Томас Хаммарберг

"Мы можем вдохнуть в них жизнь"

Томас Хаммарберг - Комиссар Совета Европы по правам человека.

Совет Европы - далеко не идеальная организация, но я лично никогда бы не стал работать в Совете Европы, если бы не верил в его благородную миссию. Основная цель Совета Европы - защищать три основных принципа: демократия, верховенство права и права человека. И одним из первых актов Совета Европы стало принятие конвенции по правам человека. Это было в 1950 году.

Текст этой конвенции также не является идеальным, тем не менее это действенный инструмент для продвижения защиты прав человека. Если мы будем разумно использовать такие документы, то сможем вдохнуть в них жизнь. От нас зависит, будут ли эти тексты мертвыми документами, или они станут действенными инструментами защиты людей.

Что сегодня означает "использовать Европейскую конвенцию"? Прежде всего это возможность представить серьезные случаи нарушения прав человека для рассмотрения Европейским судом по правам человека. Это также означает, что когда суд принимает окончательное решение по конкретным делам, то эти решения должны быть сообщены общественности, и правительства обязаны выполнять их. К сожалению, Россия - одна из тех стран, которые не всегда выполняют решения Европейского суда.

Еще одной целью нашей деятельности является ратификация всех норм, предусмотренных Советом Европы для всех государств-членов. Например, пока еще Россия не ратифицировала дополнительный протокол, в котором речь идет о полном запрещении смертной казни. Также не был ратифицирован протокол о запрете дискриминации.

Воспользовавшись тем, что Россия вступает на пост председателя Комитета министров Совета Европы, я предложил правительству Российской Федерации, чтобы Дума в скорейшем времени ратифицировала эти два протокола и таким образом они были бы воплощены в жизнь. В первую очередь, это будет означать, что данные документы смогут использовать суды по тем делам, которые относятся к России. И давайте не будем недооценивать суд и не будем недооценивать Конвенцию. Конвенция - это сегодня законодательная норма во всех государствах - членах Совета Европы, в том числе и в России. Когда суд выносит свое постановление - это решение высшей инстанции для данного государства-члена.

Есть еще одна вещь, которую должна сделать Российская Федерация, и в этом вопросе вы - неправительственные организации - тоже могли бы оказать давление. Я говорю о ратификации Социальной хартии. Речь в ней идет об экономических и социальных правах. После того как эта Конвенция будет ратифицирована, может приступить к работе комиссия по мониторингу, которая будет отслеживать, насколько страна реализует те нормы, которые прописаны в данной Конвенции.

 

Об отношении России к исполнению буквы и духа подписанных соглашений говорит такой факт. Существует Конвенция о предотвращении пыток. Был создан комитет, который контролирует соблюдение Конвенции во всех государствах - членах. И Российская Федерация, естественно, является частью этой системы. Доклады, которые готовит этот комитет по результатам своих поездок в государства-члены Совета Европы, публикуются, доводятся до сведения общественности. Публикация таких докладов не является ультимативным требованием, однако комитету удалось убедить практически все правительства государств-членов в том, что это необходимо, что публикация этих докладов является очень действенным инструментом по предотвращению пыток. Российскую Федерацию убедить не удалось.

Поэтому, если вы хотите, чтобы Российская Федерация стала полноценным участником европейской системы по предотвращению пыток, чтобы она активно участвовала в этой работе, окажите давление на правительство Российской Федерации. Оно должно сделать заявление о готовности публиковать доклады Комитета по предотвращению пыток...

 

В системе Совета Европы Комиссар по правам человека является независимой фигурой. Естественно, в своей работе я руководствуюсь теми конвенциями, о которых только что говорил.

В практической деятельности я всегда налаживаю и поддерживаю контакты с неправительственными организациями. Это очень важно с точки зрения получения независимой информации. Еще одна существенная часть моей работы - это миссии: поездки в 46 государств - членов Совета Европы.

Естественно, у нас налажен диалог с Уполномоченными по правам человека в государствах - членах Совета Европы, в том числе и в России. Необходим такой же диалог и с уполномоченными по правам человека в регионах России. Когда речь заходит о продвижении реформы, эти люди могут оказать реальную помощь.

 

Мы анализируем все аспекты, связанные с правами человека в странах Совета. В частности, мы пытаемся определиться в конкретных темах, которые в настоящий момент являются наиболее важными.

Одна из таких тем относится к терроризму: как защищать права человека и в то же самое время бороться с терроризмом?

Еще одна очень важная проблема - это права мигрантов и потребность в принятии срочных мер в борьбе с ксенофобией.

Особое внимание мы обращаем на права детей - это наш вклад в решение проблем будущего поколения.

Еще один вопрос, который мы считаем важным для сегодняшнего дня, - это права людей с ограниченными возможностями. С политической точки зрения, возможно, эта проблема не представляет особого интереса, но нам предстоит осуществить целый ряд мер для того, чтобы эффективно защищать права этих людей. Ведь речь идет о 5-10% населения каждой страны.

 

Что касается предотвращения нарушений прав человека в будущем - я полагаю, что здесь особо важная роль принадлежит образованию в области прав человека. Мне кажется, что во всех государствах-членах необходимо разработать всеобъемлющую систему такого образования.

И позвольте сказать, что я искренне рассчитываю на сотрудничество с вами - с неправительственными организациями. Любая информация, которую вы сочтете важной, будет важной для нас и сыграет свою роль в нашей работе.