Лев Левинсон

Полиция чувств

Воспользовавшись карикатурным случаем, Минкультуры, Росохранкультуры и прочая охранка уже угрожают закрытием тем средствам информации, которые рискнули бы оскорблять "религиозные чувства верующих".

Что это за специфические чувства? Что общего имеют они с живым религиозным чувством, не нуждающимся в жандармском окормлении? Что за особый сорт верующих - нетерпимых, агрессивных, общественно опасных? Разве верующие - хищные звери, крокодилы, с которыми опасно шутить? Не оскорбительна ли для самих верующих навязчивая государственная забота об их чувствах?

И чем отличаются чувства верующих от чувств других людей, в том числе атеистов?

И не оскорбляют ли чувства верующих - настоящих верующих - война на Северном Кавказе, пытки в армии и милиции, полуголодные пенсионеры и нищие деревни - плоды государственной политики - сильнее и чувствительней карикатур?

Что защищает "охранкультура"? Культуру - или от культуры?

"Верующих" - от "богохульников" Пушкина с "Гавриилиадой", Толстого с "Воскресением"? От "карикатурных" крестных ходов Перова и Репина?

Так засучивайте рукава, зачищайте музеи...

Но "богохульников" защищает Конституция.

Потому что - по Конституции - в Российской Федерации признается идеологическое многообразие, и никакая идеология, в том числе махрово-охранительная, и никакая религия не могут устанавливаться в качестве государственных или обязательных. Россия - светское государство.

В котором каждому гарантируется свобода слова.

Потому что запрещается - по Конституции - разжигать общественно опасные чувства религиозной ненависти и вражды. Не эти ли "чувства верующих" стремятся защитить государственные учреждения? Запрещается - по Конституции - пропагандировать религиозное превосходство.А не этим ли занимаются прокуроры и охранители, возводя "чувства верующих" в превосходную степень?

Если чиновники действовали бы по закону, а не улавливали флюиды, проистекающие с кремлевского Олимпа, они знали бы, что Закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" достаточно защищает неприкосновенность религиозной жизни. "Проведение публичных мероприятий, размещение текстов и изображений, оскорбляющих религиозные чувства граждан, вблизи объектов религиозного почитания запрещаются", - гласит статья 3. Закон проводит ту грань, переступать которую не следует: карикатуры на святых недопустимы на церковной ограде.

Но не за ее пределами.