Алексей Малашенко

Каким нам видится ислам

Подавляющая часть россиян судит об исламе по:
- действиям религиозных экстремистов,
- конфликтам с участием мусульман;
- осевшим по всей России мигрантам.

Мало кто открывал Коран, зато каждый читает газеты и смотрит телевизор, на экране которого правоверные упоминаются чаще всего в связи с терактами, войнами и спецоперациями на Северном Кавказе.

СССР и Россия в общей сложности почти четверть века воюет с мусульманами. Конкретный внешний враг в массовом сознании представляется афганским муджахедом, кавказским боевиком. И нынешнее поколение ветеранов вправе называть себя "ветераны мусульманских войн".

У граждан выработалось несколько стереотипов мусульманина - бритого наголо, бородатого человека с автоматом; террориста в маске; жуликоватого дельца. Все они агрессивны, безжалостны и с презрением относятся к русскому обывателю. Правда, есть еще приехавший из Центральной Азии на заработки и нещадно эксплуатируемый на стройках "убогий мусульманин" в спортивной шапочке вместо тюбетейки. Этот не вызывает неприязни, но нет к нему и сочувствия, и тем более сострадания.

Отношение к исламу вписывается в общий контекст ксенофобии, которая в первой половине 1990-х выглядела скорее темным облаком на демократических горизонтах общественного сознания и считалась рудиментом посттоталитарного мышления, зато спустя десять лет превратилась в его системообразующую часть. "Россия - это мононациональное государство русских по всем писаным и неписаным законам человечества, по всем международно-правовым нормам... Мы, русские, не хотим считаться ни с какими малыми народами" [1].Сие высказывание, выглядевшее десять лет тому назад "неуместным", - не более чем парафраз нынешнего лозунга "Россия для русских", который, по данным одного из опросов 2006 года, поддерживают 35,4% российских граждан [2]. Если в 1989 году, по оценке социологов, признаки ксенофобии проявлялись у 20% населения, то к 2003-му это число возросло до 50% [3].

"Мы потихоньку фашизеем, - говорит кинорежиссер Алексей Герман. - Сегодня почти любая выпивка кончается разговорами о "черных" [4].

Разница лишь в том, что если "вчера" в ксенофобии доминировал антисемитизм, то сегодня она пестрее, а ее главным объектом становятся выходцы с юга, большая часть которых - мусульмане.

Евреи боролись с антисемитизмом преимущественно "ногами", покидая СССР и Россию или вопреки ксенофобским настроениям сохраняя долю этноконфессиональной самобытности, в конечном счете встраивались в русскую культуру, утверждаясь среди образованной элиты общества. Мусульмане не уезжают и не растворяются. Они склонны к сохранению своей конфессиональной идентичности. За ними исторический опыт сопротивления, в том числе вооруженного, которому наследуют и нынешние конфликты.

Какая религия кажется россиянам наиболее чуждой? 27% опрошенных россиян полагают, что ислам (иудаизм с 21% на втором месте). 25% россиян считают мусульман непримиримыми противниками православия. Какого влияния сейчас следует больше всего опасаться? 27,3% уверены, что исламского. Как бы вы отнеслись к тому, чтобы были введены административные ограничения на распространение ислама в России? Целиком положительно - 19,2%, скорее положительно - 25,5%. Опросы проводились в 2002-2004 годах (в основном "Левада-центром").

Кто-то скажет, эти цифры не так уж трагичны. Могло быть и хуже. Особенно в нынешних условиях, когда тема "столкновения цивилизаций" буквально навязла на зубах и стала расхожим понятием в массовом сознании. Ведь, как пишет журналистка Надежда Кеворкова, "нашим экспертам все ясно: приезжие - грязь, террорист - исламский, таджики - наркокурьеры, интернационал - мусульманский, война цивилизаций" [5].

Но даже несмотря на это, большинство россиян относится к исламу если не благожелательно, то уж во всяком случае спокойно и уважительно.

И все же... все же исламофобия стала устойчивой и прогрессирующей.

Помимо, так сказать, объективных причин (терроризм, конфликты, миграция и т. д.) исламофобия "субсидируется" в немалой степени искусственно.

