Index/Dossier

Репортаж от дверей суда (12 сентября)

ДЕЛО ПАСЬКО: ДЕНЬ ТРИДЦАТЬ ПЯТЫЙ

Суд над Пасько фактически завершен. Начали судить фальсификаторов. Полнейшая амнезия. Брат Васю не узнал брата Федю. Защита требует признать обыск незаконным.

Шок от катастрофы, потрясшей весь мир. Судейская бригада проходит в зал, в коридоре ходят два хмыря из ФСБ и понятой. Непрерывно слушаю сообщения радио, на глазах слезы. Понимаю, что сейчас в завалах мучительной смертью умирают люди. У меня в Америке друг, с которым я десять лет просидел за одной партой. Он часто бывает в Нью-Йорке. Жив ли, не хрипит ли сейчас в бетонной мышеловке? На фоне этой всемирной беды происходящее в здании суда видится особенным абсурдом. Кафке такое не могло присниться. Американские спецслужбы проспали террористическую операцию, которая готовилась много месяцев, в которой были задействованы сотни фигурантов. Местные, владивостокские рыцари плаща и кинжала вместо того, чтобы ловить настоящих шпионов, все силы сосредоточили на журналисте-экологе. Несомненно, Буш с треском выгонит начальников ФБР и ЦРУ. А вот кого выгонит Путин, полковник КГБ, после того, как Григорий Пасько будет оправдан? Мелкую сявку Егоркина? Парочку таможенников, которые задерживали Пасько?

Судебное заседание закончилось в 15.00. Итог его подвел адвокат Иван Палов:

- Сегодня весь состав защиты пришел к единодушному выводу - суд над Григорием Пасько закончился, начался суд над теми, кто фабриковал это дело. В судебное заседание опять были вызваны оперативные сотрудники ФСБ, которые участвовали в расследовании этого дела - Доровских, Алексеев, а также понятой Оноприенко, которого мы не смогли допросить в понедельник. Доровских опять было предложено дать объяснения, как в протоколе осмотра документов, изъятых в квартире Пасько, появились поддельные подписи, выявленные экспертом. Доровских упорно стоял на своем, сказал, что пояснить он ничего не может, уверял суд, что подписи принадлежат понятым, что никаких дописок в протокол он не вносил. Что все делал в рамках закона. Это - его право, стоять на своем, хотя никаких возражений против заключения экспертизы он не представил. Никаких возражений против того, что экспертиза была проведена объективно, он также не привел. У Доровских были взяты образцы его почерка для сравнения, судом назначена новая экспертиза, которая выявит дополнительные обстоятельства, свидетельствующие о каких-то новых фактах фальсификации. Защита уже перестала удивляться фальсификациям ФСБ. Это стало будничным, рутинным. Все дело в том, что каждое новое заключение экспертизы вытаскивает на Божий свет те обстоятельства, которые являются основанием для дополнительных экспертиз. И суд их назначает. Это превращается в цепную реакцию.

Оперработник Алексеев был вызван и опрошен по тем обстоятельствам, которые касаются проведения обыска. Он также ничего нового суду не сообщил. У этого фээсбешника тут же начались провалы в памяти, - то не помню, этого не помню. В результате суд понял, что у свидетеля совершенно внезапно появились признаки амнезии. Был еще допрошен и понятой Оноприенко. Он участвовал в осмотре изъятых на квартире Пасько документов. Оноприенко просто не узнал оперативника Доровских, с которым в течение двух дней осматривал вещдоки. Да они за эти два дня должны были братьями стать! Кроме того, Доровских утверждал, что протокол осмотра они составляли на 10 этаже здания УФСБ, а Оноприенко твердил - на 3 или 4. Доровских показывал - коробка с документами была одна. Оноприенко - коробок было несколько. Доровских - инструктаж в присутствии понятых проводил следователь Егоркин. А Оноприенко говорил, - не помню никакого Егоркина! У Оноприенко тоже были взяты образцы почерка, будет проведена экспертиза.

Сегодня же защита огласила в судебном заседании заявлении защиты о незаконности обыска. Это заявление будет разослано во все СМИ. Мы все время предлагаем обвинению высказать свои контраргументы. Обвинение молчит, как рыба об лед.

В пятницу, четырнадцатого сентября, предстоит сшибка адвокатов и экспертов, которые огласят свое заключение о том, секретны или нет документы, которые якобы были изъяты на квартире у Григория Пасько.

Виктор Терёшкин

Дело Пасько - 2