Журнал "Индекс/Досье на цензуру"

Nota

Bene

Главная страница

События

Архив

ПОСЛАНИЕ К ЧЕЛОВЕКУ. ГЛАВА Х.
В Петербурге прошел очередной фестиваль документальных, анимационных и короткометражных фильмов.

В Петербурге прошел очередной фестиваль документальных, анимационных и короткометражных фильмов.

Нервным получилось обсуждение сегодняшнего дня российской документалистики на питерском фестивале "Послание к Человеку". Критики заявляли, что режиссеры не хотят ориентироваться на актуальный уровень мирового кино. Режиссеры отвечали тем, что не видят профессиональной поддержки и доброжелательности со стороны тех, кто об их творчестве пишет.
Поскольку сам я кино не снимаю, то поневоле оказываюсь среди тех, кто смотрит его (непредвзято).
Вообще-то первый вопрос, который задаешь себе: зачем люди это делают?
Посылы самые благие.
Не зря ведь "Послание к Человеку" провели в Петербурге уже в десятый раз. Он собирает документалистов всего мира, авторов короткометражных и анимационных фильмов.
Первый фестиваль состоялся в 1989 году, и тогда, посреди перестроечного шума и бума, когда все подряд становилось событием, он сумел не потеряться среди звуков нового времени. Едва ли не самым обсуждаемым стало тогда всесилие цензуры. Например, авторам одной из представленных картин запретили цитировать на экране персонажа, упоминавшего (в положительном контексте) имена Солженицына и Сахарова. Когда потекли крамольные кадры, режиссер сам встал за пульт управления и выключил звук.
Прошедшие годы показали, что говорить можно что угодно и сколько угодно: власти реагируют на это спокойно (тем, что вообще не реагируют). Итогом стало нивелирование гражданской позиции в обществе, мода на аполитичность. Как следствие, все дальше удаляются от злободневности и документалисты. Единственным исключением на фестивале 2000 года выглядел снимавшийся еще в конце 80-х фильм о годах опалы Ельцина - фигуры, воспринимаемой сегодня скорее трагикомически, чем героически. В других же работах - в том числе и получившей один из главных призов ленте Андрея Осипова "Занесенные ветром", о заброшенном поселке Шойну на берегу Белого моря в 600 километрах от Архангельска - метафорический образ России оборачивается набором очередных мечтаний на фоне удручающей реальности.
Повторяемость истории - таков едва ли не главный лейтмотив всей русской части "Послания к Человеку". Еще один фильм-лауреат этого года, "Революция на Урале" Андрея Анчугова, рассказывает о событиях последнего десятилетия языком кинохроники 20-х годов. Титры, извещающие о крахе коммунистического режима, сопровождаются сценами стачек и прочей политической активности народа. Которая завершается очередным кризисом - на сей раз уже "демократической власти".
Такие обобщенные картины, отслеживающие историю, а не судьбу отдельного человека, доминировали в Петербурге. По крайней мере, в главный конкурс не попали и были показаны лишь в информационной программе ленты, рассказывающие о конкретных судьбах.
"Лицо кавказской национальности" в столице (на самом деле - живущий в Москве грузинский композитор), или уличные дети, подъедающие за посетителями "Макдональдса" на Пушкинской мороженое и чизбургеры ("Щепки" Светланы Стасенко)- все прелести наших дней явлены urbi et orbi. Художественный уровень этих работ, правда, скорее телевизионно-публицистический, хотя авторы не стремятся к обобщениям, изначально ограничив себя, судя по всему, эскизными задачами.
Впрочем, такая ситуация невнимания к конкретным судьбам типична не только для России. Короткометражный игровой фильм француза Поля Рау "Ина" посвящен судьбе алжирской девочки, адаптированной французской семье. Отношения ее с новыми родителями складываются сложно - если не сказать, вообще не складываются. Непонимание, происходящее из разницы культур и неизбежной депрессии, охватывающей ребенка из стран Магриба при ежедневном контакте с новой родиной, приводит к критическим результатам. Задумываться о которых в европейских странах не очень-то и любят. По крайней мере, как сказал режиссер, реакции на его фильм в самой Франции не было никакой: проблемы адаптированных детей волнуют здесь немногих.
Поэтичный фильм Поля Рау, снятый с легким оттенком "хайтэка", тоже не получил награды на берегах Невы. Тон здесь задавали корифеи - например, Вим Вендерс с его "Buena vista social club", вспоминающим о музыкальном клубе докастровской Гаваны, или "Старик и море" недавнего оскароносца Александра Петрова. Вообще мультипликация начала оправдывать предсказания Чаплина о своем счастливом будущем. Сказка Жерома Бульбеса "Шахта" - о полете таинственного существа из недр земли к небу - становится аллегорией на тему движения и застоя, любопытства и повседневной тоски.
Но увы, в лучшем случае лишь работы знаменитостей могут оказаться доступными публике, остального не увидит никто, даже телезрители канала "Культура".

Кадры из фильма "Шахта"
(щелкните мышкой, чтобы увеличить изображение)

Виноваты ли в этом кинематографисты - конечно же, нет. Государство все еще доминирует у нас в сфере создания информационного пространства, и его отношение к проблемному искусству и проблемной журналистике хорошо известно.
Но и сами кинематографисты подвержены автоцензуре настолько, что не в силах, видимо, уже противостоять существующему порядку вещей.

В те же дни, когда проходил фестиваль, в одном из питерских институтов исключали двух студентов, работавших на "Яблоко" и отказавшихся давать сотрудникам ФСБ информацию об источникам финансирования этого политического движения.
Сомневаюсь, что когда-нибудь мне удастся увидеть эту историю на большом экране.

Алексей Мокроусов
июнь 2000 г.

В начало страницы