Олег Кравцов

Ролевые игры

В силу многих исторически сложившихся причин европейская культура разделяет жизнь человека на детский и взрослый периоды. Можно без преувеличения сказать, что это два совершенно разных мира. Детские формы поведения не приемлемы для взрослых, а то, что делают взрослые, зачастую строго запрещается детям. Переход из одного мира в другой и есть юношеский возраст, который начинается с подросткового кризиса.

Общеизвестно, что переход из мира детей в мир взрослых является одним из наиболее трудных периодов в жизни человека. К тому же подростковый кризис является очень болезненным не только для детей, но и для взрослых, так как часто сопровождается асоциальным, ненормативным поведением и поступками.

В примитивных культурах существуют обряды инициации, обозначающие переход человека из детства во взрослость. Таким образом, всем точно известно, кто взрослый, а кто нет. Таким культурам подростковый кризис не свойственен, поскольку подросткам нет необходимости доказывать свое право на взрослость, на возможность совершать поступки, которые непозволительны детям. В нашей культуре таких обрядов нет. Более того, законы современной социальной жизни таковы, что почти нельзя отличить психологического ребенка от психологического взрослого.

В связи с этим в жизни человека обозначился период, когда человек вроде бы уже вышел из детского возраста, но взрослым еще не стал. Этот жизненный этап таит в себе массу трудностей и даже опасностей. Можно с уверенностью сказать, что в зависимости от того, как человек переживет этот возрастной этап, его дальнейшая жизнь будет успешной или трагической.

В психологии, говоря о самом процессе перехода во взрослость, принято рассматривать процесс социализации, отражающий успешность включения человека в социальную жизнь и превращение его в полноправного члена общества. этот процесс крайне сложен. В современном мире, где много соблазнов для подростка, ему довольно сложно справиться одному. Он может "сломаться", подменяя социализацию приспособлением себя к разного рода внешним обстоятельствам и окружающим людям, может "потеряться", так и не найдя свой путь в жизни, может, наконец, выбрать некоторые формы девиантного поведения. Такое зачастую происходит, когда молодому человеку помощи ждать не от кого, когда вместо сочувствия и совета подростку приходиться сталкиваться с полным непониманием взрослых.

Говоря о переходе ребенка в мир взрослых, необходимо иметь в виду, что помощь со стороны взрослых не должна убирать с его пути все трудности и проблемы. Многие трудности, возникающие на пути к взрослости, не лишены смыла. Они должны сделать ребенка более сильным, жизнеспособным, готовым к решению разного рода проблем. Они научат его сражаться за свое место под солнцем. При этом важно отметить, что ребенок должен быть готов к этим испытаниям, не сломаться под грузом навалившихся проблем. Именно в этом ему и должны помочь взрослые.

Во многом подобная помощь ложится на плечи школы. Предполагается, что школа должна решать воспитательные и образовательные задачи. Однако, как показывают и наши наблюдения, и данные педагогов и психологов, школьная программа ограничивается функцией обучения, причем мало связанного с развитием ребенка. Через года два после окончания школы немногие могут похвастаться тем, что помнят, например, курс школьной химии или легко решают тригонометрические уравнения. Из того, что изучалось в школе, по-настоящему запоминается немногое. И это нормально. Основная задача школы - научить ребенка учиться, привить ребенку любовь к знаниям. Взрослый человек тоже учится, но в отличие от ребенка он учится (вернее, должен уметь учиться) самостоятельно. Но для этого необходима специальная подготовка, с которой, к сожалению, современная школа очень плохо справляется.

Для того чтобы подросток стал взрослым, научился сам ставить перед собой цели и достигать их, необходимо развивать в нем такую черту характера, как самостоятельность. Понятие самостоятельности подразумевает как ответственность, так и определенные права. Этому нельзя научить впрямую. Самостоятельность можно поощрять и поддерживать. В современной школе, в основном, нет условий для решения этой задачи. Ребенка просто обучают. К тому же школа съедает все свободное время ребенка. Жизнь ребенка, стремящегося к взрослости, проходит в соответствии с расписанием. Одни дети соглашаются с такой жизнью и выполняют все внешние правила, другие своими поступками выражают недовольство, несогласие с такими правилами жизни. Однако, как показывает практика, ни то, ни другое ни к чему хорошему не приводит. При большом багаже знаний, полученных в школе, первые подростки оказываются совершенно беспомощными. Нередко они так и остаются большими школьниками. Другие - при внешней самостоятельности - часто оказываются под влиянием более старших, опытных товарищей, которые нередко навязывают им разные формы асоциального поведения.

