Index

Содержание номера

Сергей Пашин
Государство и гражданское общество, или Игра в орлянку

Стремясь избежать столкновения с народом на площадях, государство созывает его представителей на Форум. К диалогу, который ведет гражданское общество с государством в палатах парламента, залах судов, подвалах газетных страниц, кабинках для голосования, добавляется показательный обмен репликами в кремлевских апартаментах. Власть получает в свое распоряжение действующую модель институтов гражданского общества, а эти последние лелеют надежды быть услышанными властью и оказать на нее благотворное влияние.

Однако чрезмерность взаимных ожиданий может в нынешней пороховой атмосфере сделать разочарование обеих сторон особенно горьким. Участникам и наблюдателям завязывающегося диалога стоит, дабы избежать иллюзий, разобраться с природой, сущностью, отношениями государства и гражданского общества.

Частная жизнь, гражданское общество и государство

Свободный человек живет, прежде всего, частной жизнью, то есть имеет в душе, сознании, поведении, общении и пространстве места, доступность которых для прочих людей он регулирует по своему хотению. В этих заветных уголках человек наслаждается покоем, защищенностью и, при желании, одиночеством.

Вступая, добровольно или вынужденно, в отношения с другими людьми в качестве самостоятельного индивида, преследующего личные цели, человек образует ткань гражданского общества. Гражданское общество самодостаточно; оно совокупность отношений людей как участников рынка товаров и услуг, собственников, партнеров, конкурентов, соседей, членов общественных объединений и движений, церквей, землячеств, кланов. Институты гражданского общества властью не обладают, однако оно стихийно порождает правовую систему, которая впоследствии получает наименование "естественного права". Для гражданского общества характерна, по выражению Т. Гоббса, bellum omnium in omnes.1 Конфликты разрешаются в рамках гражданского общества и его организованных элементов приватным образом, например, частными (третейскими) судьями. Поединки, воровские сходки и суды чести - также суть экзотические формы саморегуляции гражданского общества.

Государство - это основанный на публичной власти механизм произвольного перераспределения ресурсов и нематериальных благ, изначально являвшихся достоянием гражданского общества; к институтам государства относятся его глава, правительство, чиновничий аппарат, а также вооруженные отряды, готовые ради правящей группы стрелять в народ.2 Перераспределением ресурсов в свою пользу занимаются и разбойники, однако главари не становятся главами государства, доколе не установят контроль над достаточно большим числом подданных и не найдут приемлемого для последних оправдания своему господству; в отсутствие такого оправдания разбойники могут обладать огромным влиянием, но властью - никогда. Государственные деятели, понимая, что власть замешана на праве, узаконивают потребление соков гражданского общества ссылками: на свое божественное происхождение или помазание на царство по воле божества (монархия); на благородство, способности или заслуги (аристократия); на свое всенародное избрание (республика).

Вдобавок государь и его аппарат, опирающиеся на насилие и прикрывающиеся фиговым листком легитимности, вынуждены, когда они недостаточно сильны, а подвластные недостаточно заморочены или запуганы, демонстрировать полезность своей деятельности для охранения гражданского общества. Государство принимает на себя полицейские функции; противостоит на международной арене другим хищникам, не позволяя им обирать свою паству; призревает сирот и жертв стихийных бедствий; возводит культовые сооружения; субсидирует зрелища. Соответственно, чиновники объясняют требование дани и налогов необходимостью расходовать средства на общеполезные цели. Эти утверждения правдивы лишь до некоторой степени, поскольку изрядная доля собранных с населения средств идет, во-первых, на поддержание высокого уровня жизни представителей государства, а во-вторых, на воспитание в подданных преданности интересам государства и склонности к презрению собственных интересов. Так, под предлогом защиты населения от преступности наращиваются мускулы и техническая оснащенность полицейских сил, используемых для слежки за гражданами и подавления инакомыслия; под видом культуры и просветительства насаждаются культ личности главы государства, казенный патриотизм и фанатизм; заботы о защите отечества или экологии на поверку оказываются перераспределением народных денег через государственный заказ в пользу членов семей и приятелей президентов и мэров. Во имя самосохранения государство идет на любое насилие над гражданским обществом и отмахивается от велений права.

