Index

Содержание номера

Светлана Ганнушкина
Разговор общества с властью неотвратим

Гражданское общество в России начало строиться не сегодня и не по команде сверху. Возможно, и верно утверждение, что мы получили свободу из рук власти, но воспользоваться ею постарались сами и не без некоторого успеха. За последние десять лет в России возникли, выросли и окрепли действительно независимые общественные организации. (Не буду называть их, но надеюсь оказаться в окружении их представителей.) Нам пришлось пройти путь от принципиального оппонирования власти и конфронтации с нею к пониманию необходимости сотрудничества и профессионализации нашей собственной деятельности. Сложилось у нас и понимание своей роли в обществе.

Общественные организации - это структуры гражданского общества, выступающие от имени и в интересах этого общества или его групп, это канал связи между обществом и государством, и поэтому они не могут находиться в конфронтации с властью/государством, пока и поскольку власть действует в интересах общества. Если государство признает наличие конфронтации между ним и общественными организациями, то оно косвенно признает наличие противоречий между ним и обществом.

Общественные организации не располагают властными полномочиями и, осуществляя свою деятельность, неизбежно обращаются к тем средствам и рычагам, которые составляют исключительную прерогативу государства. Поэтому они по определению настроены на сотрудничество с государством и его органами. Но при этом они не могут, также по определению, быть придатками государства либо играть декоративную роль - иными словами, вешать обществу лапшу на уши. В этом случае их деятельность превращается в имитационную, и они перестают служить своему назначению.

Поэтому речь идет не о готовности к сотрудничеству общественных организаций с государством (это патерналистская позиция), а о готовности и способности государства (не абстрактной, а конкретной и доведенной до каждого ведомства и каждого чиновника) конструктивно сотрудничать с общественными организациями.

За последние два года уровень сотрудничества между государством и общественными организациями существенно снизился. Общество последовательно отлучалось от влияния на власть, уничтожались выработанные за последние годы формы сотрудничества, смешанные государственные и общественные структуры. Постановлением Правительства РФ ╧ 795 от 17 октября 2000 года был ликвидирован целый ряд Правительственных комиссий, в частности по миграционной политике в России, куда входили представители общественных организаций. Указом Президента от 8 августа 2000 года ╧ 1461 упразднен Политический консультативный совет при Президенте РФ и в его составе Постоянно действующая палата по правам человека - орган, который давал большие возможности обсуждения острых проблем нарушения прав личности и доведения точки зрения гражданского общества до всех уровней власти. Уничтожены общественные консультативные советы при федеральных и территориальных миграционных органах. Эксперты неправительственных организаций существенно реже привлекаются и допускаются к разработке законов и правительственных постановлений. Не потому ли, что их квалификация недостаточно высока и, как нам приходится часто слышать, следует оставить эту работу профессионалам? Увы, за последние полгода только благотворительная организация помощи беженцам "Гражданское содействие" при поддержке юристов Сети "Миграция и Право" ПЦ "Мемориал" добилась в Верховном суде признания противоречащими закону и не подлежащими применению двух правительственных постановлений (Постановления ╧ 510 от 30.04.97 г. - частично, Постановления ╧ 418 от 28.05.01 г.) Что же до московских нормативных актов, то из них за год судами признано незаконными никак не менее десятка. Именно общественные организации выступают в судах в защиту тех, чьи права нарушаются противозаконными актами, демонстрируя этим свой профессиональный уровень. Однако власти, пренебрегая своей важнейшей обязанностью, не обеспечивают исполнения решений суда, превращая право и судебную систему в бессмысленную игру.

Мониторинг нарушений прав человека в Чечне, который проводят правозащитные организации, использующийся всеми без исключения вовлеченными в проблему международными структурами, остается невостребованным россий-ской властью. Президент все еще требует, чтобы ему сообщили "имена, фамилии, явки", которые он легко мог бы получить вполне современным способом, заглянув на сайт Human Rights Watch, ПЦ "Мемориал" и других общественных организаций. События 11 сентября в США используются в качестве оправдания властвующего в Чечне террора по отношению к мирному населению.

Сегодня власть в России мне более чем не нравится. Я разочарована результатами последних президентских и парламентских выборов - не только теми, кто выбран, но и теми, кто выбирал. Однако следует признать, что и те, и другие выборы были легитимными, и нам не остается ничего иного, как сотрудничать с той властью, которая есть. Поняла ли власть, что, как бы мы ни были ей неприятны и неудобны, у нее тоже нет иного выхода, как возобновить диалог с нами, отвергнутый ею год назад после Всероссийского чрезвычайного съезда "В защиту прав человека"? Едва ли можно проверить это, отказавшись участ-вовать в гражданском форуме. Пока ясно одно: власть делает шаг навстречу действительно неправительственным организациям - НПО, не довольствуясь ГОНГО - государством организованными негосударственными организациями. Можно предположить, что такому решению есть разные побудительные причины, но не они важны сейчас.

Представляется, что в ходе подготовки и проведения форума можно сделать некоторые вполне разумные вещи.

- Во-первых, мы можем придать форуму приемлемый для нас формат. Уровень этого собрания не должен преувеличиваться, оно не может претендовать на отражение интересов общества в целом. Не может избрать никакой структуры или органа, управляющего гражданским обществом, поскольку это противоречило бы самому понятию гражданского общества. Другие люди могут собрать другое совещание и с не меньшим успехом назваться гражданским форумом номер два, конгрессом или совещанием общественных организаций.

- Во-вторых, в процессе подготовки и многочисленных дискуссий мы должны выделить основные проблемы нашего общества, которые будут обсуждаться на Форуме. При этом уровень обсуждения должен быть достаточно высоким, для обеспечения чего необходима серьезная подготовка тематических совещаний или круглых столов, которые должны стать основой форума. Задача представителей власти, готовящих форум, обеспечить присутствие на круглых столах лиц, полномочных участвовать в обсуждении от имени государства. Итоги каждого совещания должны быть оформлены протоколом. Однако предложения не должны приниматься большинством голосов, в протокол должны быть внесены и различные точки зрения, если таковые окажутся.

- В-третьих, на форуме как основная должна рассматриваться задача определения механизмов сотрудничества общества и власти в решении поставленных проблем. При этом необходимо говорить о восстановлении и активизации созданных в последнее десятилетие механизмов. Не приходится рассчитывать на то, что решения будут найдены. Иной подход приведет к появлению очевидных и общих формулировок и сделает встречу бесполезной.

- В-четвертых, должны быть согласованы с представителями власти конкретные способы приведения в действие предлагаемых механизмов, получены гарантии участия власти в совместной работе в будущем, определены контакт-ные лица и переговорные площадки.

Безусловно, разговор не может оказаться легким, проблемой войны в Чечне неизбежно окажется пропитана любая его тема. Однако разговор общества с властью необходим и неотвратим. Ну а опасения, что власть использует наше участие в форуме в своих декоративных целях не стоит обсуждать уже по тому одному, что наше неучастие в форуме она может использовать с неменьшим успехом.

Содержание номера | Главная страница