Для большинства подростков школа становиться чем-то вроде неприятной обязанности, обузы. И их можно понять. Большинству людей, как правило, хорошо знакомо чувство, когда школа становится подневольной обязанностью. Подросток стремится сам распорядиться своим временем, найти себе занятие по вкусу. Хорошо, если ему это удается. Тогда не благодаря школе, а вопреки ей он сможет стать взрослым человеком. А если подросток не смог себя занять ничем интересным? Тогда время пройдет впустую впустую, он рискует ничему не научиться и так и остаться в ребенком. И это в лучшем случае. Последствия могут быть куда более опасными. С каждым годом в России увеличивается число преступлений, совершенных несовершеннолетними. Наркотики, всевозможные секты, неонацистские организации - это лишь самые яркие примеры того, куда может попасть молодой человек при переходе из детства к взрослости. И это проблема не отдельно взятого человека, но всего нашего общества.

К сожалению, современный подросток очень во многом предоставлен сам себе. Как же помочь ему социализироваться? Как сделать так, чтобы его переход к миру взрослых прошел благополучно? Это не теоретический вопрос, а сугубо практическая задача.

В этой статье мы хотели бы затронуть проблему "ролевых игр", которые стали очень популярными и востребованными в среде подростков. Повальное увлечение молодежи этими играми не случайно, они действительно могут оказаться прекрасным способом приобретения подростками новых, нужных им качеств и свойств. С помощью этих игр они могут с пользой и интересно проводить досуг.

Последнее время все чаще обсуждается вопрос о том "психологическом эффекте", который могут оказать ролевые игры на подростка. Несомненно, в них есть свои плюсы, но есть и негативные стороны. Здесь мы попробуем разобраться в этом вопросе с позиции психолога.

Для того чтобы перейти к анализу "ролевых игр", необходимо разобраться в том, что это, собственно, такое. Ролевые игры, или RPG (roleplaying games), пришли в Россию с Запада. Сами по себе они очень разнообразны. Существуют "тактические игры", весьма похожие на игры в солдатиков. Тут основное содержание сводится к стратегии ведения военных действий. Есть игры карточные, имитирующие сражение двух могущественных магов. Еще можно выделить игры театрализации, различающиеся количеством игроков и территорией, на которой они проходят. Можно выделить настольные игры, о которых дальше и пойдет речь. В некоторых играх первостепенное значением имеет персонаж игрока, в некоторых само игровое пространство. Но эти два элемента, так или иначе, присутствуют в любой ролевой игре.

Для настольной ролевой игры требуется ведущий и несколько игроков, и у каждого должен быть свой персонаж. В некоторых играх игрок придумывает себе персонаж сам, в некоторых - использует заготовки ведущего. Персонаж - это некое существо, которое описывается рядом характеристик, формальных и содержательных. Формальные характеристики - это, например, физические параметры. Вво многих играх существует параметры "силы", "ловкости", "выносливости" и т. д. Персонаж обладает также рядом навыков, знаний и способностей. Все эти показатели имеют, как правило, свое числовое выражение и фиксируются в специальном листе игрока. К содержательным характеристикам относятся биография персонажа, особенности его характера, желания и мечты. Способ и степень подробности описания персонажа зависит от конкретной игры и ведущего.

Основная суть игры заключается в следующем: ведущий игры объясняет игрокам, в какую ситуацию попали их персонажи. Игроки советуются и заявляют ведущему, что будут делать их персонажи. Ведущий игры, при необходимости проверив успешность их действий при помощи кубиков (костей), сообщает, чего добились персонажи и как выглядит ситуация теперь. Обычно у ведущего игры есть сюжет, по которому развиваются события в игровом пространстве. Этот сюжет принято называть модуль - поскольку в нем моделируется некая ситуация. Так, например, согласно сюжету, персонажи могут быть наняты для того, чтобы победить монстра и спасти от него деревню. Или могут расследовать загадочное преступление и поймать виновных. Сюжеты возможны самые разные. Это, как правило, зависит от ведущего.