"Исламские волки убивают русских солдат", "Воины Аллаха выбирают Кавказ", "Мусульмане у Кремля", "Деньги для диктатуры шариата", "Зеленая чума", "Хиджаб замедленного действия", "В Европе звучит призыв к джихаду", "Хаджи на час" (по аналогии с известной опереттой "Факир на час"). Список таких заголовков бесконечен.

Они врезаются в память - статьи иногда остаются непрочитанными. Впрочем, есть что почитать и под заголовками. Например в Доме культуры на Дубровке схватились не только террористы и спецназовцы. Там сошлись Аллах и Христос..." Я нарочно не указываю названия газет. Но все они - центральные, популярные и влиятельные. И пишут в них чаще всего профессионалы. (Кое-что можно найти даже в кроссвордах. Например: "бестселлер мусульман", "религия, заставившая мир "дышать на Бен Ладена", "религия, которую считают наиболее воинственной" [6].)

Но влияние печатных СМИ ничто по сравнению с телевидением. Слава Богу, сейчас откровенной исламофобии на экране стало поменьше. Те времена, когда головорез с зеленой повязкой на голове был обязательным персонажем новостных и аналитических программ, прошли. Зато остались кинобоевики, в которых "наши" ведут жестокий вечный бой с "плохими" мусульманами. Конечно, кавказские войны не способствует улучшению нравов, в том числе среди мусульман. Однако дело не в этом. Если сравнить российские авантюрные фильмы с европейскими и особенно американскими, то сразу бросается в глаза: среди тех, кто противостоит злу там, обязательно присутствуют неевропейские лица - негров, арабов, китайцев,. В российском кино черноволосому негодяю почти всегда противостоят "белокурые бестии с нордическим характером".

От кино перейдем к детективно-приключенческой литературе. Здесь на смену жестоким, но все-таки благородным абрекам позапрошлого века в массовую культуру пришли головорезы и садисты. Цитировать нет нужды. И все же одна реплика: "Вы скоро встретитесь с ним в вашем христианском раю", - говорит своим жертвам мусульманин-чеченец [7]. Отрицательный персонаж, а вместе с ним и автор (авторша) проводят жесткий водораздел именно по религиозному принципу, что и "застревает" в подсознании читателя.

Есть другая литература, также отмеченная присутствием ислама. Ее можно отнести к художественно-политологической. Назову романы Андрея Волоса "Маскавская Мекка", Елены Чудиновой "Мечеть Парижской Богоматери", Владимира Михайлова "Вариант "И", книгу Юрия Никитина "Ярость"... Общая сюжетная канва этих произведений схожа: ислам наступает, утверждаясь в России, Франции (у Чудиновой) в качестве религии и идеологии. У Андрея Волоса действие происходит в Маскавской Мекке, "золотые купола и голубые минареты которой громоздились многочисленными ярусами, постепенно сужаясь и уводя взгляд все выше - туда, где тупая игла небоскреба в конце концов смыкалась с грандиозным хрустальным куполом" [8]. "У Чудиновой "над Парижем стоит сплошной, идущий отовсюду молитвенный призыв муэдзинов, пронзительный, монотонно вибрирующий, словно кто-то резал исполинского поросенка в вертящемся барабане стиральной машины" [9]. Этот кошмар - следствие того, что в 2030-е годы власть во Франции, да и вообще во всей Европе переходит к мусульманам, которые загоняют европейцев в гетто и преследуют христианство.

У Никитина и Михайлова описан триумф ислама в России, для которой это, однако, означает выход из критического положения и возрождение в качестве великой державы. Михайлов предлагает некий мифологический прогноз, в котором есть и нефтяной консенсус со странами Персидского залива с установлением мировой нефтяной монополии, и возможность передачи ядерного оружия некоторым мусульманским союзникам, и сентенция российского генерала: "...если бы командовать пришлось солдатами, исповедующими ислам... во имя Аллаха они бы не дрогнули".

В приведенных выше книгах нет слова "исламская угроза". Зато есть что-то могучее, непонятное и потому страшное. Есть, пользуясь словами Михайлова, "исламида". Обыватель ее не может не бояться, даже если она обещает ему геополитическое благополучие и процветание.

Ту же грозную "исламиду", но уже с откровенным знаком минус мы встречаем уже у честного исламофоба, писателя Михаила Веллера: "Они (мусульмане. - А.М.) сильнее духом, на большее готовы. Каждый день жертвуют собой, уничтожая всех тех, кого считают врагами. Они готовы уничтожить нас всех. Мы их - нет. Они готовы уничтожить нашу культуру. Мы их - нет. (...) Победив, они не пощадят нас, и реванша не будет" [10].

