нельзя не отметить те позитивные шаги, которые сделаны на пути отмены смертной казни в этих двух странах. Так, например, в решении Конституционного суда Республики Беларусь от 11 марта 2004 г. говорится, что превентивная роль смертной казни за серьезные преступления не может быть доказана. Суд указывает на то, что в период с 1994 по 1998 г. количество смертных приговоров в республике возросло, а число преднамеренных тяжких убийств, караемых смертной казнью, возросло также. В период 2002-2003 гг. количество смертных приговоров значительно сократилось, точно так же как и число убийств с отягчающими обстоятельствами. В настоящее время в Беларуси содержатся 3 человека, приговоренных к смертной казни. Власти Узбекистана подготовили план действий, касающихся смертной казни, включая рассмотрение практики отмены смертных приговоров в индивидуальных случаях на пленуме Верховного суда, разработку инструкций по информированию родственников лиц, приговоренных к высшей мере наказания в соответствии с международными нормами, представление проекта закона об изменениях и дополнениях к Уголовно-исполнительному кодексу в 2005 г.

Многие страны региона допускают депортацию людей в страны, где им грозит смертная казнь. Большинство депортаций осуществляются в нарушение международных договорных обязательств. Так, например, Россия депортировала двух человек в Таджикистан и Узбекистан, где оба были приговорены к смерти. Кыргызстан депортировал несколько человек в Китай и Узбекистан, где депортированные подверглись смертной казни.

На пути к всеобщей отмене

С 6-го по 9-е октября этого года в Монреале (Канада), состоялся второй Всемирный конгресс против смертной казни, организованный общественными международными организациями Ensemble contre la Peine de Mort ("Вместе против смертной казни") и Penal Reform International ("Международная тюремная реформа") при поддержке Всемирной коалиции против смертной казни.

Конгресс собрал более 1000 участников, среди которых были дипломаты, парламентарии, эксперты, юристы, судьи, ученые, журналисты и представители общественных организаций со всего мира. Место проведения Конгресса было выбрано не случайно. Во-первых, Канада является страной, отменившей смертную казнь 28 лет назад, а, во-вторых, расположена в непосредственной близости от стран, продолжающих широкое применение смертной казни (США, Куба, страны Карибских островов). Участники обсуждали стратегические подходы к отмене смертной казни по всему миру, а также вопросы экстрадиции граждан из одной страны в другую, где они могут быть подвергнуты риску вынесения им смертного приговора. В рамках работы конгресса обсуждались различные аспекты высшей меры наказания, среди которых были, например, такие:

"История отмены смертной казни в Канаде",

"Терроризм, международная юстиция и как судить террористов и диктаторов?",

"Существуют ли альтернативы смертной казни?",

"США: снижение количества выносимых приговоров к смертной казни и снижение случаев ее исполнения",

"Существует ли необходимость бойкотировать Олимпийские игры в Пекине в 2008 году из-за того, что китайское правительство казнило 7 человек?",

"Как сделать Евразию континентом без смертной казни?" и многие другие.

На конгрессе присутствовали люди, которые были приговорены к смертной казни в прошлом и ожидавшие ее исполнения в камерах смертников в течение нескольких лет. Все они позже были оправданы и освобождены. Многие из них стали членами различных организаций, выступающих за отмену смертной казни.

Среди участников были также родственники жертв. Одна из них сказала в своем выступлении: "Мы знаем по своему опыту, что месть в виде нового убийства - это не ответ на наше горе. Прежде всего нам, родственникам и семьям, необходима помощь и поддержка в примирении со своей потерей, в том, чтобы залечить сердечные раны и вернуться к нормальной жизни. И мы понимаем, что дополнительные смерти не помогут нам в этом".

Второй Всемирный конгресс против смертной казни принял заключительную Декларацию, в которой, в частности, говорится:

"...Сегодня смертная казнь признается как нарушение прав человека и жестокое, бесчеловечное и унижающее достоинство наказание. Конгресс подчеркивает фундаментальную важность ратификации международных и региональных договоров, которые запрещают использование смертной казни.

Конгресс приветствует Турцию, Бутан, Самоа и Сербию-Монтенегро в связи с недавней отменой смертной казни. Он осудил возобновление исполнения смертных приговоров в Ливане, Чаде, Индонезии и Индии и восстановление наказания в виде смертной казни в Афганистане и Ираке. Участники выразили сожаление по поводу сохранения смертной казни в 78 странах, особенно в Китае, Соединенных Штатах, Саудовской Аравии, Иране, Сингапуре, Гватемале и на Кубе.

Конгресс выражает озабоченность тем, что в борьбе против терроризма, как бы необходима она ни была, слишком часто и все больше полагаются на смертную казнь, в то время как международные уголовные юрисдикции не обращаются к смертной казни при преследовании самых серьезных преступлений. Недавние приговоры к смертной казни, вынесенные в Марокко и Индонезии, а также дела в Соединенных Штатах против лиц, подозреваемых в терроризме, являются признаками слабости и фундаментальной ошибкой.

Конгресс осуждает расовую, половую и экономическую дискриминацию, которая оказывает влияние на вынесение и исполнение наказания в виде смертной казни.

Конгресс вновь заявляет, что казни не в состоянии повлиять на боль и страдания жертв преступлений. Конгресс призывает все страны разработать соответствующие механизмы, которые были бы обращены на удовлетворение нужд жертв.

Конгресс одобрил четыре основные рекомендации:

- вынесение смертных приговоров и казни в отношении несовершеннолетних должно быть прекращено. Отмена смертной казни для несовершеннолетних - императивная норма в международном праве, которая должна применяться во всех странах;

- призвать всех представителей политических, юридических, деловых, журналистских и спортивных сообществ побудить власти Китая немедленно приостановить исполнение всех смертных приговоров. Подготовка к Пекинским Олимпийским играм 2008 г. предоставляет возможность оказания интенсивного и постоянного международного давления;

- так же как и на Монреальском конгрессе, движение аболиционистов должно укрепляться и развивать новые связи между американскими аболиционистами и международным сообществом для того, чтобы закрепить недавний прогресс, достигнутый на юридическом фронте и расширить дебаты по вопросу о смертной казни;

- страны-аболиционисты не должны депортировать и подвергать людей экстрадиции в те страны, где они рискуют быть приговоренными к смерти.

В сотрудничестве со странами-аболиционистами и при поддержке средств массовой информации конгресс призывает:

- аболиционистов всего мира - присоединиться к Всемирной коалиции против смертной казни, участвовать со всеми гражданами во Всемирном дне против смертной казни 10 декабря каждого года и поддерживать местные и национальные организации, а также всех тех, кто работает для отмены смертной казни;

- членов парламента - создать в своих ассамблеях группы по сбору и распространению информации и пропаганде отмены смертной казни;

- юристов - усилить поддержку своих коллег, которые защищают лиц, находящихся в ожидании исполнения смертного приговора, и осудить условия содержания и недостаточно эффективные процедуры, к которым имеют доступ эти заключенные;

- содействовать региональным процессам в поддержку отмены смертной казни в Азии, арабском и мусульманском мире, Латинской Америке и Африке, посредством конференций и пропагандистских кампаний;

- города по всему миру - участвовать в движении "Города против смертной казни", организованном Sant' Egidio, устраивая иллюминацию символических мест 30 ноября каждого года;

- аболиционистов в каждой стране - участвовать в подготовительной конференции к третьему Всемирному конгрессу против смертной казни, который будет подготовлен организацией "Вместе против смертной казни" в Стамбуле в июне 2005 г."

<Содержание номераОглавление номера>>
Главная страницу