Александр Кулешов

Дело котляр

А. Кулешов - журналист (г. Архангельск).

Архангельск и Архангельская область всегда отличалась спокойствием и толерантностью к тому, к чему в центральной России такого отношения не наблюдалось. Жителей севера часто называли "замороженными", на что они и не обижались. Тихонько бунтовали учителя и медики, выбивая из государства зарплату в середине 90-х, еле слышно роптала пожарная охрана года три назад, когда объединялась с МЧС. На северодвинских нацболов смотрели с улыбкой, когда те устраивали свои невинные, но яркие акции. Немногочисленные члены РНЕ каждое воскресенье совершенно напрасно раздавали свою литературу, так и не сумев за много лет привлечь на свою сторону хоть сколько-нибудь сочувствующих горожан. Только в лихие постперестроечные годы центральный городской рынок расписывали нелицеприятными призывами: "Режь чурок!", но и то напрасно, поскольку не нашлось в народных массах отклика и поддержки этому восклицательному знаку.

Ненцы и таджики, грузины и армяне, татары и украинцы жили в славном северном городе душа в душу, поминали с горечью Советский Союз, когда границы республик пересекались так же незаметно, как границы районов и городов. Так бы и жили в мире и согласии. Нет-нет, не случилось никакой "Кондопоги", не пошли стеной друг на друга народы юга и севера. Но что-то случилось в городе Архангельске. И это "что-то" изменило нас, заставило испытывать какое-то странное внутреннее напряжение при виде человека, сильно отличающегося внешне от привычного "русского" обличья.

 

В 2003 году впервые архангелогородцы услышали фамилию Донской. Хозяин и по совместительству директор крупной торговой сети ни с того ни с сего заявил свою кандидатуру на пост губернатора области. Эксперты дружно нарекли его "технической кандидатурой" и успокоились, не придавая особенного значения громким заверениям навести наконец-то порядок на улицах, чистоту в домах, душах и разогнать улей коррупционеров. Прошли губернаторские выборы. Победу одержал другой "технический кандидат", сыграв, по сути, на безальтернативности и протестном голосовании. Но Александр Донской не успокоился. До выборов мэра областного центра оставался ровно год. Весь этот год на северян обрушивались потоки густого пиара. И рейтинг Донского быстро пошел в гору.

Тут на свою беду в Архангельск вернулись цыгане-котляры, жившие в городе около двадцати лет назад. А в пиар-комплексе Донского не хватало как раз "национального вопроса", ставшего очень популярным в последние годы. В августе 2003-го табор обвинили в торговле наркотиками, воровстве детей и страшном гипнозе. "Правда Севера", самое популярное на то время издание, громко сообщало, что цыган выгнали из Волгограда именно за торговлю наркотиками. Почему не пересажали преступников волгоградские правоохранительные органы, не сообщалось. Некий депутат областного законодательного органа Харин и его коллега Белокоровин, до того руководивший местным рынком, стали часто выступать со страниц газет с обвинениями в адрес новых соседей. Именно соседей. Ведь землю под застройку прежняя муниципальная власть дала цыганам аккурат рядом с особнячками депутата Белокоровина на краю города. Местечко заболоченное, грязноватое, быстро осушилось и проросло новенькими деревянными домишками котляр.

К тому времени когда появилась первая проверенная информация о цыганах, Донской уже катился на национальной волне, пообещав горожанам избавиться от цыган, чего бы это ему ни стоило. Кстати, первой сообщила о том, что наркотического шлейфа за цыганами не тянется, та же "Правда Северо-Запада". Чуть позже областной еженедельник "Поморье" писал, что региональный госнаркоконтроль получил от волгоградских коллег ответ на соответствующий запрос. Цыганский табор во главе с бароном Хулупием Гомоном в наркоторговле не замечен, в оперативных разработках не значится, говорилось в официальной бумаге.

Малограмотные цыгане на опровержениях лживых статей не настаивали. Охотно пускали к себе журналистов, рассказывая о житье-бытье и своих малопонятных и порой кажущихся дикими традициях, за что часто были наказаны все теми же лживыми статьями в прессе. Александр Донской благополучно стал мэром города в марте 2004-го. Забывать о предвыборных обещаниях новоиспеченному градоначальнику не хотелось. Юристы городской администрации взялись за работу.

