Index Главная страница
Содержание номера

Наталия Малыхина

ДЫРЫ В ЦИВИЛИЗАЦИОННОМ СЛОЕ

"Война имеет свою тайну."

Эту фразу несколько месяцев назад в программе "Глас народа", посвященной чеченской войне, произнес отставной генерал. Никто из присутствовавших не обратил на нее внимания. Считается естественным, что, где война, там и "военная тайна". Однако генерал имел в виду нечто совершенно иное. Слово "тайна" имеет два основных значения: то, что скрыто от людей людьми же, то есть секрет (сюда относится и военная тайна), и то, что недоступно пониманию, то есть собственно тайна. Генерал сообщил нам, что, во всяком случае по его мнению, война имеет эзотерическую сторону, а значит, и рассуждать о ней имеют право только жрецы, посвященные, профанам же следует довольствоваться толкованием.
Толкование, иначе говоря, язык общения профанов с тайная тайных, и есть профессия жреца. Сакральный язык, порожденный посвященными, создает у усвоившего его профана ощущение, что он причастен тайне. Новичок в любой профессии, желая похвастаться своей причастностью к ремеслу, сыпет непонятными терминами. Отличие профессионального жаргона от сакрального языка состоит только в том, что он обозначает секреты ремесла, а не тайну.
Власть жреца сакральна, ее не сравнить с положением профессионала. Профессионал, обладающий секретом и тягой к неограниченной власти, может, вероятно, стремиться превратить свой секрет в тайну. Для этого секрет надо сделать нерассекречиваемым и заручиться на то согласием профанов. Профаны же найдутся всегда: познание требует сил, познание требует мужества - мало ли с чем столкнешься на этом пути, открытия могут оказаться весьма неприятными, могут даже побудить к действию, то есть к тому, чтобы покинуть зону защищенности...
Социальная защищенность - это не собес (собес должен обеспечивать защищенность экономическую), это безопасное существование в социуме. Максимально такую безопасность может обеспечить абсолютная конформность, то есть постоянное приспособление к той силе, которая производит выбраковку в социуме. Не быть выбракованным... Не попасть в категорию отщепенцев, парий, предателей, преступников, врагов народа, выродков, пособников... Любой ярлык с негативным значением, наклеенный жрецом на профана, переводит нас в разряд изгоев, тех, кто изгнан из племени. Для тех, кто имеет опыт выживания в тоталитарном обществе, этот страх - не архаичный; доцивилизационная стадия развития - варварство - была актуализована режимом, который оставил социуму один язык общения - свой. Остальные языки с социальной площадки были изгнаны, их носители стали изгоями.
Упомянутый генерал отгонял профанов от тайны войны, точнее от военной тайны, оставляя тем самым для профанов один язык - язык военных. Профессиональный язык военных, претендующих на жреческое право толковать войну, устроен так, чтобы скрыть самый большой секрет войны: смерть. Потери - это то, что можно найти. Зачищать - делать чистым. Живая сила - это не люди. А нелюди - это та сторона. Они же отщепенцы, бандиты, отморозки, то есть изгои, на которых никакие законы племени не распространяются, с которыми переговоры невозможны по определению, "не с кем там вести переговоры".
Набор "медиологем"1 войны оказался крайне скуден. При попытке составить такой словник сталкиваешься с тем, что он исчерпывается тремя разделами: манихейское разделение на "добрых" (наших) и "злых" (ненаших); весьма неизощренные подмены всех слов, обозначающих смерть и физическое страдание; попытки прикрыть убийство людей правовой терминологией, подменить его восстановлением справедливости, в варварском понимании - местью.
Последний раздел ярче всего демонстрируется переходом от "отражения агрессии" к "добить отморозков". Пробным камнем на этом пути был "санитарный кордон". По логике вещей, после "отражения агрессии" естественно было бы перейти к "укреплению границы". Вместо этого возник "санитарный кордон", и это никого не насторожило. Разве за границей Чечни, которую российская сторона воспринимала как номинальную, административную, началась эпидемия бубонной чумы, холеры, гриппа? Это и был первый шаг к превращению людей, населения Чечни в нелюдей. Мы проглотили, а дальше пошло-поехало с нарастающей скоростью. Когда даже совсем мозгами ленивому стало ясно, что это никакая не контртеррористическая операция, а нечто иное, то и тогда прозревшие схватились за слово "война", которое все же не так страшно и беспощадно характеризует "наших", как "подавление мятежной колонии огнем и мечом, с применением тактики выжженной земли".
Информационная война генералами была выиграна не тогда, когда они практически прекратили доступ к противной стороне. Главную свою победу они одержали, когда принудили журналистов, а через них и общество изъясняться на их профессиональном жаргоне, и, соответственно, думать в пределах скудного словника жрецов культа истребления. Бойко мимикрировав под генеральский камуфляж, мы не заметили, что перестали называть вещи своими именами, то есть теми именами, которые даем вещам мы сами, и начали называть их именами, которые дают им сакральные книги военных - их военные уставы.
Мы позволили им потеснить другие языки с социальной площадки, они уверовали в свои силы и стали подвергать цензуре уже не только языки, но и их носителей. Мы еще в состоянии были опознать в деле Бабицкого цензуру в ее крайнем проявлении, но мы уже не понимаем, что сдаем свои позиции варварскому культу насилия и выбраковки... Остатки цивилизованного мышления еще позволяют нам опознавать, когда нам лгут нагло, не заботясь хотя бы о том, чтобы посылки хоть как-то соответствовали выводам, но способность к критическому анализу уже утрачиваем. Иначе почему никто не оскорбился, когда и.о. отказал нам в праве мыслить, признавшись в том, что этого он и боится. "Дай им программу, начнут грызть и кусать..." То есть подвергать критическому анализу. Он нас уже выбраковал, не дело профанов судить о "тайне государства", о "тайне войны".
