Журнал "Индекс/Досье на цензуру"
Nota Bene
Анонсы и рецензии
Архив

Диссиденты Восточной Европы в слове и образе

Берлинская Академия искусств известна своим интересом к печатному слову. В Тиргартене, где она расположена, часто проходят выставки, связанные с новым книжным дизайном, шрифтами и вообще любым полиграфическим авангардом. Однако последняя выставка, организованная вместе с исследовательским центром Восточной Европы университета Бремена, получилась еще и с политическим оттенком: здесь показывали подпольные издания, выходившие в странах социалистического лагеря после второй мировой войны.

Для девяти разделов выставки, выстроенной как путешествие по островам ГУЛАГа, устроители избрали не хронологический или географический принцип, но тематический. Так же построен и каталог, выпущенный издательством Temmen (том Samizdat стал восьмым в серии "Документаций по истории культуры и общества в Восточной Европе", публикуемой под редакцией Вольфганга Айхведе).

"Призрак бродит по Европе - призрак прав человека", "Дискурс: жить не по лжи", "Издательства создают общественное мнение" (увы, это о польском и венгерском опыте, не о русском), "Другое пространство искусства", "У самиздата своя техника" - таковы разделы и книги, и выставки. Среди самых ценных ее (с точки зрения русского зрителя) экспонатов - оригинал записей Фриды Вигдоровой, сделанных ею во время второго процесса над Бродским, рукопись "Воспоминаний об Анне Ахматовой" Надежды Мандельштам, отпечатанные на машинке сборники и книги Варлама Шаламова, Евгении Гинзбург и Александра Солженицына.

Огромное впечатление производит польская часть экспонатов. И до совестких людей доходили, конечно же, слухи об огромной подпольной деятельности типографий "Солидарности", но что количество независимых издательств перевалило там к концу 70-х за 30, что одних лишь журналов издавалось более полусотни... Нет, очевидно, что в империи в каком-то смысле все же лучше жить в провинции - там голова явно была чище, и воздух лучше. И теперь уже не требует объяснений очевидный рывок, совершенный сегодня бывшими сателлитами СССР по Варшавскому блоку в деле приобщения к цивилизованным нормам. Все-таки общественная жизнь и Чехии, и Венгрии, и той же Польши даже в самые глухие годы отличалась от советской. И потому там сегодняшняя политическая элита, даже связанная с левыми движениями, поневоле несет на себе следы иных, не одних лишь советских традиций. А правозащитная деятельность в СССР, судя по всему, так и осталась, увы, уделом немногих. Следы ее просто затерялись на этих огромных, вечно подмороженных и подмораживающих просторах - вместе с логичными законами и благими пожеланиями правителей, оказывающихся бессильными перед плохими дорогами и колесящим по ним населением.

Подобная выставка впервые придумана и показана в Берлине, а не Москве. Впрочем, много ли зрителей посетило бы сегодня такую экспозицию у нас? Не случайно среди многочисленных авторов каталога мы встретим лишь имя одного соотечественника - Александра Даниэля. Даже об андеграундном искусстве 70-х текст написан немецким специалистом, Сабиной Хенсген. Текст хороший, и авторы подобраны отменные: Константин Звездочетов и Игорь Немухин, Эрик Булатов и Никита Алексеев, Илья Кабаков и Владимир Янкилевский. Их работы придают необходимое измерение печатному слову, создают тот фантастически-абсурдистский контекст, в котором и развивалась жизнь самиздата - архипелага, вроде бы удаляющегося от нас по времени, но все еще актуального, живого.

Алексей Мокроусов