Очень сложно в рамках этой статьи подробно объяснить, что такое настольные ролевые игры во всем их многообразии. Да, в общем-то, это не так уж и важно. По содержанию настольные игры очень похожи на свои компьютерные аналоги, только для настольной игры не нужен компьютер, и она проходит в вербальной форме. Однако, не смотря на то, что такие игры могут показаться пустым времяпрепровождением, для многих людей они оказываются интересной и захватывающей деятельностью. Чтобы по настоящему оценить все их преимущества, необходимо самому в них поиграть.

Главное преимущество настольных ролевых игр - они интересны. При работе с подростками психологу иногда трудно их заинтересовать. Понятно, что за одну непродолжительную беседу психолог ничем не поможет подростку. Тем более если у подростка нет желания эту помощь принимать. Настольные ролевые игры, на наш взгляд, могут послужить тому, чтобы подросток захотел заниматься со специалистом. Они предоставляют молодому человеку интересный досуг, а психологу - возможность помочь в решении проблем подросткового возраста.Можно выделить несколько разных видов психологических задач, которые могут решаться с помощью таких игр.

1) В подростковом возрасте огромную роль играет общение со сверстниками. Подростки не случайно сбиваются в стайки и проводят массу времени вместе. Такое общение нередко становится всем содержанием жизни молодого человека. Общение в таких тесных компаниях сверстников концентрирует в себе суть всего взаимодействия с другими людьми. При переходе в новый, взрослый мир ребенку приходиться учиться общаться как бы заново. Успешность включения в социум зависит от того, насколько эффективно умеет подросток взаимодействовать с другими.

Настольные ролевые игры предполагают разносторонне содержательное межличностное общение. Во-первых, по мере прохождения модуля персонажи сталкиваются с различными существами в выдуманном мире. Ведущий игры может изобразить любые ситуации в рамках своего сюжета. В сюжете можно отразить как интриги королевского двора, так и сложности, возникающие при общении с представителями другой культуры. Во-вторых, перед игроками встают разного рода задачи. Нередко решение задачи должно быть коллективным. Таким образом, игроки учатся договариваться между собой, достигать взаимопонимания и эффективно взаимодействовать. Настольные ролевые игры помогут отточить необходимые социальные навыки. В-третьих, в ролевых играх игроки, как правило, играют уже взрослыми персонажами. Это не просто попытка примерить на себя позицию взрослого. Ролевые игры дают возможность прочувствовать самые разные социальные роли, столкнуться с самими разными проблемами и конфликтами и научиться их разрешать.

2) Самый главный вопрос, который стоит перед подростком, это вопрос самоопределения: "Кто я такой?". И ответ отнюдь не лежит на поверхности. Он отражает глубокую личностную позицию в отношении всего дальнейшего жизненного пути. Чтобы справиться с этой задачей, подростку необходим определенный уровень психологической зрелости. Ошибочно было бы думать, что этот вопрос решается человеком только один раз. По мере взросления человек много раз возвращается к этой проблеме. Но основы его самоопределения будут заложены именно в подростково-юношеском возрасте. Нередко, к сожалению, эта проблема решается "самотеком". Трудные подростки идут по криминальному пути зачастую не потому, что это был их выбор или они к этому стремились, а лишь потому, что так сложились условия их жизни.

Никто не может решить вопрос самоопределения за подростка. Помочь ему в этом - также задача не простая. Отнюдь не каждый психолог возьмется за подобную работу. Однако некоторую помощь могут оказать подростку настольные ролевые игры. В рамках игровой ситуации перед персонажем можно заострить проблему выбора. Бывает, ситуативное решение игроков ставит их персонажей в сложное положение. Все те трудности, которые подстерегают подростка в реальной жизни, можно прожить в игре. При этом в игре, в отличие от реальной жизни, обычно можно хоть что-то исправить. Определение персонажей - кто они, откуда пришли и к чему стремятся - заведомо проще, чем собственное самоопределение. Однако проработка этого вопроса на уровне персонажей даст необходимый опыт и основу для решения своих проблем. Это подготовит подростка к более зрелому решению. Ответственность за принятие решения персонажами постепенно перерастет в настоящую ответственность за собственный выбор.

