Дмитрий Гривенко

"На людей посмотреть и себя показать", или не только эксгибиционизм

Много (по меркам развития информационных технологий) прошло времени с тех пор, когда компьютеры и немного позже Internet были доступны лишь узкому кругу специалистов. Помню, как студентом в далеком 1990-м году, изучая по специализированным техническим американским журналам английский язык, вместе с опытным преподавателем пытался понять неведомое тогда Electronic mail. Сейчас, отправляя десятки электронных писем в день, все сложнее представить, как мы обходились без этого удобного средства общения.

Затем, с распространением персональных компьютеров и увеличением количества пользователей сети Internet, появились другие формы общения: форумы, чаты, блоги и т.п.

В настоящее время наибольшей популярностью пользуются так называемые блоги [Блог (англ. blog, от web log, зд. - "сетевой журнал событий") - это вебсайт, основное содержимое которого - это регулярно добавляемые записи, статьи или иные формы данных (по определению www.wikipedia.org)] открытого проекта или общественной общемировой энциклопедии, описание которой заслуживает отдельной статьи.

На данный момент в сети существует достаточно большое количество ресурсов подобного рода, из которых наиболее известен www.livejournal.com или просто LiveJournal (LJ, "Живой журнал", ЖЖ).

Внешне блог (дневник) представляет собой персональный сайт, построенный в виде ленты сообщений в хронологическом порядке. Сообщение может содержать как обычный текст, так и ссылки на изображения, которые отображаются в теле сообщения. Кроме этого, отличительной чертой блогов является возможность просматривать сообщения из выбранных дневников других людей (friends) в виде отдельной ленты и комментировать их.

Вот такие, казалось бы, простые вещи, сделали виртуальные дневники очень популярными. Заведя дневник, человек, кроме непосредственно его наполнения различной информацией (не обязательно "дневникового" характера), формирует список "друзей", просматривая их сообщения в единой ленте по мере поступления. Другими словами, владелец дневника формирует свою собственную, уникальную ленту новостей или просто интересной для себя информации. Кроме создания дневников имеется возможность создавать сообщества (community), которые объединяют до нескольких тысяч участников, связанных общими интересами. Это могут быть как политические сообщества, так и сообщества по интересам (фотография, кино, кулинария и т.д.). Каждый участник может послать сообщение в сообщество, например, с каким-нибудь вопросом, которое увидят в своей ленте все участники.

Таким образом, блоги представляют собой очень удобное массовое средство коммуникации, которое владелец дневника "регулирует" самостоятельно.

В последнее время блоги стали все чаще использоваться как еще один вид средств массовой информации: ведь получается, что каждый блоггер автоматически становится репортером для тех людей, которые добавили его журнал себе в френд-ленту или являются членами того же сообщества, что и автор сообщения. Из ярких примеров можно назвать оперативное освещение очевидцами недавних событий в Украине, Киргизии и стихийного бедствия в США.

Есть случаи, когда блоггеры сумели сильно "подпортить кровь" некоторым крупным мировым корпорациям, рассказывая нелицеприятную правду о родной компании в своих дневниках.

Дело дошло до того, что блоги в некоторых странах (в частности в Иране) стали чуть ли не единственным реально независимым СМИ. Не удивительно, что эта ситуация заинтересовала государственных чиновников в таких странах: уже известны случаи арестов блоггеров по политическим мотивам. В сентябре правозащитная организация "Репортеры без границ" опубликовала "Настольную книгу для блоггеров" ["Handbook for bloggers and cyber-dissidents" http://www.rsf.org/rubrique.php3?id_rubrique=542], на 87 страницах которой подробно изложены инструкции, как обойти государственную цензуру (в Китае, например, отслеживаются сообщения, содержащие слова "свобода", "демократия" и т.п.), как обеспечить свою анонимность для властей и т.д.

 

Но все-таки, большинство людей заводит виртуальные дневники из-за того, что это очень удобное средство общения. Теперь не нужно обладать специальными знаниями для обустройства личного пространства в сети: все предоставляется в готовом виде сразу после регистрации. Тысячи офисных работников по всему миру тратят по нескольку часов рабочего времени, посвящая его виртуальному общению. Internet и, в частности, блоги, дали возможность каждому человеку с персональным компьютером и выходом в сеть "заявить о себе миру", приложив к этому минимум усилий. Все мы помним разного рода "Здесь был Вася!", надписи на партах и т.д

При этом не имеет значение местонахождение "аудитории": это может быть одновременно и сосед по лестничной клетке, и заокеанский Джон Смит.

Кроме того, немаловажно, что при этом человек выстраивает свое alter ego в зависимости от задуманной цели: создавая свою виртуальную личность, человек может скрывать какие-то свои черты или подчеркивать другие.

Отдельным пунктом стоит отметить относительную безопасность при высказывании своего мнения по какому-либо вопросу. Если на улице человек и остерегся бы высказать что-то неприятное своему соседу, боясь получить вполне реальный подзатыльник, то при виртуальном общении этих сдерживающих факторов нет. Хотя анекдоты о всесильности госбезопасности [Путин он-лайн: - Только что через Интернет пришел хороший вопрос: "А не западло тебе, Вова, отвечать на анонимные вопросы по Интернету?". Отвечаю задавшему этот вопрос обладателю IP (такой-то), хост (такой-то), провайдер (такой-то) Иванову Сергею Васильевичу, проживающему на Ивановской, дом 13/2.: НЕ ЗАПАДЛО!] и содержат "долю шутки", но в реальности, если человек захочет остаться анонимным, то, если он приложит определенные усилия, найти его будет весьма непросто.

