Index

Содержание номера

Михаил Ситников
Про Ивана-дурака и Василия Блаженного

Почему, спрашивается, так часто смеются над той солдатской "шуткой юмора", где старший прапорщик усердно измеряет маршрут следования в килограммо-километрах? Не смешно. Ведь сама в высшей степени реальная широта русской души настолько часто измеряется в литро-децибеллах, что поневоле задумаешься над некоей особой спецификой национального, отличного от общего аршина.

Мы на редкость бестолковы и отзывчивы. Мы так талантливы - каждый в отдельности - и часто так безалаберны, когда собираемся вместе.

Наш основной национальный герой - Иван-дурак. А на Красной площади, можно сказать в сердце столицы, стоит самый чудесный и чудной православный собор, названный в честь Василия, опять-таки - Блаженного.

Как-то раз один замечательный человек, будучи расстроенным очередной глупостью, с которой пришлось ему столкнуться, попенял в сердцах: "Господи, ну почему же у нас в стаде Христовом овечек-то нет! Одни бараны".

Сказано исчерпывающе. Вроде бы точно и снова смешно. Но смешно ли? Да, и верно ли это, если смотреть внимательней?

В среде журналистов, особенно тех, кому приходится работать в прямом эфире и вступать в диалоги с неожиданными, непредсказуемыми иной раз собеседниками, есть такое понятие, как "сумасшедшие" или "блаженные". Нет-нет, это не диагноз, и тем более не оскорбление! Потому что таких "блаженных" в радио и телеэфирах искренне и нежно любят, испытывают к ним нередко чувство неподдельной благодарности. А как же иначе, если у тебя язык не поворачивается вымолвить то самое единственное слово, которое напрашивается столь естественно, что готово сорваться и вне контекста.

Но вот - телефонный звонок. И... звучит именно это слово - пусть резкое, но точное, честное и прямое...

После десяти с лишним лет девальвации в России ценностей свободы, равенства и братства мы обращаемся наконец к тому, с чего в сущности надо было начинать - к идее гражданского общества. Мы, похоже, начинаем понимать, что общество, претендующее на то, чтобы называться здоровым, просто не может быть иным. Не может быть организацией, ибо здесь непременно видится организатор - с кнутом и пряником, которыми мы по горло сыты. Не может быть империей или, как принято теперь говорить, державой, потому что весь смысл жизни такого общества утонет в том, чтобы держать кого-то, желающего избавиться от этой хватки.

Мы начинаем осознавать, что нормальное, здоровое общество должно и может быть только организмом - живым, сознательным, здравомыслящим и достойным.

Однако что происходит на этом фоне? Правильно! Мы делаем то, что умеем. А умеем мы, как известно, прежде всего заседать. Еще - учреждать, организовывать и регистрировать. Иными словами, ставить галочки - маленькие и большие. В данном случае, по причине особой важности вопроса, галка должна быть громадной. Плюс - ставить ее желательно Большой Рукой. Лучше всего - Самой Большой. Поэтому в авангарде осмысления неизбежности и сути гражданского общества в современной России встало начало, подобное тому, что когда-то носило название Партии и Правительства.

Сказано - сделано. Сильные мира сего задались решением проблемы, что называется, вплотную, посоветовались 12 июня с Президентом и готовят теперь созыв некоего Гражданского форума, призванного, как ожидают его организаторы, "содействовать установлению атмосферы конструктивного диалога участников третьего сектора, общества и власти и формированию Гражданских Палат, как реальных инструментов воздействия Гражданского Общества на власть". Иными словами, власть, отдавая себе отчет, что обществу быть не гражданским сегодня как-то неприлично, то ли позволила, то ли дала команду своим доверенным лицам таковое немедленно организовать. Впрочем, почему "то ли"? Ведь, в одном из заявлений общественных организаций так прямо и говорится: "Мы приветствуем инициативу Администрации Президента по созыву Гражданского форума...".

Не успело еще взойти солнце, как уже закипела работа. Пиарщики высшего класса, бия себя пухлыми кулаками в крутые груди, будто по мановению руки превратились в страстных защитников примата гражданского контроля за деятельностью власти. Наиболее общественные из общественных организации припомнили весь свой опыт по созданию, сбору и регистрации чего бы то ни было. Но по той причине, что будущий Форум призван олицетворять (а может и представлять собой!) гражданское общество одной восьмой части земной суши, само собой понадобились и представители от народа. И вот уже в бархатных кулуарах под руководством Наиболее Уполномоченного Пиарщика проходит отбор Академика, Писателя, Музыканта, Депутата, Барда, Космонавта, Врача, Артиста и так далее - "по штуке с каждого куста". Формулируются основные цели: "Представительная, исполнительная и судебная власть исполняют свои функции, подчиняясь только закону", "Власть подотчетна обществу, общество имеет возможность контролировать деятельность властей", "Защищаются права человека и гражданина, обеспечение прав каждого является залогом защиты прав всех", "Поддерживается независимость средств массовой информации <...> наука, искусство и культура" и прочее.