Не следует думать, что сказанное о прожорливости и беспринципности государства - это памфлет либо зарисовка из российской действительности. В самых демократических странах государство, когда видит в том пользу, ведет себя по-разбойничьи. Например, в 1933-1934 годах в США была осуществлена в массовых масштабах конфискация золота и серебра у населения. Гражданам свободной Америки было запрещено под страхом тюремного заключения обладать золотой монетой и золотыми слитками на сумму свыше 100 долларов; "излишки" должны были в трехнедельный срок сдаваться властям. Беженцы из Европы, где набирал силу фашизм, теряли свое золото на таможне. Лица, сдавшие драгоценные металлы, получали компенсацию в бумажных банкнотах, которые вслед за тем были девальвированы на 41%. В результате указанных мероприятий федеральное правительство отобрало у граждан США 5 миллионов унций золота и 111 миллионов унций серебра. Лишь в 1975 году разверстка была официально отменена.3

Как известно, первый еврейский царь Саул был возведен на трон по требованию народа, но по выбору Господа Бога, который вначале велел пророку Самуилу помазать пастуха на царство, а затем явил свою волю племенам в ходе всенародной жеребьевки. До этого Израиль управлялся негосударственным порядком: светскую власть отправляли выборные судьи, а духовную - поставленные всевышним левиты, то есть священнослужители. Интересно, что недовольный требованиями народа израильского Самуил, отговаривая сограждан от их губительного желания, красноречиво и энергично заклеймил государственную власть, пригрозив, что сыновья его собеседников будут призваны на военную службу и станут "бегать пред колесницами" царя, остальным придется жать казенный хлеб и изготавливать "воинское оружие и колесничный прибор его"; еще пророк обещал, что царь "поля ваши и виноградные и масличные сады ваши лучшие возьмет и отдаст слугам своим; и от посевов ваших возьмет десятую часть и отдаст евнухам и слугам своим;... и сами вы будете ему рабами". 4

Великое противостояние

Государство и гражданское общество находятся в постоянной борьбе за сферы влияния, причем противостоят они не только друг другу.

Желанным призом для обоих поединщиков оказывается частная жизнь гражданина. Государство наступает на это благо, используя всевидящие глаза и всеслышащие уши спецслужб, грубую силу приклада и полицейского кулака. Однако и институты гражданского общества, стремясь расширить сферы своего влияния, тоже представляют потенциальную опасность для частной жизни гражданина. В особо широких масштабах бесчинствуют средства массовой информации, выставляя на позорище интимные пристрастия видных людей, а то и простых обывателей. В нашем Отечестве существовала традиция обсуждения семейных конфликтов и супружеских измен на заседаниях парткомов и профкомов, в комсомольских ячейках; и доныне, например, квалификационные коллегии судей отказывают кандидатам на судейские должности в рекомендациях, обнаружив за ними "факты неурегулированных семейных отношений". 5

Но наиболее острая борьба ведется между государством и гражданским обществом, причем первое стремится вторгнуться на территорию второго, а это последнее - ограничить паек и влияние государства до уровня, диктуемого потребностями сохранения и развития гражданского общества, превратить государство в "ночного сторожа". Успех сопутствует то одной, то другой стороне.

Гражданское общество пытается контролировать бюджет государства, ограждать себя и отдельных лиц от произвола власти, а также насаждать механизмы обратной связи. Пожалуй, самым древним приспособлением, сдерживающим экспансию государства, выступал остракизм - "суд черепков".6 Государственный деятель, чрезмерная популярность которого могла привести к смуте и установлению тирании, имя которого нацарапали на глиняных "бюллетенях" не менее 6 тысяч участников народного собрания в Афинах, изгонялся за пределы города, как правило, на десятилетний срок.