Можно еще добавить, что проработка персонажа, предполагает продумывание не только внешних, формальных характеристик, но и внутренних, содержательных аспектов развития личности. Это научит подростка глубже оценивать других людей. Способность учитывать психологические особенности человека станет основой понимания самого себя, что, в свою очередь, необходимо для дальнейшего самоопределения и развития.

3) Отдельная тема в психологии - проблема подростковой агрессии. Агрессия - неотъемлемая часть человеческой природы. У подростков уровень агрессии резко возрастает. Для этого есть как объективная, чисто биологическая причина, связанная с гормональным развитием, так и сложная психологическая подоплека. Подросток крайне раним. Прежде чем винить подростков за их ершистость, следует подумать, а будет ли вести себя так человек, у которого в жизни все благополучно. Агрессивность подростка отражает то, насколько ему тяжело. И это вопрос не объективных трудностей, но субъективного переживания.

В рамках ролевых игр подростки могут реализовывать огромное количество агрессии, что не влечет за собой реальных конфликтов с обществом. Игровое пространство может быть заданно таким образом, чтобы проявления агрессии персонажами не остались бы без вполне определенных последствий. Таким образом, агрессия приобретает совершенно иной смысл. Через своих персонажей игроки смогут столкнуться и прочувствовать морально-этическую подоплеку проявления агрессии в обществе.

При повышении уровня сложности игры компетентные игроки могут проигрывать ситуации конфликта между их персонажами. В этом случае игроки должны четко удерживать игровую условность и не переносить конфликт на реальные отношения. Такой опыт помогает по-другому относиться к собственной агрессии. Не тонуть в гневе, но контролировать его. Это может стать хорошей основой для развития самоконтроля.

4) Мы уже несколько раз подчеркивали, что ролевые игры - это довольно содержательная деятельность. В отличие от компьютерных аналогов настольные игры предполагают некоторую эрудированность игроков и ведущего. Картина, которую рисует перед игроками ведущий, должна подчиняться законам здравого смысла. Это могут быть как простейшие вопросы особенностей средневекового быта, так и довольно сложные проблемы государственного устройства и жизни в выдуманной стране.

При повышении уровня сложности игры у игроков возникают потребность в некоторых знаниях по конкретным вопросам. На первых этапах игра определяет ценность таких знаний. Тогда игрок ищет ответ на вопрос: "Что нужно знать, чтобы не совершить глупость, которая повлечет за собой тяжелые последствия для его персонажа?" Игра придает смысл знаниям и делает их действительно интересными. Например, знания по истории представляются подросткам довольно бессмысленными. Но когда они сталкиваются со своим невежеством в игровом пространстве, учебник по истории приобретает совершено иное значение. Ролевые игры могут стать хорошим подспорьем для развития ряда позитивных интересов подростка.

В заключение следует отметить, что мы совсем не хотим сказать, будто бы ролевые игры являются единственным способом безболезненного перехода ребенка к миру взрослых, и не агитируем за то, чтобы в них играли поголовно все. Мы просто хотели подчеркнуть, что для решения актуальных проблем подросткового возраста необходимо использовать деятельность, которая современными подростками очень востребована. При этом важно осознавать, что ролевые игры отнюдь не так безобидны, как может показаться. Пожалуй, именно настольныеролевые игры можно назвать самым безвредным видом игр. В самом худшем случае они окажутся пустой тратой времени. В частности, автору статьи неизвестны - при многолетнем опыте - примеры того, чтобы настольные ролевые игры как-то негативно сказались на игроке, его развитии или поведении. Вместе с тем и эффективность использования этих игр, и те результаты, к которым может привести участие в них, практически целиком и полностью зависят от особенностей ведущего, от того психологического анализа, на основе которого он выстраивает игру, от тех психологических задач, которые с самого начала учитываются им при организации деятельности подростков.