Index

Содержание номера

Наиль Мурзаханов
Рэкет в государственных масштабах

Выступление на конференции "Какова цена национальной безопасности?". Конференция проводилась частным фондом The Freedom Forum совместно с Северо-Западным отделением Института развития прессы 2 марта 2001 года.

Я возглавляю компанию, которая занимается провайдингом, т.е. обеспечивает доступ своим клиентам в Интернет. Пространство Интернета не контролируется никем и ничем - это хорошо. Мой личный опыт взаимодействия со спецслужбами говорит о том, что Интернет как коммуникационная среда их не интересует вовсе. Не собираются они ловить жуликов. Глупо ожидать, что какие-нибудь террористы или просто злоумышленники, которые хотят совершить некое преступление, будут говорить об этом в своем электронном послании или будут выкладывать инструкции по изготовлению ядерной бомбы на своем сайте. Глупый жулик поймается на чем-нибудь другом...

На самом деле система СОРМ (ее официальное название "Технические условия по внедрению системы оперативно-розыскных мероприятий на сетях документальной электросвязи") нужна спецслужбам для того, чтобы на базе самой репрезентативной выборке нашего общества (подконтрольного им общества) за ним следить. По этой выборке можно наблюдать за умонастроениями, за лояльностью самых активных граждан. Ведь Интернетом пользуется прежде всего наиболее прогрессивная часть наших сограждан (а с точки зрения ФСБ среди них и кроются потенциальные преступники): прежде всего это студенты, журналисты, правозащитники, врачи, научные работники - список можно продолжать...

Когда ко мне впервые пришли сотрудники ФСБ и предложили подписать план внедрения СОРМ у меня в моей компании, на моем узле связи - я отказался. Но, честно говоря, я был в растерянности. И никто тогда мне не помог. Никто из журналистов, к кому я обращался. А обратился я ко многим. И все надо мной посмеялись. Все сказали, что бесполезно бороться с системой... И только одна-единственная организация, Санкт-Петербургская правозащитная организация "Гражданский контроль", не просто посочувствовала мне, а помогла реальным советом. Объяснила, что, как и зачем происходит.

Благодаря их поддержке у меня появился и личный опыт...

За три года существования и коммерческой эксплуатации нашей компании ни один сотрудник ФСБ, Министерства внутренних дел, налоговой полиции или таможенной службы (я перечисляю те "субъекты", которым по закону положено и разрешается проводить оперативно-розыскные мероприятия) ни разу не пришел ко мне с законным на то основанием, т.е. с судебным решением либо с постановлением следователя или прокурора, чтобы провести такого рода мероприятия. Вместе с тем, эти господа хотели от меня ни много ни мало три вещи. Они хотели, чтобы я потратил на техническое обеспечение Федеральной службы безопасности той аппаратурой, которая позволила бы им шпионить за моими клиентами, немалую сумму денег, сопоставимую с той суммой, которая была потрачена на организацию всего моего бизнеса. Во-вторых, я должен был еще потратить деньги на то, чтобы обучить этих сотрудников работать на этой аппаратуре. И в-третьих, я должен был сдать им все пароли, известные мне, все почтовые ящики своих клиентов и т.д., и т.д., и т.д. Я не буду подробно объяснять, почему я им отказал в этом.

Я много беседовал с этими людьми и понял одну простую вещь. Бытует мнение, что спецслужбам в этом СОРМе нужна, попросту говоря, халява, то есть они хотят получить просто бесплатный, ничем не лимитированный доступ к Интернету. Но все не так просто. Представьте себе количество провайдеров в любом мало-мальски крупном городе. Для того чтобы иметь халявный доступ, достаточно просто запугать одного провайдера. На самом деле они хотят систему СОРМ внедрить у каждого провайдера. Так почему они все-таки давят на провайдеров? Дело в том, что информационные потоки, которые сливаются в магистральные, скажем, на уровне респондеров-спутников либо оконечных устройств оптоволоконных сетей, - это огромный трафик, контролировать этот поток в реальном режиме времени практически невозможно. Пока его разберешь, будет поздно, информация будет неактуальна, никому не будет нужна. Другое дело, когда провайдер, который внедрил у себя на своей аппаратуре СОРМ, отдал все права доступа спецслужбам, обеспечил их необходимым оборудованием, - вот тогда уже можно следить за каждым. И это очень просто.

Но, скажут мне, тогда ты, наверное, сам можешь следить за любым из своих клиентов? На что я резонно отвечу: извините, господа, у меня с каждым из моих клиентов есть договор, где оговаривается не только финансовая сторона дела, но и юридические отношения. Если я разглашу какие-либо сведения о своем клиенте либо передам кому-либо ту информацию, которую должен получить только мой клиент или которую он отправляет кому-то, я совершаю уголовное преступление и мне грозит тюремное заключение. Что же касается сотрудников ФСБ, то этих господ никогда никто в ближайшее время поймать ни на чем не сможет. Сама специфика их деятельности построена на негласной работе... Например, к вам приходит три-четыре раза подряд один и тот же человек и показывает разные удостоверения... Они следят за тобой из разных машин, у которых один и тот же номер. Либо наоборот - на одной и той же машине с разными номерами...

На самом деле, конечно, все не так страшно, но, с другой стороны, подумайте: сегодня за вами просто безобидно наблюдают в замочную скважину. Завтра эту информацию как-то могут использовать. А послезавтра просто поставят к стенке. Я не хочу никого пугать, но это может стать суровой правдой.

На сегодняшний день я - единственный человек, который видел планы ФСБ, я владею двумя экземплярами с печатью ФСБ, которые непредусмотрительно оставили у меня сотрудники ФСБ в свое время. Я немедленно разместил их на сайте "Московского Либертариума" у Анатолия Левенчука. Все, о чем здесь говорится, эти документы подтверждают.

В утешение можно, правда, сказать, что расхлябанность российская, наш бардак вселенский на самом деле для прогрессивной части нашего общества только на руку. Хоть нас и пинают периодически, все же мы - молодые, красивые и смелые - идем на один шаг впереди тех органов, которые за нами наблюдают.

И все-таки... Есть такая структура - Госсвязьнадзор - это организация, которая призвана осуществлять контроль за техническими параметрами связи у операторов связи, в том числе провайдеров Интернета. Не так давно, с 1 января 2001 года, эту организацию лишили бюджетного финансирования. Как вы думаете, кто теперь им платит зарплату?.. Правильно. Постановлением правительства провайдеров обязали содержать всевозможных проверяльщиков из Минсвязи за свой счет, причем в какой-то извращенной форме: 0,3% от всего объема моих поступлений я должен перечислить на особый счет Министерства связи, а Министерство связи будет распределять. А ведь согласно действующему законодательству провайдер, как и любое предприятие, обязан платить только те налоги, которые установлены Законом о налогах. Фактически это рэкет. В государственных масштабах.

Содержание номера | Главная страница