Утрачиваем и способность к самоанализу, к критическому прочтению написанного нами самими слова. Иначе как мог бы появиться в "МН" анонс дискуссии "Россия и Запад: кто кого предал?". Это уже перевод стрелки размышления на пути воинских уставов. Как могла "Общая газета" в качестве единственной эффективной формы противодействия власти предложить "нашу не поддержку тех выборов, которые должны укрепить власть существующей власти"? Что означает эта "не поддержка"? Как может быть реализовано "не действие", да еще эффективно? Подобные формулировки не принадлежат сфере мысли вообще, ими можно прикрывать ее отсутствие и только там, где одни дикари внимают оракулу, не понимая ни единого слова, в ожидании жреца, который все правильно растолкует.
Есть люди, уже называющие карательную акцию в Чечне очагом варварства, но имеют при этом в виду переносное значение этого слова - необъяснимую, немотивированную жестокость. Первое его значение не имеет пеоративного оттенка и просто называет состояние человеческого общества в доцивилизационный период, когда об индивидуальной морали и речи еще не идет, а существует только мораль племенная, определяемая прикосновенными к тайне бытия жрецами.
Военная каста в нынешнем ее состоянии тоже руководствуется моралью неперсональной; персонализм, развитие которого во многом определяет развитие цивилизации последнюю тысячу лет, предполагает личную ответственность за поступок. В армии, в силовых ведомствах ответственность делегируется командиру, иными словами, вождю и жрецу в одном лице. Это и есть очаг варварства. Увы, не единственный. Зато захвативший власть, лишающий нас всех наших языков, с помошью которых мы познавали мир. Девушка-военно-служащая так говорит о гибели симпатичного ей командира: "Вчера мы еще с ним чай пили, кашу разогревали на спиртовке, а сегодня он уже "двухсотый"...". Скоро мы все будем ходить по грибы в зеленку, плакать на поминках двухсотых, производить зачистку тараканов и оставлять коридоры безопасности для своих домашних животных. Нарочно не закавычиваю, это сейчас странно выглядит, а через год-другой будет совсем нормально.
Варварство в современном мире не имеет географических границ, оно всюду, и всюду его прикрывает тонкий цивилизационный слой, выработанный тысячелетиями мысли. Он так тонок, что то и дело рвется под напором презрения к мысли, к точному слову, ее выражающему, и естественным продолжением чего становится насилие и преклонение перед силой, способной к "окончательному решению всех вопросов". Окончательное решение всех вопросов в этой жизни - смерть. На кладбище и правда спокойно. На кладбище мысли тоже спокойно. Никакой ответственности, которая вытекает из статьи первой Декларации прав человека "Каждый человек наделен разумом и совестью".
Однажды мы делегировали свой ум, честь и совесть жреческой касте, потом нам их вернули, мы недоуменно повертели их в руках, позабавлялись кто как мог и вернули другой (или той же) жреческой касте: нам с этим не управиться, командуйте, а мы хоть с обрыва в омут за что прикажете, хоть за целостность России, хоть за Православную Церковь, хоть за обороноспособность... Одна просьба: пусть это будет что-нибудь расплывчатое, не совсем понятное, пусть в этом будет некая тайна, которую вы неустанно будете нам толковать, снабжая матрицей поведения на любой случай и словами, которые нам точно определят, кто хороший, а кто плохой.
Ведь язык - не только средство общения, он, среди прочих функций, еще и средство программирования. Есть такая психотерапевтическая школа - нейролингвистическое программирование, НЛП. С ее помощью человек имеет возможность переформулировать свою проблему так, чтобы она стала точкой внутреннего роста и послужила не сужению, а расширения сознания. В той или иной степени, большинство психотерапевтических практик прибегают к таким же или аналогичным методам. Эти практики, как почти всякое изобретение человеческого ума, могут служить развитию и прогрессу, а могут и прямо наоборот. Все зависит от личной моральной установки того, кто владеет техникой, и того, кто выступает в роли клиента. Регрессия к примитивным чувствам мести, упоения силой, беспощадности и безответственности, происшедшая за последнее время, очевидна. В переформулировании "отражения агрессии" в "добить отморозков" был явно применен так называемый шестишаговый рефрейминг. Осознанно или неосознанно прибегали к нему те, кто формулировал ключевые фразы чеченской карательной акции для массового сознания, я, естественно, не знаю. Вполне возможно, они изобрели велосипед, как это на Руси испокон веку принято. А моральные установки... скажем, не установились.
Но кое-что я все-таки теперь знаю. Очевидно, в обществе нет таких интеллектуальных сил, которые бы считали своим основным делом наращивать цивилизационный слой и беречь его от дыр, пробиваемых варварством. Иначе они они не проглядели бы постепенных трансформаций языка, которые привели его в состояние, уже не пригодное для мысли. Откровенно винегретное оформление предвыборных программ свидетельствует о том, что факт состоялся: их авторы уже не снисходят до того, чтобы даже преположить наличие в обществе воли к критическому анализу. Разительный регресс по сравнению с прошлыми выборами: тогда мы выбирали из двух зол меньшее (а это все-таки требует хоть и примитивных, но мыслительных операций), теперь же все с подачи СМИ занимаются аутотренингом: выбора нет, выбора нет, выбора нет... Это не просто сужение сознания, это отказ от него. Капитуляция перед варварством. Дыра в цивилизационном слое.

Содержание номера | Главная страница