Index

Содержание номера

О Гражданском Форуме

Информационное письмо Правления общества "Мемориал"

12 сентября 2001 г.

О предполагаемом съезде, на котором должны быть представлены несколько (по слухам - пять!) тысяч российских общественных организаций, мы впервые услышали вскоре после встречи 12 июня 2001 года Президента РФ с представителями нескольких десятков таких организаций. Затем появились сообщения о создании Оргкомитета Гражданского Форума в Москве, затем - о создании окружных оргкомитетов, затем - региональных. <...>

Главный вопрос, который неизбежно возникает в данной ситуации: зачем, с какой целью собирают вместе такую представительную и такую разношерстную компанию? Что намерены делать "сообща" защитники гражданских прав, экологи, ветераны труда, защитники животных, союзы писателей или композиторов, барды, филателисты, садоводы, пчеловоды, феминистки, бывшие заключенные, бывшие милиционеры, ассоциации учителей, врачей, научных работников, клубы художественной самодеятельности и т.д., до бесконечности?

Да, каждая из наших организаций - негосударственная, в рамках каждой граждане реализуют те задачи и инициативы, которые сами перед собой ставят. И каждая по-своему действует во благо людей - иногда только своих членов, иногда - шире. Ну и - тут высоких слов не избежать - во благо страны. Но зачем все-таки собираться?

На самом деле, не исключено, что такой Форум действительно мог бы принести серьезную пользу гражданскому обществу России и, в частности, всему Ноеву ковчегу неправительственных организаций. Но для этого цели собрания должны быть четко определены и внятно преподнесены общественному мнению.<...>

Мы хотим подробно рассказать вам о наших сомнениях, размышлениях, о позиции, которую мы выработали совместно с дружественными организациями и движениями, информировать вас о переговорах, в которые мы вступили по этому поводу и о предпринятых нами действиях.

О наших сомнениях

С самого начала внимательному наблюдателю было очевидно, что за кулисами всего мероприятия (т.е. Форума) стоят консультанты и высшие чиновники Администрации Президента РФ. Это обстоятельство не афишировалось, но и не очень скрывалось.

Хорошо это или плохо - внимание государства к проблемам НПО? Правильно это или неправильно - участие высокопоставленных представителей власти в подготовке и проведении форума неправительственных организаций?

В каком-то смысле это и хорошо, и правильно. Это значит, что неполитические и некоммерческие структуры уже стали общественной силой, которую замечают, с которой считаются, которую принимают в расчет. У власти возникла потребность во взаимодействии с гражданским обществом? Что ж, мы всегда понимали необходимость такого взаимодействия и пытались убедить в этом власть.<...>

Но и нам, и вам прекрасно понятно, что интерес власти к институтам гражданского общества может обернуться и опасностью для последнего. Всем памятно, какими способами президентские структуры "выстраивали" губернаторов, какими - обеспечивали "равноудаленность" (скорее - "равноприближенность") олигархов, какими - разбирались с независимыми СМИ.

Многие активисты НПО высказывали сомнения в искренности намерений президентской администрации по отношению к неправительственным организациям. Не станет ли Форум, в лучшем случае, пропагандистским муляжом, имитацией независимой гражданской активности, а в худшем - попыткой создать механизмы государственного контроля над этой активностью? Не будут ли подготовка и проведение Форума использованы для отделения "агнцев" от "козлищ", организаций, поддерживающих власть или, по крайней мере, воздерживающихся от критики, - от организаций, критикующих, подчас весьма остро, те или иные аспекты государственной политики. В рамках традиционной российской ментальности первые рассматриваются как "лояльные", а вторые - как "нелояльные" и едва ли не антигосударственные. Заметим, что подобное разделение на "агнцев" и "козлищ", если оно произойдет, будет немедленно воспроизведено на региональном уровне, по критерию лояльности к губернским властям. И уж точно, что "нелояльных" постараются объявить "маргиналами" и оттеснить на обочину общественной жизни.

