Index/Dossier

Андрей Уваров

Суд умывает руки

21 ноября 2000 г.

Перед военной коллегией Верховного суда РФ при рассмотрении кассационных жалоб и протеста по так называемому "делу Пасько" стояла очень простая с юридической точки зрения задача: оценить приговор и, с учетом того, что дело изучалось военной коллегией уже во второй раз и в течение длительного. около полугода, периода, вынести ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ вердикт по нему.

Для профессионалов, уверенных в своей компетенции и имеющих совесть, это решение не вызвало бы затруднений. У судей Коронца, Захарова и Петрачкова, похоже, вызвало. Они отправили дело на новое рассмотрение в тот же военный суд Тихоокеанского флота, только в новом составе судей.

Члены военной коллегии прекрасно знают уровень компетенции ВСЕХ судей ТОФ. Знают они и то, что суд этого флота возглавляет генерал-майор юстиции Сергей Волков, неоднократно критически и даже агрессивно высказывавшийся в адрес Пасько вскоре после приговора суда. При этом, кстати, сам Волков стал председателем, когда судебное расследование по делу уже было практически завершено.

То есть, дело направлено в заведомо предвзятый суд.

В определении военной коллегии сказано, что суд обязан провести ряд дополнительных экспертиз по документам, якобы изъятым у Пасько. При этом члены военной коллегии словно не заметили тех фактов, что документы, о которых идет речь, у Пасько на самом деле НЕ изымались, о чем свидетельствует протокол обыска. Не заметили судьи Верховного суда и того, что даже суд ТОФ признал ряд фактов фальсификации материалов уголовного дела. Не дана оценка судом и фактам явной подтасовки выводов суда ТОФ по результатам судебного расследования, о чем четко и конкретно высказались в своих кассационных жалобах Пасько и его защитники.

В очередной раз судьи откровенно проигнорировали мнение общественности. Обращения в адрес суда за подписями лучших и авторитетнейших людей России, по сути, были проигнорированы Захаровым и его коллегами.

Вывод напрашивается один: Верховный суд, точнее, его военная коллегия, неспособна к самостоятельному принятию решения в том случае, когда материалы дела ЯВНО свидетельствуют о необходимости вынесения ОПРАВДАТЕЛЬНОГО вердикта в отношении заведомо невиновного лица.

Вряд ли у кого есть сомнение в том, что на Тихоокеанском флоте такое откровенно трусливое решение высшего суда будет воспринято как команда к быстрой и циничной расправе с Григорием Пасько - за его статьи, за оправдание Никитина, за неудачную первую попытку осудить именно за государственную измену, за книги Пасько Очевидно сам Пасько недалек был от истины, сказав, что военная коллегия, по сути, вынесла ему смертный приговор. Еще древние говорили: осудивший невиновного сам становится преступником.

В этой ситуации достойны сострадания родные и близкие журналиста: им -то каково жить в постоянном страхе от того, что в любую минуту государство руками своих репрессивных органов может расправиться с невиновным человеком - мужем, отцом, братом Известно, что в прошлом году, едва дождавшись сына из тюрьмы, на 60-м году жизни скоропостижно скончалась мать Григория Пасько. У самого Григория после тюремного заключения военно-врачебная комиссия обнаружила несколько серьезных заболеваний. Справка об этом была предоставлена военной коллегии Верховного суда.

Но что им наши жизни? Предмет уголовного преследования и уничтожения - не больше.

Надо признать: шпионофрения в России - в зените. Никто не только не хочет, но, возможно, даже не думает ее останавливать. В принципе, только президент Путин мог бы хоть как-то повлиять на процесс деградации судебно-правовой системы и на необоснованные репрессии со стороны карательных органов. Но надеяться на него не позволяет очевидная мысль: сам-то Путин - выходец из этих же органов.

Пасько, к счастью, неоднократно доказал, что он мужественный человек. Он - борец по натуре. Он безусловно победит. так давайте же все, всем миром, поможем ему в этом. Помогая ему, мы так или иначе поможем и себе, и своим детям, и нашей многострадальной стране обрести когда-нибудь спокойное безгэбэшное будущеее.

Дело Пасько - 2