Журнал "Индекс/Досье на цензуру" 

Татьяна Милачева

Гражданские организации: между властью и обществом

Т. Милачева – журналист

Сейчас, в начале XXI века, уже, кажется, все поняли важность построения гражданского общества. Однако сколько бы разговоров на эту тему ни велось, сама собой демократия развиваться не будет. Для этого нужно прилагать определенные усилия, понимая, что «рецепта» создания идеального общества, применимого ко всем странам, просто не существует.

Так как само понятие гражданского общества подразумевает определенную автономию от власти, то на сцену выходят гражданские организации, находящиеся вне власти и бизнеса. Это негосударственные организации, объединяющие людей, готовых к решению своих и чужих проблем преимущественно своими силами. Идея бескорыстного служения обществу и людям трансформировалась за несколько веков, но не потеряла своей сути – работы ради людей, на благо общества в целом.

Положение гражданских организаций в нашем современном обществе можно охарактеризовать как промежуточное. Они, в отличие от государства, лишены политической власти и, в отличие от бизнеса, не ставят своей целью максимизацию прибыли. Сообщество таких организаций, безусловно, обладает влиянием, но говорить о его независимости и партнерских отношениях с государством пока рано. Если во многих европейских странах уже давно существует культура взаимоотношений власти и гражданских организаций, то у нас до этого еще далеко. Сохраняется ощущение не партнерства, а противостояния. Кстати, подобная ситуация наблюдалась во взаимоотношениях российской интеллигенции и государства. Отношение интеллигенции к власти, как и власти к интеллигентам, всегда было если не оппозиционным, то весьма настороженным. И этому есть много причин. Это как внутренняя самостоятельность: интеллигенты не готовы верить всему, что говорит правительство, а принимаемые ими решения не зависят от обстоятельств, диктуемых властью. Государство же во все времена было заинтересовано в распространении контроля над всем населением без исключения.

Сейчас гражданские организации представляют собой реальную силу, они могут как развиваться с государством в одном направлении, так и вступать в конфронтацию. Они доказали, что способны успешно действовать там, где государство не проявляет необходимой активности. Кстати, такая тенденция наблюдается и во многих других странах. Неполитические объединения в ряде случаев успешнее, чем государство, решают проблемы в сфере образования, науки, культуры, соблюдения прав человека.

Шагом в сторону гражданских организаций можно назвать организованный по инициативе Кремля «Гражданский форум» 2001 года – всероссийский съезд общественных организаций. Однако большинство участников сошлись во мнении, что правительству скорее хотелось понять, с какими организациями можно наладить отношения, а с какими это сделать невозможно, так как они будут продолжать настаивать на своей независимости. Не исключено, что через несколько лет полноценный диалог с Кремлем все же получится. Пока же представители многих гражданских организаций уверены, что правительству важнее понять, не как с ними взаимодействовать, а как их лучше контролировать.

Явным доказательством того, что нашей власти гражданские организации небезразличны, стали изменения в Налоговом кодексе. Теперь к неполитическим объединениям предъявляются еще более жесткие требования, касающиеся состава участников и отчетности. Ранее правительство утвердило перечень видов деятельности, гранты на которые освобождаются от налогов. Теперь гранты на развитие гражданского общества, правозащитную деятельность, социальную работу и другие направления, не вошедшие в перечень статьи 251 Налогового кодекса облагаются налогом на прибыль. Кроме того, было сокращено более чем в 8 раз число международных организаций, гранты которых не подлежат в России налогообложению. Поправки в законодательстве в первую очередь нацелены на то, чтобы сделать деятельность организаций как можно более контролируемой, подотчетной, в частности – отслеживать зарубежное финансирование организаций, к которым власти относятся с подозрением.

Если вспомнить прошлые годы, то в начале 90-х значительная часть организаций финансировались иностранными фондами. Сейчас же средств из-за рубежа поступает гораздо меньше, а после изменений в Налоговом кодексе они сократятся в еще более значительной степени. На данный момент гражданские организации финансируются за счет российского бизнеса, государства и безвозмездных пожертвований граждан. Очевидно, что государство спонсирует выборочно и только тех, кто проявляет ей явную лояльность.

Важнейшим же условием устойчивости гражданских организаций является поддержка населения. Однако лишь небольшая его часть верит в возможность эффективной защиты своих прав и интересов. Различные социологические опросы подтверждают низкий уровень осведомленности о негосударственных объединениях. Многие люди не представляют, что деятельность гражданских организаций включает десятки направлений и не ограничивается только правозащитной сферой. Помимо таких крупнейших сетевых организаций, как «Мемориал» и Московская Хельсинкская группа, существуют еще тысячи мелких, о которых многие ничего не знают.