Далее. Из ряда выступлений и интервью некоторых членов Оргкомитета следует, что они намерены отобрать делегатов на Форум при помощи каких-то "выборов на местах", а на самом Форуме - создать некую "гражданскую палату". Обе идеи выглядят необыкновенно демократично. Еще бы: "выборы", да еще и "на местах"! Сразу возникает соблазн представить Форум в качестве "легитимного представительства гражданского общества". А чем будет "гражданская палата", если Форум таковую создаст? Совещательным органом, "представляющим" гражданское общество при президенте? Неким дополнением к двум палатам парламента? Чем-то вроде "министерства по делам гражданского общества", организованного силами самого гражданского общества? Мы категорически не можем с этим согласиться. Никакое собрание, каким бы способом оно ни формировалось, не может легитимно представлять все гражданское общество страны. И никакая структура не может говорить от имени всех НКО России, попросту не имеет на это никакого права. Надстройка над гражданским обществом, присваивающая себе такое право, неизбежно станет "потемкинской деревней" для Запада и одновременно механизмом правительственного контроля над независимой общественностью.

Еще одно соображение "против". Как бы кто бы ни относился к участию государственной власти в организации и проведении Форума (мы-то относимся к этому участию не просто положительно, а решительно настаиваем на его необходимости - см. ниже), это участие, с нашей точки зрения, должно быть явным и гласным. Перед обществом же разыгрывался очевидный кукольный театр: президентские структуры вроде бы не при чем, хотя каждый осведомленный газетный комментатор, не говоря уже об аналитиках, может пофамильно назвать людей из Администрации Президента, которым даны поручения организовать и провести Форум.

Могут ли уважающие себя и уважаемые обществом гражданские организации позволить себе играть в подобные игры?

Наконец, последнее. Множество людей помнит о том, что за идеей проведения Форума стоят люди, относительно политической и человеческой репутации которых в обществе сложились не самые лестные мнения. <..>

Мы против превращения НКО в "гражданский ресурс власти", равно как и в "гражданский ресурс политической оппозиции" любого рода. Мы также против использования НКО в качестве ширмы для чисто пропагандистских мероприятий. <...>

О наших принципах

<...> Мы хотим особенно подчеркнуть два положения, которые кажутся нам основой для любого взаимодействия.

Первое: связи, устанавливаемые между общественными организациями, принципиально должны быть исключительно горизонтальными. У каждой гражданской организации своя миссия, своя ниша в общественной жизни, и потому они могут только или быть полностью независимыми, или, в случае выявленного совпадения общественного мандата, сливаться друг с другом.

Есть ли у всей совокупности независимых общественных ассоциаций, от муниципальных объединений и клубов по интересам до защитников гражданских прав и свобод, общие задачи и общие проблемы?

Да, есть.

Это - выстраивание принципиальных основ отношений между гражданскими организациями и государством.

Это - создание правовых условий, при которых любая независимая общественная инициатива, укладывающаяся в рамки закона, может существовать, развиваться и принимать организационные формы.

Это, стало быть, Закон об общественных объединениях, обеспечивающий реальную независимость организаций; это Закон о благотворительности, стимулирующий финансовую поддержку социальным инициативам граждан со стороны бизнеса; это - поправки к налоговому законодательству, которые учитывали бы факт существования в нашем обществе некоммерческих структур.

Конечно, созданием правового контекста нашего собственного существования не исчерпывается перечень того, чего мы хотим от власти. Все или многие гражданские организации заинтересованы в постоянном диалоге с соответствующими государственными ведомствами. Для этого при многих ведомствах необходимо создать соответствующие "переговорные площадки", т.е. специальные институции (общественные советы, комиссии, консультативные и экспертные группы и т.п.), задачей которых было бы обеспечение такого диалога. <...>

Кроме названных выше, никаких общих задач у всей совокупности гражданских организаций нет и быть не может. И создание над ними каких бы то ни было надстроечных структур, обладающих целями и полномочиями, отличными от вышеперечисленных, - контрпродуктивно. Такие структуры неизбежно превращаются в объекты, а то и рычаги для манипулирования.

