Журнал "Индекс/Досье на цензуру"

Nota

Bene

Главная страница

События

Архив

Алексей Мокроусов

"СВОЙ ЧЕЛОВЕК": ЗАКУРИШЬ ТУТ ОТ ВОЛНЕНИЯ
История из жизни телевизионной цензуры в Америке

    Среди претендентов на "Оскара" (причем сразу по семи номинациям) в этом году был и снятый на основе реальной истории фильм режиссера Майкла Мэнна "Insider" ("Свой человек", на русском название фильма также порой переводится как "Отступник").
    Никаких "Оскаров" фильм не получил - равно как и другой претендент, чей сценарий основан на подлинных фактах - фильм "Ураган", рассказывающий о судьбе чернокожего чемпиона по боксу, отсидевшего более 20 лет в тюрьме из-за сфабрикованного расистами обвинения.
    Сценарий же "Инсайдера" построен на истории борьбы с табачными компаниями в Америке 1980-х. Популярная на CBS телепрограмма "60 минут", чьи сотрудники гордятся своей независимостью и неподкупностью, готовит передачу о том, как табачные компании преуменьшают вред, наносимый сигаретами. И отказываются при этом уменьшать содержание вредных веществ в своем продукте, поскольку тогда менее острым становится их вкус. Более того - руководители крупнейших американских компаний заявили об отсутствии такого вреда не где-нибудь, а под присягой, на слушаниях в конгрессе.
    Продюсеру программы Лауэлу Бергману (его роль играет Аль Пачино) удается привлечь к анализу ситуации Джеффри Виганда, бывшего вице-президента одной из таких компаний, B & W, не так давно уволенного под надуманным предлогом с работы (за эту роль Рассел Кроу удостоился премии лос-анджелесской ассоциации кинокритиков как лучший актер года). Узнав о контактах бывшего сотрудника с прессой, компания начинает его потихоньку травить, поначалу лишь обвиняя в попытках нарушить подписку о нераскрытии служебных тайн, затем угрожая лишить страховки его семью, а позже и просто прибегая к откровенному запугиванию. Виганду приходится согласиться на предоставление ему Бергманом специальной охраны. В результате Виганд решает дать интервью программе от собственного лица. Его бывший работодатель накладывает на это интервью судебный запрет, и "60 минут" появляется в эфире в усеченном виде: лицо говорящего скрыто, а текст его речи сильно купирован.
    В чем же дело? Руководство CBS обосновывает свою неожиданную цензуру сложностью правовой ситуации. Дескать, табачникам удалось раскопать немало страниц в биографии Виганда, которые и ставят под сомнение моральный облик свидетеля (в результате всех этих перипетий жена с детьми действительно от него уходят). Но Бергману удается выяснить истинные причины такого отказа. Выясняется, что руководство CBS готовит переуступку своих акций, и табачные компании причастны к этой покупке. В результате их недружественных действий весь высший менеджмент компании рискует не получить той астрономической прибыли, на которую рассчитывает. Сделанный им выбор предопределен финансовой зависимостью от тех, кто в действительности контролирует рынок информации. Миф о независимости СМИ рушится на глазах: формы воздействия на масс-медиа оказываются куда изощреннее тех средств, при помощи которых сама пресса влияет на массы.
    И в фильме, и в реальной жизни все кончилось относительно хорошо: все остались живы (хотя в 1995-м, когда происходит действие ленты, борьба между обществом и табачными баронами разгорелась не на шутку - каналу ABC даже пришлось публично извиняться перед Philippe Morris, о коем журналисты показали не самую лицеприятную программу). В "Нью-йорк таймс" с подачи все того же неугомонного продюсера появилась скандальная статья, ставящая под сомнение неподкупность телевизионщиков (а ничего более страшного с точки зрения американской прессы и вообразить нельзя). После этого ведущий "60 минут", вставший было на сторону начальства, принимает решение о полном показе интервью. К этому времени Виганд работает рядовым учителем в школе, а Бергман уже принял решение уйти с телевидения - но только дождавшись победы.
    В итоге суды различных американских штатов принимают решения об удовлетворении многомиллиардных исков наивных потребителей к производителям сигарет. Объемы продаж табака в Америке падают настолько, что даже Marlboro задумывается сегодня о покупке отелей и прочей "прочей деятельности": знаменитый брэнд, оцененный более чем в два миллиарда долларов, уже не приносит былой прибыли. Антитабачная компания была хоть и короткой, но куда более эффективной, чем десятилетиями длившаяся реклама мужественных ковбоев и прочих погибших от рака легких. Надежда осталась лишь на Россию и прочие вновь приобщившиеся к цивилизации страны, где курение по-прежнему не рассматривается как проявление дурного вкуса, и все готовы дымить за столом в ресторанах, даже не спрашивая разрешения у соседей. Впрочем, вся эта граждански выверенная позиция создателей "Своего человека" не помешала им безумно затянуть первую часть ленты, а рецензенту "Neue Zuercher Zeitung" задаться вопросом: фильм оплачен Disney, но если бы весь скандал разгорелся не на CBS, но принадлежащем "Диснею" канале ABC, стала бы кинокомпания такой фильм снимать? Да еще за 70 миллионов долларов?
    Журналисты ждали, впрочем, новых судебных исков в связи с выходом "Своего человека" - но табачные кампании в США уже напуганы, судя по всему, до немоты, и активность проявили одни телевизионщики: в "60 минутах" позицию фильма сочли односторонней, отражающей лишь точку зрения Бергмана (он выступил консультантом фильма). Но до угроз дело не дошло.
    Показательна и реакция российской печатной прессы (столь зависящей от рекламы табака) на картину: большинство рецензентов усмотрело в ней лишь странную борьбу одиночки с ветряными мельницами. А Лидия Маслова в "Коммерсанте" назвала фильм "занудной производственной драмой", не увидев в нем никаких общественно важных тем.
    И здесь не понятно, что за чем следует: то ли коллеги и впрямь убеждены, что скрытой цензуры в российских СМИ нет, то ли им уж так в головах все прочистили, что их ничего в кино, кроме экшна, и не интересует.

В начало страницы