К возникшим на почве противостояния государству институтам гражданского общества относятся, помимо партий, правозащитных общественных объединений и фондов, также: свободная пресса; парламент; омбудсманы; суд;7 адвокатура; общественные контролеры; понятые; вооруженный народ. Тревожная предусмотрительность американских переселенцев, потомки которых до сих пор отстаивают свое право обладать огнестрельным оружием, была так велика, что в Декларации независимости США 4 июля 1776 года появились следующие строки: "...Когда длинный ряд злоупотреблений... обнаруживает намерение предать народ во власть неограниченного деспотизма, то он не только имеет право, но и обязан свергнуть такое правительство и на будущее время вверить свою безопасность другой охране". 8

В идеальном случае государство оказывается слугой гражданского общества; выработанное последним естественное право становится ориентиром для государственной деятельности, включая казенное законотворчество, которым оформляется система "позитивного права". В истории человечества были примеры существования государства в "свернутом" состоянии до его пробуждения по воле гражданского общества. Так, в ранний период римской истории (примерно VII в. до н. э.) государство материализовалось лишь в период войны, а в мирное время общины обходились без казенной юстиции и государственного управления.9

Впрочем, институт гражданского общества, захвативший власть и переродившийся, как это было с большевистской партией, не менее опасен для остальной части гражданского общества, чем государство. КПСС отнюдь не была объединением, незаконно вмешивавшимся в государственную деятельность Советов, как пытались доказать на процессе в Конституционном Суде представители Президента РСФСР Б.Н. Ельцина и народные депутаты, требовавшие признания КПСС неконституционной организацией. 10 Эта партия установила собственную диктатуру и обеспечила семидесятитрехлетнее существование кровавого тоталитарного режима, "отрастив" псевдогосударственные формы, а заодно и муляжи институтов гражданского общества (вроде ВЦСПС, штатных "борцов за мир" и "правдист-ской" прессы) подобно тому, как спрут отращивает щупальца.

Государство, стремящееся подмять гражданское общество, уничтожает, прежде всего, основы личной независимости подданных - гражданские свободы, рынок и частную собственность, закрепощает граждан вплоть до запрета им свободно выбирать места жительства и работы. Подавляются каналы обратной связи, всякое инакомыслие, и с особой яростью - пресса и правозащитное движение. Подкупаются деньгами и синекурами депутаты, судьи теряют независимость и низводятся до уровня обыкновенных государственных служащих. Адвокатура превращается в подконтрольный государству (как правило, Министерству юстиции) орган; адвокаты, наряду с прочими чиновниками, присягают на верность государству. Разводятся ручные "правозащитники". В крайнем своем выражении "победа" государства означает полную ликвидацию легального гражданского общества, прозябание его в теневых формах (черный рынок, например).

Верное своей природе государство, сорвавшееся с цепи гражданского общества и заполонившее собою все и вся, обычно приступает к ограблению народа и перераспределению ресурсов в пользу казны и присосавшейся к ней новой элиты. Потрошат всех: богатых - посредством национализации предприятий и выборочного уголовного преследования с конфискацией имущества; средний класс - дефолтами, банковскими кризисами, разорительными налогами и принудительными займами; бедных - гиперинфляцией. Граждане восхваляют государство сквозь стиснутые зубы, но от них требуют еще и непритворной любви к нему.

Подавив гражданское общество, государство порождает его ублюдочные суррогаты, сочетающие в себе возможности власти с самодеятельностью. Таковы, например, эквадорские "эскадроны смерти"; таковы российские правоохранители, предоставляющие предпринимателям "красные крыши".