Второе: диалог ни в коем случае не должен приводить к изменению нашей собственной природы. <...> Диалог с государственной властью должен вестись на началах, исключающих превращение нас в придаток госаппарата; сотрудничество с политическими силами не может превратить нас ни в резерв политической поддержки правительства, ни в резерв политической поддержки оппозиции. Ни в бизнесе как таковом, ни в правительстве как системе политических институтов власти, ни в политической оппозиции как электоральной альтернативе текущей политике нет ничего дурного; но у нас - свои задачи. И наше партнерство с названными силами может быть только равноправным, иначе мы перестанем эффективно выполнять эти задачи.<...>

О нашей переговорной платформе

Мы составили перечень рамочных условий, при соблюдении которых наши организации готовы участвовать в Форуме.

В чем суть наших требований?

Первая их часть касается содержания Форума. Вот они:

1. Форум не должен выродиться в пропагандистское мероприятие, призванное продемонстрировать стране и миру уровень общественной поддержки нынешнего Президента. Голоса тех, кто жестко критикует российское руководство, например, за его чеченскую или (еще более щекотливый и болезненный вопрос!) экологическую политику, должны быть услышаны властью.<...>

2. Форум должен стать местом конкретного обсуждения конкретных проблем, затрагивающих как всю совокупность НКО, так и отдельные сектора. Поэтому центр тяжести работы Форума необходимо перенести с пленарных заседаний на секционные и провести на нем серию предметных круглых столов с обязательным участием представителей правительственных ведомств, комитетов Государственной Думы, высших судебных инстанций.<...>

Вторая группа требований относится к организационно-процедурной стороне подготовки и проведения Форума. В этой связи мы и наши партнеры сформулировали следующие четыре условия, три из которых выглядят - не пугайтесь! - крайне "антидемократически".

3. Никаких "выборов" на Форум! <...>

4. Никаких выборов на Форуме! <...>

5. Мы предлагаем "легализовать", сделать явным и формальным участие в организации и проведении Форума представителей государственной власти, в частности и в первую очередь - Администрации Президента, являющейся реальным инициатором и организатором мероприятия.<...>

6. Финансовая деятельность оргкомитета должна быть прозрачна как по источникам поступления денег, так и по направлениям их расходования. <...>

О наших переговорах

<...> 20 августа мы встретились с первым заместителем главы Администрации Президента РФ В.Ю. Сурковым и первым заместителем начальника Управления внутренней политики Администрации С.А. Абрамовым. По предложению медиатора переговоров, депутата Государственной Думы В.В. Игрунова встреча состоялась в московском офисе "Мемориала".

Со стороны гражданских организаций на встрече присутствовали:

от общества "Мемориал" - председатель правления А.Б. Рогинский и члены Правления А.Ю. Даниэль и А.В. Черкасов; последний представлял также Правозащитный центр "Мемориал";

от организации помощи беженцам и вынужденным переселенцам "Гражданское содействие" (входит в "Общее действие") - председатель организации С.А. Ганнушкина;

от Московской Хельсинкской Группы (входит в Народную ассамблею и "Общее действие") - председатель МХГ Л.М. Алексеева;

от Конфедерации обществ потребителей (входит в Народную ассамблею) - президент Конфедерации А.А. Аузан;

от Социально-Экологического Союза (входит в Народную ассамблею) - сопредседатель Союза С.И. Забелин;

от Центра развития демократии и прав человека (входит в Народную ассамблею и "Общее действие") - президент Центра Ю.Д. Джибладзе;

от комитета "За гражданские права" (входит в "Общее действие" - председатель комитета А.В. Бабушкин;

от организации "За здоровую Россию" (входит в Народную ассамблею) - президент организации Е.Ю. Шаталова.

Кроме того, мы заранее согласовали позиции с А.К. Симоновым (президент Фонда защиты гласности, входящего в "Общее действие" и Народную ассамблею) и председателем "Мемориала" С.А. Ковалевым.

