Index/Dossier

11 июля началось новое судебное заседание по делу Григория Пасько. К 10 утра у здания Тихоокеанского флотского военного суда собрались журналисты, встали члены Владивостокского комитета защиты Пасько с плакатами: "Григорий, ты - честный журналист!", "Нужны ли России честные журналисты?", "Здесь идет экзамен судебной системы России!", "Дело Григория Пасько - клин в добрососедские отношения с Японией!".

Журналистов допустили в зал суда - это случилось второй раз за годы, пока тянется "дело Пасько". Впервые открытое судебное заседание было проведено два года назад - заключительное - 20 июля 1999г., когда был оглашен приговор Пасько, и он был освобожден из-под стражи прямо в зале суда. Тогда суд решился на изменение статьи обвинения, подготовленного сотрудниками управления ФСБ по Тихоокеанскому флоту: статья "о государственной измене в форме шпионажа" оказалась не доказанной и была изменена на статью о превышении служебных полномочий. Приговор был обжалован как обвинением, так и защитой. Прокурор требовал отмены приговора по причине его мягкости и настаивал на прежнем обвинении. Адвокаты требовали полного оправдания Григория Пасько. После решения Военной коллегии Верховного суда РФ, отменившего приговор Военного суда ТОФ и вынесшего частное определения в адрес следствия, допустившего ряд нарушений и фальсификацию документов. С тех пор прошло трижды переносилось начало процесса - 22 марта, 4 июня, 20 июня.

Нынешнее судебное заседание ведет новый судья - Дмитрий Кувшинников, новый состав судейской коллегии, новый прокурор - Александр Кондаков.

Стоит отметить некоторые изменения в работе Тихоокеанского флотского военного суда. Прежде всего - открытое судебное заседание, в зал допустили журналистов.

В зале заседаний появился российский флаг - чего не было раньше. И судейская коллегия пришла в этот раз не в военной форме, а в судейских мантиях, как и положено всем российским судьям. Может быть, эти изменения коснутся не только внешних форм, но и сути дела? И суд будет судить не только по приказам и инструкциям Министерства обороны, но и по законам России?

Непривычная для этого зала толпа журналистов с телекамерами, фотоаппаратами и диктофонами заполнила помещение. Перед началом вопросы Пасько и защитникам - Анатолию Пышкину, Ивану Павлову, Александру Ткаченко.

Григорий Пасько: "стопроцентно уверен в своей правоте и победе. Если строго следовать закону, то у противной стороны нет шансов на победу. Хотя ожидать можно чего угодно. Уже есть приказ о моем увольнении - вчера состоялось очередное заседание гарнизонного суда, который принял решение об исключении меня из списков части. Уже состоялись два суда по моему заявлению об увольнении. Но пока идет суд - меня не увольняют".

Александр Ткаченко: Григорий уже два года на свободе и опять суд - нарушены все нормы следствия. И причем здесь Пасько, который будет опять под судом за несовершённое преступление? Но процесс будет бурным - это столкновение сторон. Считаю, что этот процесс над журналистом - это позор для России. Но если суд будет идти как положено - мы его выиграем.

Начало суда. Идут обычные формальные процедуры: представление участников судебного заседания, оглашение ходатайств защиты, подсудимого, прокурора. Григорий Пасько, заявивший об отсутствии у него обвинительного заключения, отказывается получить у судьи его копию: " Я не могу принять секретный документ, с которого не сняты грифы секретности, чтобы меня не обвинили в разглашении секретных сведений по статье 276... Я лишен допуска к секретным материалам." Пасько считает, что гриф секретности с материалов судебного обвинения должен быть снят вообще и документ должен быть доступен.

Сделал заявление Григорий и в ответ на вопрос судьи о доверии к суду: личного недоверия к составу участников процесса у него нет. Но есть недоверие именно к военному суду, подчиняющемуся приказам. "В абсолютную независимость военного суда я не верю".

Пышкин заявил ходатайство о необходимости наличия в деле частного определения Военной коллегии в адрес УФСБ по ТОФу по допущенным нарушениям и фальсификациям и отсутствии документов о принятых мерах. Пасько просит предоставить для ознакомления документы, переданные в штаб ТОФ следователем Егоркиным, и ходатайствует о вызове в суд свидетелем главкома ВМФ адмирала Куроедова. Павлов говорит о необходимости предоставить документы по японской телекомпании NHK. Ткаченко просит приобщить к делу протесты международных пен-центров. Судья предоставил слово по этим ходатайствам прокурору Кондакову, который высказался (наверное, естественно) против почти всех. Судейская коллегия после частых совещаний в совещательной комнате отклонила часть ходатайств, решила обратиться к японским гражданам (из телекомпании NHK), чтобы они приехали во Владивосток выступить свидетелями в суде, назначила экспертизы, не проведенные во время первого процесса, и вызвала дополнительно новых свидетелей, среди которых - три владивостокских журналиста.

Завершив необходимые судебные формальности, выслушав ходатайства, судья Кувшинников назначил проведение необходимых экспертиз, вызов новых свидетелей и объявил о принятом решении - проведении закрытых слушаний по делу. Процесс опять будет закрытым.

Дело Пасько - 2