Две стороны одной монеты

Итак, государство и гражданское общество представляют собой взаимозависимые объекты, находящиеся в состоянии постоянного противоборства, но неспособные сегодня обойтись друг без друга. Институты обоих этих образований достаточно могучи, чтобы вторгаться в сферу частной жизни людей, но исходящая от государства опасность серьезнее, поскольку оно наделено властными полномочиями и при ослаблении контроля со стороны гражданского общества склонно ими злоупотреблять. Негативные аспекты функционирования государства и гражданского общества обусловлены их природой; агрессивность и коварство первого, а равно недоверчивость и некоторая бесцеремонность второго неизбежны.

Государство и гражданское общество можно сравнить с двумя сторонами одной монеты - орлом и решкой. 11 Правозащитное движение как часть гражданского общества сохраняется и имеет смысл, пока работает государственный аппарат. Прочие субъекты гражданского общества периодически прибегают к государственной защите своих интересов и заинтересованы в ее эффективности. Ценность монеты, однако, определяется не столько нанесенными на ее поверхность изображениями, сколько материалом, из которого она изготовлена. Хотелось бы, чтобы державный орел и вензель гражданского общества соединились на золотом слитке человеческой свободы.

Примечания:

1 Война всех против всех (лат.) .

2 Вооруженный народ (милиция, ополчение, повстанцы) принадлежит гражданскому обществу.

3 См.: Везерфорд Дж. История денег / Пер. с англ. Т. Сулицкой, И. Сиснева. М.: ТЕРРА - Книжный клуб, 2001. С. 211-213.

4 Библия. 1 Царств. 8, 11-17.

5 Жеребцов А. Соблюдение Кодекса чести - обязанность судьи // Российская юстиция. 2000, ╧ 5. С. 2.

6 Этот институт родился в 509 году до н. э. в Афинах благодаря Клисфену.

7 То обстоятельство, что парламентарии и судьи получают из рук государства жалование и пользуются особой защитой силовых структур, не делает их государственными должностными лицами. В данном случае гражданское общество добилось от государства обратного перераспределения ресурсов и вложения их в механизмы, сдерживающие государство. Депутаты формулируют волю гражданского общества и защищают его интересы на "абстрактном" уровне, в ходе законотворчества. Судьи, а также народные присяжные и арбитражные заседатели выполняют ту же функцию в процессе осуществления правосудия. Ценность суда состоит вовсе не в том, что он разрешает конфликты (подавляющее большинство конфликтов внутри гражданского общества до суда не доходит), а в том, что в пространстве правосудия: государство низводится до положения равной стороны в процессе; нормы позитивного права проверяются на соответствие положениям естественного права; при необходимости действие неправовых законов парализуется; личность защищается от произвольного уголовного преследования и ограничения в правах.

8 Декларация независимости Соединенных Штатов Америки // Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран / Под ред. З.М.Черниловского. М.: Юрид. лит., 1984. С. 183.

9 См.: Муромцев С.А. Гражданское право древнего Рима. М., 1883. С. 64-65.

10 Так называемое "Дело КПСС" рассматривалось Конституционным Судом Российской Федерации с перерывами на протяжении периода с 26 мая по 30 ноября 1992 г. Поводом послужило ходатайство о проверке конституционности трех указов Президента РСФСР: от 23 августа 1991 г. "О приостановлении деятельности Коммунистической партии РСФСР"; от 25 августа 1991 г. "Об имуществе КПСС и Коммунистической партии РСФСР"; от 6 ноября 1991 г. "О деятельности КПСС и КП РСФСР". Группой народных депутатов был подан встречный иск о проверке конституционности КПСС и КП РСФСР, однако производство по данному ходатайству было в итоговом решении Конституционного Суда прекращено под предлогом того, что КПСС фактически распалась, а Коммунистическая партия РСФСР оказалась еще не оформленной как самостоятельная политическая партия.

11 На одной из ранних российских монет были изображены: на аверсе - государственный герб (двуглавый орел), а на реверсе - решетка. Отсюда и пошли названия сторон российских монет.

Содержание номера | Главная страница