Прежняя городская власть, разглядев в котлярах, бывших когда-то знаменитыми лудильщиками, дешевую рабочую силу, намеревалась дать им большой подряд на изготовление мусорных баков. Архангельск из года в год утопал в грязи, и проблема элементарных мусорных урн действительно стояла остро. Соответственно, без особых проблем цыгане сумели получить многочисленные подписи на согласованиях. Было получено одобрение на проводку электричества в будущий поселок, воды и прочих радостей цивилизации. Дело оставалось за малым: подать проект застройки и получить разрешение на возведение жилья. Но цыгане ждать не стали. Временные деревянные домики выросли за несколько недель, что, конечно, не соответствовало закону. Зато соответствовало здравому смыслу. На дворе стояла осень, а цыгане, напомню, уже жившие когда-то на севере, прекрасно понимали, что такое архангельская зима и что никакие шатры от лютых тридцатиградусных морозов их не спасут. Подай цыгане проект до выборов и получи заветную подпись, юристам в этом деле уже ничего не светило бы. Но выборы прошли, новая власть, следуя обещаниям избавиться от цыган, ничего подобного не позволила бы. Мэрия подала два иска в суд: первый - с требованием снести самовольно построенный поселок и второй - об отмене регистрации цыган, полученной якобы незаконным путем. В цыганском поселке к тому моменту уже прописались 48 человек, а проживало более ста.

Адвокат Маргарита Голенищева, защищавшая цыган в судебных процессах, отмечала, что "городские власти признали свои ошибки, когда согласовывали предоставление земли, они действительно не произвели многих процедур, в то время как цыгане со своей стороны сделали все, чего от них потребовали".

Почти год длилась судебная эпопея, к которой подключились и правозащитники центра "Мемориал". Были организованы "круглые столы" с участием правозащитников и представителей власти. Мэр города Александр Донской побывал на одной такой встрече и, как заведенный, повторял одно и то же: "Цыгане не умеют заниматься хорошими делами. Если решение вопроса об их выселении через суд затянется, надо приставить к ним милиционера. Надо создавать им проблемы, раз они создают их нам. И так с наступлением весны возле школ оттаивают шприцы". Только за одно это высказывание градоначальника можно было подавать в суд. Да не в наш, российский, а в самый что ни на есть Европейский.

 

Господин Донской обвинял цыган и в попрошайничестве. Хотелось бы, чтобы горожане спросили у своего мэра: "Почему власть интересуют именно цыгане-попрошайки? Почему вечный бомж, обретающийся у одной из гостиниц в центре города, накопивший, по слухам, уже на вторую квартиру, не вызывает отвращения у мэра? Старики с гармонями и без оных у центрального рынка? Русоволосые дети почти в каждом магазине? Старушка у железнодорожного вокзала?" Выгонять этих людей из города Донской не стремился, как не стремился выгнать и цыганок, приезжающих ежедневно из города-спутника Новодвинска и гадающих горожанам. Не был обращен взгляд мэра и на таджикских цыган-люли, мерзнущих на снегу с детьми разного возраста. Нет, мэра интересовали именно эти, способные заработать и желающие учиться.

Впрочем, работать и учиться у них тоже не очень получалось. Зачем работодателю брать человека на работу, заведомо зная, что вскоре он уйдет? Ведь пропаганда уже донесла до каждого жителя весть о судебных делах. Изгнание табора считалось делом уже решенным, поэтому на работу котляр не брали. Некоторые дети начали учиться. В школе, спасибо все той же пропаганде, им приходилось нелегко. Мракобесие родителей легко передается детям.

На том "круглом столе" присутствовали и правоохранительные органы. Люди в серой форме знают, что цыгане-котляры крайне редко занимаются наркоторговлей и считаются отличными плотниками, строителями и сварщиками. А переезжают из города в город каждые лет 30-40 просто потому, что кочевой образ жизни у них в генах. Это как русскому водку пить. Но люди в погонах прекрасно понимали: им с этой властью жить, а потому и позиции свои слегка сдали.

"Мы надеялись договориться о юридически верной процедуре выделения земли, то есть отмене неверного постановления и вынесении нового, с утвержденным планом застройки, - комментировала ход событий правозащитник "Мемориала" Стефания Кулаева. - И продолжим отстаивать этот единственно разумный вариант действий. Изгнание табора будет связано с нарушением международных правозащитных норм. Об этой сложной ситуации в вашем городе уже оповещен Консультативный комитет по правам национальных меньшинств при Совете Европы". Договориться не удалось.

В конце концов суд признал постройки цыган незаконными. Мэрия получила право на снос времянок. Когда отдел мэрии города оказался завален письмами и обращениями российских и международных правозащитников, травля цыганского табора усилилась. Появлялись все новые и новые статьи в газетах, репортажи на телевидении. И цыгане не выдержали. По одной из версий, табор настоял на встрече барона с мэром города, и встреча состоялась. Барон заявил, что табор готов уехать, получив предварительно компенсацию своих затрат. Сошлись на трех миллионах рублей. Правда, котляры получили много меньше, что-то около 300 тысяч и вагон в поезде, оплаченный городской администрацией. Летом 2006-го цыганский табор покинул Архангельск. Что примечательно, отъезд цыган назначили именно на тот день, когда северодвинское Северное машиностроительное предприятие должно было принимать министра обороны РФ Сергея Иванова. Новость о депортации цыганского табора утонула в госпропаганде...