В общем литераторы себе позволяют немало.

Российские политики по отношению к исламу веду себя осторожнее и корректнее. Даже Жириновский, даже Рогозин. Иного в публичных высказываниях и быть не может. Чаще других высказывается Владимир Жириновский. Его соображения на счет ислама интересны не столько свойственным лидеру ЛДПР эпатажем, сколь сумбурностью, отражающей общую противоречивость и двойные стандарты в видении ислама всего российского истеблишмента. "Мы не говорим, что ислам сам по себе враждебный. Но есть в учениях ислама, его постулатах, отправлениях обрядов чрезмерный фанатизм, поворачивающий все против соседних народов". "В перспективе мы будем иметь столкновения между христианством и мусульманством". "Задача России уложить Ислам в рамки лишь культуры" [11].

В стане российского либерализма оценка ислама объективна, сдержанна. Наряду с общими словами о значение исламского фактора для России либералы, например Ирина Хакамада, считают, что "в Исламе меньший потенциал демократии". Она же полагает, что российское православное большинство в России более инертно и менее энергично, чем те, кто принимает ислам [12]. Остается только додумывать, что в данном случае понимается под "энергией мусульман". Ясно одно, что наиболее энергично мусульмане действует в оппозиции, когда речь идет о противостоянии власти, об отстаивании своих интересов, в том числе конфессиональных.

Во всяком случае, в мнении политиков, к какому бы спектру они ни принадлежали, угадывается некоторая настороженность. И ее не зачеркнуть даже знаменитым высказыванием Владимира Путина, о том, что Россия - защитница ислама.

Защищают ислам и его духовные лидеры, которые пытаются представить ислам как "религию мира" (наиболее расхожее выражение при разного рода межконфессиональных диалогах). Но зачастую немусульманские слушатели относятся к этому со скепсисом. Во-первых, у имамов и муфтиев нет достаточного профессионализма, чтобы убеждать людей в своей правоте. А во-вторых, по мере подавления свободы суждений звучащие из телевизора и на конференциях слова не вызывают доверия точно так же, как в недавние времена воспринималась разухабистая советская пропаганда.

К тому же некоторые исламские политики и духовные лица нередко допускают слишком тенденциозные высказывания о неминуемой исламизации России, о создании в перспективе исламского государства, выступают против браков мусульман с иноверцами и т. д.

 

В нарисованной мной картине краски сгущены. Сделано это сознательно. Я прекрасно понимаю журналистов, литераторов, которые уверены в своей правоте, которые имеют право на свою позицию. Более того, нельзя запретить журналистам "подавать жареные факты в жареном виде". Так же как удержаться политику от эффектного высказывания, которое призвано способствовать его авторитету?

Но все же в такой стране, как Россия, у публичных людей должна быть самоцензура. Есть темы, при освещении которых степень ответственности особенно высока, когда одним росчерком пера можно обидеть миллионы людей, спровоцировать их ко взаимному недоверию и страху.

Примечания

1. Архипов А. Россия - это монациональное государство русски // Атака. 1995. N33.

2. Опрос проведен исследовательской компанией "Башкирова и партнеры" // Новые известия. 19 мая 2006. С.5

3. Абдулатипов Р. Нация и национализм: добро и зло в национальном вопросе. (б.м., б.д.) С.6-7

4. Герман А. Мы потихоньку фашизеем // Новая газета. 25-27 ноября 2002.

5. Кеворкова Н.. Человек человеку - контейнер // Газета, 24-26 марта 2006. С.4.

6. С. Кусова С. Россия между "Норд-остом" и Бесланом. М., 2005. С.49.

7. Дашкова П. Чеченская марионетка, или Продажные твари. М., 2000. С.325.

8. Волос А. Маскавская Мекка. Москва, 2003.

9. Чудинова Е. Мечеть Парижской Богоматери. М., 2005. С.263.

10. Веллер М. Кассандра. С.-Пб., 2002. С.169.

11. Амиров Р. Ислам и политика. Беседы об исламе. М. 2005. С.8-13.

12. Там же. С.25, 23.