Ну, кто с этим не согласится? Кто будет возражать против подобной декларации? Разве что некоторые "сумасшедшие", которые совсем не к месту и не вовремя вылезают на люди с разговорами, что, мол, все это - про судебную власть, про права человека, про власть исполнительную и многое другое - давно уже декларировано действующей Конституцией и другими законами России. Так на то они и блаженные - явление для нас традиционное и привычное.

Однако есть здесь одна деталь: великий русский ученый датского происхождения Владимир Даль оставил в наследство уникальный словарь, в котором вроде бы привычные нам звучания не просто перечислены, но и осмыслены. Есть в этом словаре и слово "блажь", которое кроме "дури" и "дурости" имеет, оказывается, и другие значения - в частности, "упорство". А слово "блаженный" - не только "юродивый", но и "Божий человек".

Так не в том ли все дело, что снисходительно-ироничное отношение общества к упомянутым "блаженным" порождается просто незнанием истинного смысла этого слова, означающего не тронутость умом, а напротив - не воспринимаемую большинством просветленность? В таком случае все становится на свои места: и чудесный Собор на Красной площади, и на удивление мудрый Иван-дурак из древней российской Сказки. И слово "блажь", имеющее кроме общепринятого и другие значения - "несбыточная мечта", "желание"...

Отсюда появляется подозрение, что наиболее ясное осмысление и здравое отношение к тому, что ценно или опасно для всего нашего общества, разумнее искать не в "тесно сплоченной массе" рефлексирующих декларантов, а там, где слова, кроме звука, несут в себе и смысл. Где не перемешаны они в гул оркестровой ямы с соизволения Главного Дирижера.

Глава российского представительства Фонда гражданских свобод Павел Арсеньев считает, например, что "неизбежным результатом Гражданского форума будет деление общественных организаций на "хороших" и "плохих", на "своих" и "чужих". (...) Наверняка на форуме будет идти речь о механизмах финансирования работы НКО. Велик соблазн получать гарантированные средства из бюджета, но тогда общественные организации превратятся из структур гражданского общества в госбюджетные организации, утратят свою роль "противовеса" государственной машине, и баланс в сфере защиты прав и интересов простых граждан нарушится. На мой взгляд, больше всего структуры гражданского общества нуждаются в независимых от власти отечественных источниках финансирования. Для этого необходимы изменения в налоговой политике, дающие частному бизнесу стимулы для поддержки структур гражданского общества. Для этого нужен пакет нормативных актов, а такие документы создаются не на форумах".

Тем не менее после высочайших согласований правом на оформление в России гражданского общества облечен именно Форум. И отныне все, кто усомнится в его исключительных полномочиях представлять неопровержимость факта наличия такого общества в стране, автоматически переходят в раздел "блаженных". И пополняют собой ряды тех приглашенных, кто уже усомнился. Причем на этапе, предваряющем создание Форума:

"...Этот форум не направлен на развитие гражданского общества. Он направлен на имитацию этого процесса перед лицом Европы, и помощников для имитации более чем достаточно. Лучше бы те организации, которые действительно являются представителями действительного нарождающегося гражданского общества, дистанцировались от этих позорных процедур. Тогда виднее бы стало, "кто из ху".

"...Хороводы вокруг гражданского общества носят инструментальную роль, а базовыми все равно остаются усилия этих самых политологов и политтехнологов по созиданию некоей новой реальности. Поэтому вполне естест-венно, что разговоры про ГФ выливаются в итоге именно в такое заседание".

В процессе эволюции гражданского общества гражданский форум, разумеется, необходим. Но именно гражданский, а не ведомственный. Вот только здравая реакция на попытку власти ограничиться созданием очередной демократической фикции свойственна, увы, единицам.

Большинство искренне озабоченных будущим страны людей воспринимает подготовку Гражданского форума, что называется, "ничтоже сумняшеся". И приглашенные участвовать в этом благом деле охотно освящают его своим присутствием. Они самоотверженно работают над проектами. Будучи способны оценить степень лицемерия политиков, не желающих выпускать из рук вожжи собственной исключительности, они пытаются как-то воспрепятствовать сползанию идеи гражданского общества на уровень новой спекуляции. Они ищут компромиссы, устраивают диалоги с властью, разыгрывают поистине шахматные комбинации. Однако часто забывают при этом, какую Систему рассчитывают переиграть и насколько наивно пытаться управлять Кукловодом.

А кто-то с самого начала твердо становится на пути похоронного шествия этой обретенной наконец идеи. Чаще всего, это наши немногочисленные правдоискатели и правдолюбы - российские "блаженные".

Вероятно, они правы. Ибо здравомыслящи.

Содержание номера | Главная страница