Разговор с руководством Администрации Президента 20 августа был длинным и содержательным. Выяснилось, что не только общие наши соображения, но и многие из выдвинутых нами организационных предложений не вызвали у В.Ю. Суркова никаких возражений. К тем же предложениям, которые он не готов был принять немедленно (например, к тезису "Никаких выборов на Форуме!"), он, по крайней мере, отнесся внимательно и выразил готовность оставить их в качестве предмета дискуссии.

Дальнейшие события развивались так. 4 сентября в Кремле состоялась трехсторонняя встреча. От рабочей группы "старого" Оргкомитета - директор Фонда эффективной политики и внештатный консультант Администрации Президента Глеб Павловский (кажется, главный наш оппонент) и Элла Памфилова (оказавшаяся по большинству вопросов нашей союзницей). От нашей группы организаций - Александр Аузан, Андрей Бабушкин и Святослав Забелин. От Администрации Президента - Владислав Сурков и Сергей Абрамов. Во встрече также принимал участие Вячеслав Игрунов, уже к тому моменту давший свое согласие на вхождение в Оргкомитет (это предложение было сделано ему много раньше, но он поставил свое решение в зависимость от исхода переговоров).

Вот итоги встречи.

Были приняты почти все пункты нашей позиции. Некоторые из них даже усилены; так, спор о легализации государственной власти в подготовке и проведении Форума Сурков предложил разрешить, доведя ситуацию до ее логического завершения, т.е. включить в процесс представителей не только Администрации Президента, но также и Правительства РФ, парламента и высших судебных органов.

Оргкомитет переформировывается заново; он будет состоять из 60 человек, причем каждая из сторон (мы, "старый Оргкомитет" и государство) предложит в него по 20 кандидатур. В т.н. "узкий состав Оргкомитета" или "рабочую группу" войдет 15 человек - по 5 с каждой стороны.

От "выборов" на Форум организаторы отказались. Предстоит найти приемлемую форму отбора и/или кооптирования участников оргкомитетами - региональными, окружными, центральными. Очевидно, региональные и окружные комитеты должны быть переформированы по тому же принципу трехстороннего паритета.

Один из главных вопросов, - о том, должны ли быть созданы на Форуме какие-нибудь общие структуры и какие именно, - на встрече 4 сентября остался открытым. Стороны договорились продолжить дискуссию по этой проблеме.

В понедельник 10 сентября состоялось рабочее совещание трех сторон с целью формирования нового состава Оргкомитета.1

***

Во всем этом непростом позиционировании нашей организации между двумя полюсами взаимодействия с государством - политической сервильностью и политической оппозицией - мы хотели бы не только давать рекомендации вам, дорогие коллеги, но и выслушать ваше мнение. Это письмо составлено не только для того, чтобы проинформировать вас о происходящих событиях. Мы хотели бы выслушать ваше мнение о сформулированных нами принципах и принятой стратегии, получить конкретные замечания по отдельным пунктам этой позиции и предложения о том, как вести себя в дальнейшем. Формируя ваше собственное мнение, имейте только в виду, что, с нашей точки зрения, решение о полноценном участии потребует предельного напряжения сил не только от нас, но и от вас: вы должны будете пробиваться в региональные и окружные комитеты, отстаивать там свою (надеемся, нашу общую) позиции, заниматься кропотливой и бесконечно сложной работой по отбору/кооптированию участников Форума из ваших регионов, участвовать в окружных подготовительных конференциях и т.п. Пассивное участие потребует меньше времени и сил, но ни лавров, ни пользы не принесет - ни вам, ни гражданскому обществу России. С другой стороны, решение о неучастии может привести к тому, что сторонники "гражданской вертикали" одержат верх.

Примечание:

1 После составления и рассылки "информационного письма" состоялось еще несколько заседаний пополненной рабочей группы. Ее состав был доведен до 21 человека - по 7 с каждой стороны. Все наши принципиальные требования к содержанию работы Форума и организационно-процедурной стороне его подготовки были приняты. Оргкомитет переформирован заново, на тех же паритетных началах (по 27 человек с каждой стороны). 25-го сентября состав нового Оргкомитета будет объявлен официально; его первое собрание назначено на 30 сентября.

Содержание номера | Главная страница