Index

Содержание номера

Алексей Яблоков
Как относиться к Гражданскому Форуму?

Президент России выступил в июне 2001 г. с инициативой провести общероссийский Гражданский Форум. У гражданского общества всегда есть немало проблем, которые оно ставит перед властью, поэтому сама идея такой встречи замечательна. Неясно только - зачем эта встреча нужна Президенту? Зачем Администрация решила потратить (и уже тратит) колоссальные по меркам общественных организаций суммы на подготовку к этому "мероприятию"?

Гражданское общество по своему внутреннему существу бывает только самостоятельным, многоголосым и обязательно должно быть оппонентом власти. Без такого (чем более громкого, тем полезнее для страны) оппонента любая власть очень легко и обязательно "забуреет" и забюрократится, какие бы хорошие идеи она ни проповедовала вначале. Но чтобы сознательно поддерживать своего оппонента, нужен весьма высокий уровень политического развития. Наша сегодняшняя власть не обнадеживает в этом смысле. Она увеличивает военный бюджет, продвигает во все высшие эшелоны власти сотрудников силовых структур и спецслужб, приближает территориальное административное управление к системе военных округов, способствует унификации и контролю за СМИ, ведет военные операции на собственной территории, разрушает систему охраны природы и поощряет бесконтрольное расхищение природных ресурсов для обогащения немногих.

Все это означает, что, по-видимому, кремлевская инициатива по созыву Гражданского форума имеет какие-то иные (чем поддерживать своего оппонента в виде гражданского общества) резоны. Возможно, эта инициатива направлена только на завоевание популярности в интеллектуальных кругах. Хотя сомнительно, что при имеющейся видимой поддержке населения Путину так уж нужна поддержка интеллектуалов.

Учитывая все события последнего времени, неизбежно приходишь к выводу, что затея с Форумом нужна власти для того, чтобы "поставить в стойло", причесать под одну гребенку, сделать управляемыми и послушными тех, кто пока не стал таким.

Получается, что за привлекательной оболочкой Гражданского Форума может скрываться опасное для независимых общественных организаций (и в конце концов, для развития России по пути демократического, открытого общества) содержание.

Какой же выход из положения, при котором и оттолкнуть протянутую властью руку не хочется, и в то же время страшновато оказаться после этого в железных объятиях?

Первый выход - отказаться от этой "опасной связи" и продолжать заниматься своими делами, правозащитными, экологическими и другими, давить на власть, понимая, что лучший способ добиваться решения наших проблем - не попрошайничество и угодничество, а организация давления, социального, интеллектуального, морального и нравственного. Именно об этом, как я понимаю, и говорит, по существу, многоопытная Елена Боннэр, а из известных мне экологов - Николай и Татьяна Щуры из Снежинска и Сергей Пащенко из Новосибирска.

Второй выход - попробовать сыграть на чужом поле свою игру, или - по минимуму - не дать себя использовать в чужой игре. Такая попытка и сделана нами в виде Заявления группы общественных организаций "О становлении и развитии гражданского общества в России". Мы обозначаем в нем достаточно определенно, что имеем в виду, говоря о гражданском обществе, и те первоочередные проблемы, которые надо решать в России тем, кто хотел бы двигаться по этому пути.

Конечно, наше заявление - компромиссное. При его подготовке было немало и гораздо более радикальных, и гораздо более мягких предложений и формулировок, чем получилось в окончательном варианте. Некоторые мои коллеги отказываются его поддерживать по причине его недостаточной жесткости, а другие - напротив, боятся присоединиться к нему из-за его, с их точки зрения, слишком большой резкости.

Я, хоть и являюсь одним из основных авторов (в создании текста Заявления приняло участие, наверное, около тридцати человек), считаю его чересчур мягким. Но даже этот мягкий минимум должен прояснить неясные мотивы действий власти по созыву Форума. Согласится Президент и его Администрация с нашим критическим анализом ситуации и планом первоочередных действий для развития гражданского общества в России - надо будет признать, что мы, "обжегшись" на первоначальных шагах и действиях правящей команды, не разглядели их желания строить цивилизованное и свободное общество в России. Начнутся попытки изъятия или искажения существа наших формулировок - значит, наши опасения справедливы, и тем, кто еще питал какие-то надежды на просвещенное и демократическое правление Путина, надо расставаться с этими иллюзиями.

Содержание номера | Главная страница