 

Вопросы толерантности властей и жителей города к цыганам вышли за пределы региона. Был создан общественный Совет по данной проблеме при Уполномоченном по правам человека в РФ В.П. Лукине, свою отрицательную оценку событиям в Архангельске дал в своем международном докладе Институт "Открытое общество". Ранее свои предложения по решению "цыганского вопроса" мэру Архангельска Александру Донскому направила Уполномоченный по правам человека в Архангельской области Надежда Ахраменко. В частности, в обращении Ахраменко говорилось: "Александр Викторович, к сожалению, Вы проигнорировали мое Заключение "О нарушении ст. 27 Конституции РФ в проблеме проживания цыган на территории г. Архангельска", направленное в июле 2005 года, оставив его без ответа, и, судя по публикациям в СМИ, продолжаете политику национальной непримиримости и дискриминации национальных меньшинств, которыми в данном случае являются цыгане.

Таким образом, Вами нарушены статьи 27 и 40 основного закона страны - Конституции Российской Федерации, которые прямо указывают на право гражданина России выбирать место своего пребывания и жительства, дают право каждому гражданину России на жилище и предписывают органам государственной власти и местного самоуправления создавать условия для осуществления этого права. <...>

Полагаю, что "цыганский" вопрос явился продолжением Вашей предвыборной борьбы. Дав обещание избирателям в том, что цыган в городе не будет, Вы твердо идете по выбранному пути их притеснения..." Далее в письме предлагалось пойти на компромиссы и решить проблему цыган мирным путем. Мэр на примирение не пошел.

 

Международная организация "Европейский Центр по защите прав цыган" и российская правозащитная организация "Московская Хельсинкская группа" напоминали властям города о том, что их действия нарушают целый ряд российских и международных норм:

- Всеобщей Декларации прав человека;

- Конституции Российской Федерации (статьи 27 и 40);

- Международного Пакта об экономических, социальных и культурных правах, государством-участником которого является Российская Федерация.

 

Позже, когда цыганские дома уже опустели, Уполномоченный по правам человека в РФ Лукин отмечал, посещая Архангельск, что "изгнание цыган проблема не исчерпанная, как считают многие, мы продолжаем работать над этим". Следует ли понимать эти слова как возможность привлечения Донского к ответственности? Лукин не уточнил.

 

Гитлер и Сталин были кровавыми палачами. Вместе они уничтожили не менее 50 миллионов человек, из которых не менее 7 миллионов были евреи. Они, каждый по-своему, преследовали эту нацию, и не было евреям спасения. Теперь в нашей стране такие выходки, казалось бы, не пройдут. Так же думали и более полувека назад. Вчера евреи, сегодня цыгане, завтра... Не стоит зарекаться.

 

Что же изменилось в сердцах архангелогородцев за последние годы? Благодаря случившемуся стало как-то стыдно называть себя человеком толерантным. Да и слово само произносится уже с натяжкой. Журналисты продолжают спорить между собой о цыганах. Националистически настроенные граждане воспряли духом, теперь они не без гордости поддерживают мэра Донского. По иронии судьбы, бывший главный редактор газеты "Правда Северо-Запада" осужден на год поселения за клевету (правда, за публикацию, никак не связанную с цыганами), а мэр Донской заявляет о выдвижении своей кандидатуры уже в президенты РФ и одновременно обвиняется прокуратурой Архангельской области в использовании фальшивого диплома о высшем образовании. Новодвинские цыгане по-прежнему гадают, люли просят милостыню. Дети последних часто гибнут от простудных заболеваний, но женщины рожают много, и всегда их сопровождают маленькие, печальные детишки.

 

Архангелогородцы вынесли из этой истории нечто страшное - скрытый фашизм, нетерпимость к другой нации и равнодушие к откровенному произволу, а может быть, даже геноиду. На поверхность вылезло, простите, то самое, что не тонет в воде, а по весне вылезает из-под снега. Мы полагали, что мы терпимы, толерантны. И это действительно так: мы спокойно стерпели издевательства над цыганским табором и его изгнание, стерпели ложь городских властей и собственный позор в глазах международной общественности. Чем наше терпение отзовется в будущем?

 

Вряд ли чем-то хорошим, для нас же самих...