Одновременно далеко не все организации умеют и знают, как представлять результаты своей деятельности и как эффективнее использовать технологии продвижения общественных интересов. Для этих целей в 2007 году был организован проект по продвижению общественных интересов гражданскими организациями. Партнерами в этом проекте выступили Американский фонд развития и Международный фонд со штаб-квартирой в Москве «Интерлигал». Проект осуществляется с участием общероссийской коалиции общественных объединений «Мы, граждане!», которая строит свою работу через сети региональных общественных лидеров. В ходе проекта была оказана поддержка более 150 общественным публичным кампаниям по продвижению и защите общественных интересов. Причем выделяемые средства предназначались исключительно на компенсацию расходов региональных организаций на печатную продукцию для общественных кампаний: издание плакатов, открыток, листовок, брошюр, изготовление маек, буклетов, значков, других носителей информации о целях и смысле проводимых гражданскими организациями публичных акций.

В числе основных задач, помимо обучения неправительственных организаций (НПО) в сфере продвижения общественных интересов, было также повышение доступности образовательных ресурсов. Это подразумевает издание учебно-методических пособий для НПО по проведению кампаний, а также организацию тренингов. В рамках проекта также создается «виртуальный ресурсный центр по публичным акциям», представляющий собой Интернет-портал. По плану организаторов проекта, этот ресурс поможет всем заинтересованным гражданским организациям познакомиться с опытом друг друга, а консультантам-юристам даст площадку для проведения правовых и организационных консультаций, обсуждении типичных ошибок. К сожалению, пока не все гражданские организации осознают возможности Интернета, которые можно использовать для оперативного распространения информации и обмена опытом.

Организаторы проекта ставят и еще одну задачу: улучшение взаимодействия между самими НПО России. В силу огромной территории нашей страны и слабости всех видов коммуникаций, социальные связи, даже между организациями из соседних регионов, либо отсутствуют, либо очень слабы. Проект охватывает своими семинарами все семь федеральных округов, уделяя значительное внимание тому, чтобы в составе участников оказалось представлено как можно больше разных городов и регионов. В большинстве случаев проблема заключается в сложности и стоимости транспортных коммуникаций, а также – в нахождении серьезных поводов для встреч загруженных своей работой лидеров и в отсутствии необходимых площадок для обучения активистов.

При этом очевидно, что более тесное сотрудничество организаций могло бы служить им на пользу. В первую очередь имеется в виду передача накопленного опыта и отработанных технологий успешного гражданского действия. Если люди, решившие проблему точечной застройки у себя во дворе, пойдут и помогут соседнему двору, столкнувшемуся с точно такой же проблемой, то это и есть «передача технологий гражданского действия». А если мыслить шире, то организация, успешно работающая на определенной территории, вполне могла бы помочь «начинающей» организации соседнего региона, поделиться «секретами успеха», рассказать местным активистам об ожидающих их «подводных камнях», помочь избежать уже знакомых ошибок.

Так как фонд «Интерлигал» поддерживает сравнительные исследования в области права и политической науки, участниками проекта были подготовлены аналитические материалы. На проводимых семинарах из цикла «Публичный интерес в публичном пространстве» и тренингах получилось объединить опыт академических исследований и мнения лидеров гражданских акций в общее «экспертное пространство». Жаль, что в реальной жизни эти круги почти не пересекаются.

Таким образом, анализ данных по итогам проекта помог понять, кто именно выступал инициатором проведения публичных общественных кампаний в регионах: местные общественные объединения, филиалы региональных или общероссийских организаций или отдельные инициативные группы граждан. Результаты оказались несколько неожиданными. Судя по собранным заявкам и по прошедшим обучающим семинарам, именно незарегистрированные инициативные группы (ИГ) играют все более важную роль при проведении современных публичных кампаний по продвижению и защите общественных интересов. Координаторы проекта в регионах поделились наблюдениями, что инициативные группы чаще всего оперативно самоорганизуются вокруг конкретной проблемы, они действуют независимо и зачастую готовы сами финансировать свою деятельность, не прибегая к поиску грантов или спонсоров. Такие группы активистов чаще всего носят локальный характер, и инициатива обычно идет снизу. Однако ИГ нередко распадаются после того, как решают свои задачи. Как выяснилось в ходе проекта, значительная часть кампаний инициативных групп была направлена на решение проблем в сфере жилищных условий. Также многочисленными оказались инициативы в области защиты детей от всех форм дискриминации и жестокого обращения, экологические инициативы, благоустройства территорий.