Блоги дали возможность человеку почувствовать, что он полноправный хозяин на "своей территории", где он может устанавливать свои правила и порядки. Выражается это по-разному: для многих это возможность не следить за грамматикой и орфографией, не гнушаться мата к месту и не к месту. Если лет десять назад доступ в Internet имели, как правило, достаточно образованные и грамотные люди, то сейчас ситуация сильно изменилась: теперь перестало быть постыдным писать безграмотно.

Блоги и им подобные технологии породили свой собственный юмор, свой особенный сленг, который будет довольно чужд непосвященному человеку. Например, на прошедших недавно "альтернативных выборах" президента России в "Живом журнале", победителем стал... Евгений Ваганович Петросян, причем он соперничал с известными политиками [http://www.livejournal.com/poll/?id=621050&mode=results]. Таким необычным способом ЖЖ-сообщество показало свое отношение к нынешней политике и то, что они находятся в своем независимом информационном медиа, где не работают устоявшиеся в обычной жизни методы влияния на аудиторию.

Есть здесь и своя "элита": люди, у которых в "друзьях" по нескольку тысяч человек. Как правило, это либо известный человек (Виктор Шендерович, Сергей Лукьяненко) либо просто любопытные личности, журналы которых пестрят необычными, часто шокирующими "неподготовленного" человека сообщениями [goblin_gaga, olgatt и т.п].

В блогах, как и вообще в сети, много представителей различных современных субкультур, самой яркой и многочисленной из которых является "падонковское движение" [www.padonki.org, www.udaff.com] со своеобразным языком общения, своеобразным взглядом на мир. Если вы увидите где-нибудь что-то такое:

"Фпрочем, ково я ожыдаю увидеть в плацкарте? Бландинки-то небось все в СВ. А то и на самолетах, рассекают ваздушное прастранство в салонах самово первово класса. Там, накрыфшись для канспирацыи казенными пледами они делают минеты мерзафцам и толстосумам разворовафшым нашу родину, в то время как какой-нибудь хорошый, но небогатый падонок ждет их не дождецца (по любому не дождецца) в вагоне поезда Чебоксары-Москва.",

то это их, "падонкав" рук дело. "Криатифф" на их языке. Причем, как правило, авторы подобных произведений - достаточно грамотные люди, которые вне сети ничем не отличаются от остальных граждан.

Изменяются и уже существующие, устоявшиеся, вещи. Так, например, все больше писателей (тот же Лукьяненко, например) публикуют в дневниках свои новые произведения по частям в свободном доступе, независимо от обычных, "печатных" книг. При этом каждый имеет возможность комментировать их, задать вопрос автору, пообщаться с другими читателями.

На момент написания статьи открылось еще одно применение данной технологии: Петербургское агентство Rise Communications и московская алкогольная компания "Линия 40" сообщили о завершении проекта "Пшеничная революция", направленного на продвижение принадлежащего последней бренда водки "Пшеничная слеза" через интернет-блоги "Живого журнала" [www.sovetnik.ru/prnews/rus/more/?id=15447].

Суть проекта проста: в условиях жестких ограничений на рекламу алкогольных напитков потребовались новые способы продвижения своего продукта. В трех крупных городах России были организованы так называемые "ЖЖ-пати" с участием известных российских блоггеров, результатом чего стали персональные "отчеты" блоггеров, а также создание сообщества, в котором обсуждается как сам продукт, так и способы его продвижения на рынке. Как заявили организаторы проекта, по численности аудитории и эффективности данное мероприятие не уступает рекламным проектам в обычных, например, печатных, СМИ при очевидном уменьшении финансовых вложений. На этом организаторы проекта не собираются останавливаться: они планируют и дальше работать в этом направлении, поддерживая контакт с блоггерами. Вот пример реакции со стороны блоггеров:

Говорят, что скоро будут предлагать бабло за пиар в ЖЖ.Вообще-то, давно уже предлагают. За всякий там продакт плейсмент и прочее, олько не очень активно, т.е. не скажешь, что на этом можно заработать. Но факт остаётся фактом и тенденция радует. Мы, блять, реально информационное поле и с этим надо считаться. Вот так вот пафосно." [http://www.livejournal.com/users/goblin_gaga/821820.html]

 

"Живой журнал" достаточно крупный сегмент российского Интернета, причем с очень активной ("продвинутой") аудиторией. Можно с уверенностью прогнозировать, что со временем блоггеры, кроме возможности виртуальной самореализации посредством "Живого журнала", научатся получать вполне реальные рекламные деньги. А это уже говорит о серьезности данного явления.

Подводя итог, можно сказать, что современный Интернет, помимо дополнительной возможности получения информации и общения, все заметнее превращается в новый социум со своими уникальными особенностями и "болезнями".