Index Содержание

Наталья Сеина
"Литературная газета" N 15, 14 апреля 1999 года

"Дело Пасько" рассыпается, но не прекращается.

    Свидетелей по делу военного журналиста Григория Пасько, обвиняемого в государственной измене, запугивали, угрожали уголовной ответственностью, заставляли давать порочащие показания.
     Как заявили адвокаты Григория Пасько, некоторых свидетелей допрашивали по 10-12 часов, в том числе ночью. Один из них, журналист Юрий Ралин, как и Пасько сотрудничавший с японскими журналистами, полностью изменил свои показания в суде, заявив, что в ходе следствия на него было оказано давление. Подобным же образом поступили и некоторые другие свидетели.
     Сложилась парадоксальная ситуация: свидетели обвинения не только не подтвердили ни одного пункта предъявленного Пасько обвинения, но фактически высказались в его защиту, - считает адвокат Анатолий Пышкин.
     По мнению защиты, иначе и быть не могло, так как обвинение, предъявленное журналисту, надуманное. Ни один из допрошенных свидетелей не показал, что ему известно что-либо о шпионской деятельности обвиняемого, об ущербе, нанесенном государству или Тихоокеанскому флоту.
     Журналист содержится под стражей в течение 16 месяцев. Из них более пяти месяцев в одиночной камере. При этом он старается не терять бодрости духа, пишет стихи, прозу. Правда, порой Григория охватывает отчаяние, потому что конца "делу Пасько" не видно. Судить о ходе судебного расследования, проходящего за закрытыми дверями, можно только со слов защиты. Судьи военного суда Тихоокеанского флота от контактов с прессой отказываются. А защита убеждена, что судебный процесс строится таким образом, чтобы доказать вину Григория Пасько, а не определить истину. Тем не менее обвинение рассыпается на глазах. Защита рассчитывает на оправдательный приговор. Однако адвокаты прекрасно понимают, что для следствия оправдание Пасько было бы катастрофой. Если так случится, виновные в том, что человек больше года провел в изоляции, должны понести наказание. Между тем должностные лица, санкционировавшие "дело", продвинулись по службе. Кто-то уже в Москве, у других увеличилось количество звездочек на погонах. Поэтому, считают адвокаты, статью для Пасько найдут или, скорее всего, направят дело на доследование. Это самый надежный способ его "похоронить".
     Будет ли в этом случае Григорий Пасько освобожден из-под стражи или ему придется по-прежнему томиться в следственном изоляторе? - спросила корреспондент "ЛГ" у адвоката А. Пышкина.

    - До сих пор суд отметал все попытки защиты изменить Пасько меру пресечения. В военный суд Тихоокеанского флота поступило около тысячи заявлений от правозащитных организаций и общественных деятелей США, Канады, Англии, ФРГ, Японии, из других стран с просьбой освободить журналиста из-под стражи. Все напрасно. В то же время известны случаи, когда под залог освобождаются лица, неоднократно судимые, проходящие по делам об убийствах.

    - Но ведь дело можно направлять на доследование не один раз. Ограничивает ли закон срок, в течение которого человека без приговора суда можно содержать под стражей?

    - Время следствия ограничивается полутора годами. А за судом дело может числиться практически бесконечно.