Шота Какабадзе, вице-президент фонда «Интерлигал», адвокат, доцент кафедры публичной политики ГУ-ВШЭ, подчеркнул важность самого опыта самоорганизации граждан, а особенно успешной самоорганизации, когда их совместные действия привели к маленькому, но общему успеху. Такие успехи, особенно если их закрепить обсуждением, осмыслением, системным образованием, постепенно приводят к закреплению организационной структуры актива организации, что очень важно. Это, в свою очередь, постепенно выстраивает систему разделения ролей и обособления функций активистов в каждой такой инициативной группе и из нее постепенно выстраивается устойчивый институт гражданской самоорганизации, отметил он на одном из семинаров из цикла «Публичный интерес в публичном пространстве», проходившем в Государственном университете – Высшей школе экономики.

Для понимания целей гражданских организаций важно представлять спектр тех вопросов, которыми они занимаются. Анализ чуть менее двухсот кампаний, проведенных в рамках проекта фонда «Интерлигал», показал широту интересов гражданских организаций. Проводимые акции отличаются по характеру, масштабу, но в большинстве случаев они отражают общественные настроения и общую ситуацию в регионе. К примеру, сразу после введения комендантского часа в Краснодарском крае несколько новороссийских общественных организаций подали заявки на проведение кампаний. Правозащитники добивались как отмены частей 2–6 статьи 3 и статьи 15 Закона «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних в Краснодарском крае», так и прекращения незаконной практики привлечения работников бюджетной сферы к ночным дежурствам. Кстати, больше всего заявок, присланных для участия в проекте, касалось детей и молодежи. Также существенное количество предложений по проведению кампаний были направлены НПО, работающим в правовой сфере и занимающимся просвещением в области прав человека.

Гражданские организации заинтересованы в этнокультурных, национальных кампаниях, решающих проблемы этнических меньшинств и мигрантов. Среди прочих можно выделить группу по вопросам сохранения здоровья. Это различные акции, особенно на юге страны, нацеленные на предупреждение распространения ВИЧ-инфекции, снижение числа людей, страдающих алкогольной, наркотической зависимостью. Целый ряд кампаний направлен на продвижение интересов социально не защищённых слоев населения, в том числе пенсионеров и инвалидов. Значительное место среди заявленных инициатив заняли кампании по экологической тематике. Поэтапной, продуманной и хорошо структурированной была организована коллективная кампания сразу нескольких экологических организаций против планов строительства Балтийской атомной электростанции в Калининградской области. Федеральные власти, в чьем ведении находится вопрос строительства, пока еще не приняли окончательного решения, и на этом этапе особенно важно, что большая часть местного населения выступает против ее строительства. Гражданская организация Калининграда «Экозащита» в первую очередь привлекла внимание студентов благодаря открытым семинарам в университетах. Если активистам удается по-настоящему заинтересовать молодежь, то можно считать, что они находят поддержку среди активной части населения. Представители гражданской организации рассказывали о возможных последствиях появления АЭС в их регионе, приводили научные факты и статистику. Желающие могли заполнить открытку на имя Президента РФ, подтверждающую их несогласие со строительством АЭС. Кроме того, члены гражданской организации выпустили значки, футболки, наклейки на ноутбуки с надписью «Балтийская АЭС? Спасибо, не надо!». Подобные акции были организованы не только в Калининграде, но и в других регионах области, иногда они носили характер флешмоба. В итоге к осознанию последствий строительства АЭС в регионе присоединяется все больше людей, кампания ширится уже независимо от проекта, люди в области хотят сами влиять на решения, принимаемые по поводу условий их будущей жизни.

Президент фонда «Интерлигал» Нина Беляева на одном из семинаров «Публичный интерес в публичном пространстве» подчеркнула, что сравнивать кампании, прошедшие в рамках проекта, очень трудно: часто они несопоставимы и по масштабам, и по целям, которые ставят организаторы. При этом важно, что все участники региональных кампаний на своем опыте начинают понимать, что разовые акции протеста не приносят результатов. По итогам протестов, привлекших внимание властей, необходимы общественные слушания, просвещение более широких групп актива и населения в целом, распространение листовок, что в перспективе приведет к возможности изменения законодательства.

Исследователи по проблемам гражданского общества и гражданского участия отмечают необходимость создания обучающих программ для гражданского актива на уровне городов и областей. При этом важно научиться передавать накопленный опыт и демонстрировать результаты успешных акций. Часто получается, что о проведенных кампаниях знают только сами их участники и те люди, которым они помогли. Следовательно, надо учиться преподносить материал для СМИ, заинтересовывать широкую публику. К сожалению, многие организации не обладают умением самопрезентации. В такой ситуации в публичном пространстве остаются заметными либо очень крупные организации, либо те, которые умеют поддерживать креативность в своей деятельности, привлекать к себе внимание СМИ. Отсюда – простой вывод: всем работающим в сфере гражданского участия нужно помнить, что им нельзя останавливаться в развитии, необходимо постоянно искать новые, яркие и убедительные методы работы с гражданами, применять новые эффективные технологии.